О чем мечтали советские мальчишки? Мопед был на первом месте

Мечты советского ребенка шли по порядку. Сперва хотелось машинку. Потом велосипед. Как счастливы были детки первому ощущению независимости! Что им советы бабушки : “Только вокруг дома!”, когда манят незнакомые улицы и переулки?

Дети неслись на великах на речку и к друзьям, за город в велопоходы и за грибами. Но чуть подросшие мальчишки уже смотрели с завистью на ребят с моторами: мотоциклы и мопеды становились новой мечтой.

Так уж устроены люди, всегда им всего мало, а лучшее враг хорошего.

Велосипеды с моторчиками быстро получили название мопедов, были они слабенькими, зато и в размерах маленькими. Не занимали места в гараже или кладовке, тратили совсем мало топлива, не требовали особой суеты. Их легко было научиться водить, просто обслуживать и дешево — ремонтировать. Скорость 35-40 километров в час была для них запредельной, но большего и не требовалось. Ведь каждый мальчишка, у кого появился мопед, моментально повышал статус среди сверстников. Его уважали, с ним хотели дружить. А сколько было желающих прокатиться!

Бесполезно было отмахиваться, мол, бензин закончился. Жаждущие новых ощущений тут же несли горючее в бутылках, кружках и бидонах, лишь бы заслужить шанс.

В Союзе не спешили выпускать мопеды, все же не хотелось давать людям лишнюю мобильность и дополнительные возможности уйти из-под контроля. Поначалу приспосабливали универсальные моторчики к велосипедам.

Двигатель пристраивали то перед рулем, то на багажнике сзади, привод тянули к переднему колесу. Был вариант и посложнее: двигатель размещался под педалями, вращение задавалось резиновым барабаном, который прижимался к шине колеса сзади.

Но все эти моторы-приставки были слишком уж неудобными, поэтому покупать и модифицировать велики не спешили.

Тут отличился Харьковский велосипедный завод. К середине пятидесятых на нем начали создавать специальный велосипед, совместимый с небольшим двигателем на бензине. Этот двигатель Д-4 с нуля разработал сельский изобретатель-самоучка, Прибылой Филипп Александрович. Он не опирался на иностранные технологии, что в независимом гордом СССР ценилось. Двигатель запустили в производство в 1956.

Просто удивительно, насколько удачной оказалась эта конструкция. Ее выпускали больше четырех десятков лет, время от времени совершенствуя, но принцип остался тем же. Технологию в подходящий момент скопировали китайцы, слегка изменили и выпускают такие мопеды до сих пор.

Этот же двигатель Д-4 лег в основу первых харьковских мопедов В-901.

Особенности конструкции

Конечно, велосипеды, предназначенные для езды с моторами, стремились сделать надежнее и безопаснее. У них усиливали раму, делали шины побольше. Со временем производство перенесли во Львов, на мотовелосипедный завод, модифицировали до В-902 и наладили массовый выпуск.

Со временем инженеры завода запустили в массовый выпуск и собственную разработку, мотовелосипед Львовянка МВ-042. После пяти модификаций модель продержалась до 70-го года, затем завод перешел на Верховины. Эта серия мопедов в смелом ярком дизайне пришлась потребителям по душе, пережила целых семь модернизаций, выпускались даже специальные версии для туризма и спорта. На таком гонял Сережа Сыроежкин в знаменитом Электронике.

С 1981 года во Львове отказались от устаревших версий мопедов и начали выпускать серию Карпаты.

Но не только Украина занималась легкой техникой. На рижской “Красной звезде” в 1958 начали делать мопеды Рига. Модель Спиридитис с двигателем от Явы имела объем 60 сантиметров кубических. Но модель имела больше недостатков, чем плюсов, производство быстро свернули. С 60-го выпустили Ригу-1, объем 50 см кубических, владельцам нужно было получать права на вождение. Пришлось делать еще один мопед с проверенным двигателем Д-4, назвали его Гауя.

Рижане это название любят, даже приемник был такой. Так и производили модели для водителей-профессионалов и для тех, кому можно было обходиться без прав. К началу 70-х выпускали полмиллиона мопедов в год. На экспорт их разбирали мало, меньше 10% от всего объема, но в СССР покупателей хватало.

Их покупали бы и по сей день, только вот республики не продумали последствия независимости. Рынок сбыта исчез с появлением границ, да и с поставками сырья стало сложно. Оба завода обанкротились и прекратили делать замечательные модели.

А жалко.

Ведь те мопеды до сих пор кое-где пылятся по гаражам. Надежные, неубиваемые, их восстанавливают любители — и мопеды отлично работают. Легко заводятся, легко едут, да еще и пассажира можно прихватить. Главное, укомплектовать их по современным стандартам безопасности: фары, фонарик, проверить всю систему — и пусть завидуют те, кто катается на самокатах. Что они видели, если ни разу не разбирали двигатель внутреннего сгорания?

О чем мечтали советские мальчишки? Мопед был на первом месте