Не те нынче школы, что при Союзе, их не спасает ни новая программа, ни материальное обеспечение. Учителя теряют совесть, школьники стыд…

Если вспомнить те времена, что прошли полвека назад, на ум приходят странные мысли. Если поговорить с бабушками и дедушками, начинаешь понимать намного больше, чем сегодня.

А главное, задумываться, во что превратились школы, да и система образования вообще.

Не нужно фантазировать, не нужно ворчать или вздыхать. Несколько фактов – и вот она, голая правда. Вырисовывается грустная картина.

Возьмем 60-70 годы.

Это поколение, когда после войны наконец-то народились дети, страна оправилась от кошмара войны. Школ не хватало, а детей нужно было учить, да и просто чем-то занять, чтобы не маялись от безделья.

А значит – здравствуйте, переполненные классы, здравствуй, учеба в две смены.

Учителя совершали подвиг ежедневно.

Подвиг человеколюбия и ответственности за совершенно чужих детей.

Формирование классов

Ведь в классы набирали от 40 до 50 человек. Причем, в те годы еще помнили, почему и зачем оставляют на второй год. Это явление не было позором или капризом, дети должны были усвоить знания. И школы не жалели для этого сил и ресурсов.

Итак, обычная школа, в ней полторы сотни первоклашек, три или четыре класса.

И с этой толпой детей учителя справлялись в одиночку.

Давайте сравним с современными классами, где 18-25 человек в среднем? И учителя не могут добиться дисциплины на уроке.

Причем современные классы оборудованы по высшему разряду, тут и пособия, и простор, и место для личных вещей. Полвека назад все пространство было забито партами с наклонной поверхностью, учителю даже перед доской пройтись было невозможно. Они стояли, как солдаты все 45 минут урока. И терпеливо объясняли.

Учителя старой закалки не орали – это значило потерять лицо.

А дети настолько уважительно относились к ним, что знали: безобразничать на уроке – лицо потеряет вся семья.

И дома влетит.

Никому и в голову не приходило издеваться над учителем.

Было очевидно: это ребенок пришел в школу, а не учитель к нему. Это ребенок на чужой территории, это ему нужны знания. А значит, он должен вести себя прилично и стараться изо всех сил. 

Нынешние дети уверены: учитель должен и обязан, на него можно жаловаться и даже клеветать, снимать его без разрешения. Их мамы убеждены: учитель должен вертеться вокруг их драгоценных отпрысков, как Земля вокруг Солнца. Каждый – трудный, каждый особенный.

А учителя словно бы и не против. Принимают подарки, принимают деньги – и вместе с этим согласием теряют уважение.

Младшие школьники

Социальные контакты в старой школе формировались с помощью октябрятского и пионерского движений. Постоянно происходили соревнования между звездочками и звеньями, между классами и школами. Дети не ленились, делали все:

  • выращивали овощи-фрукты для школы;
  • занимались уборкой классов и дежурили по всем этажам;
  • собирали макулатуру;
  • возились с отстающими;
  • приходили домой к заболевшим одноклассникам;

Победители могли куда-то поехать классом, причем дисциплина была такой, что с четырьмя десятками детей управлялось всего-то двое взрослых.

Средние классы

Сравните нынешних деток-белоручек, они учат странные предметы и занимаются ерундой, например, обклеивают салфетками коробочки или вяжут. Мальчики, да.

Мальчики прошлых лет уже умели повесить полку, спилить деревце или сделать табуретку. Девочкам стыдно было не уметь связать носки или сварить борщ.

В самом кошмарном сне у них не могло быть занятий по позированию, макияжу или развитию личного бренда.

Девушек украшала скромность, не потому ли те девочки до сих пор живут в крепких браках?

А еще?

А еще старшеклассники не обижали младших, не отбирали у них мелочь. Связываться можно было лишь с равными себе, ведь это позор – обижать маленьких.

В буфетах дети накрывали друг для друга столы и сами убирали за собой.

Нынешние учителя, бегающие с тарелками для своих классов – да никаких сил не хватит уважать их после такого. А родители еще и отчитают, что детоньке дали корочку, а не мягонький кусочек хлеба.

А главное – образование ценилось на вес золота. Невозможно было засыпать директора деньгами и подарками, чтобы бездельник получил аттестат. Он выходил со справкой и при желании переучивался в вечерней школе.

А педагоги готовы были бесплатно заниматься со всеми, кто тянулся к знаниям.

Не те нынче школы, что при Союзе, их не спасает ни новая программа, ни материальное обеспечение. Учителя теряют совесть, школьники стыд…