Воспитание в СССР: не все было гладко, как сейчас хочется верить

Психологи выявили интересную закономерность. Среди клиентов все больше становится родившихся в эпоху застоя. Они приходят, самые разные люди, с разным образованием и из разных семей, но истории их словно под копирку.

Словно у всех в то время случались детские травмы, видно, система работала с обязательным процентом брака.

Нужно понимать, что детей в Союзе воспитывали не только родители, в процесс лезло государство, причем активно. Многие принципы тех лет сейчас педагогами осуждаются, психологи вообще склонны запрещать подобные методы.

Что же переломало поколение последних советских лет?

Манера стыдить

Этот инструмент широко использовали, чтобы вырастить достойного советского гражданина. Такое ощущение, что в школах и садиках даже радовались, найдя повод публично опозорить ребенка на всю группу или класс. Стыдили детей и родители, и учителя, сами дети в пионерских организациях или кружках. Положено было делать это как можно шире: виновника ставили перед всем классом или на школьной линейке, каждый знал об их выходках, писали в стенгазетах, сообщали родителям.

Привычка запугивать

Уж пугать-то педагоги умели, верили, что закаляют детский характер. Родители и вовсе не заморачивались, ведь их никто не осуждал за физические наказания. Дети, как норму, обсуждали во дворе:

  • Влетело?
  • Да, сидеть не мог…

Вот таким образом и объясняли ребенку, как сильно он неправ. Но насилие — не только порка ремнем, за недоеденную кашу ставили в угол на час, за двойку могли лишить той самой каши. Логика присутствовала не всегда, а страх оставался. Дети учились быть ласковыми из-под палки, как собаки: лишь бы не били.

Отсутствие эмоционального контакта

Бабушки в сорок лет еще продолжали ходить на работу, для малышей были организованы ясли и пятидневки, отдать можно было с полугода. Садики были настоящими детскими казармами, душевные переживания никого не волновали. Стоило заплакать, еще и обзовут, а то и накажут. Потому подавленные эмоции вели за собой настоящие психологические травмы.

Многие дети запрещали себе что-то чувствовать, страшно было показать кому-то страх, зависть — это порицалось. Но и теплые чувства высмеивались, любить допускалось только Ленина.

Но пусть дети и не показывали эмоций, с двух лет научившись вести себя маленькими солдатами. Разве их не было, этих чувств? Покалеченная психика этих повзрослевших детей стала настоящей бедой уже для их детей и внуков.

Воспитание в СССР: не все было гладко, как сейчас хочется верить