Любовь и ненависть в СССР, рассказываю о судьбе актера Спиридонова

Этого советского актера основательно подзабыли, совершенно незаслуженно. Вадим Семенович снимался в таких картинах, что не останешься равнодушным при просмотре, это было то самое кино, что и уму, и сердцу, заставляло думать, чувствовать и переживать. Его герои были живыми и настоящими, позволяли прочувствовать ход своих мыслей, понять их решения, ощутить и любовь, и вкус предательства, и силу ненависти.

Посмотрев такое кино, не пойдешь с дивана ругаться с женой или заниматься бытовой рутиной. Душа будет долго еще сопереживать героям и событиям, захочется подумать и что-то для себя понять.

Сколько же было выразительных ролей!

В “Любви земной”, в “Судьбе” он играл Федора Макашина.

Деев, полковник из “Горячего снега”.

Федор Савельев в “Вечном зове”.

Актер погружался в роль полностью, без остатка, не жалея себя. Но как он раскрылся в роли Савельева — такого нигде больше не было.

Это был настоящий красавец. Немыслимо обаятельный, притягательный, а какой выразительный взгляд! Это нужно было особый талант иметь, показав рокового героя и вызвав острую к себе ненависть буквально с первых кадров. Спиридонов получил Госпремию за отрицательную роль в 1979 году, это ведь еще нужно было покорить комиссию! Но он так точно и без прикрас раскрыл подлеца и предателя, показал к чему ведут распущенность и низость, так по-настоящему “погиб” в конце от рук собственного брата, что актерскую работу оценили наивысшим образом.

Талант его и подвел.

После отрицательной роли все режиссеры хотели доверять своих негодяев только ему, и актер попался в эту ловушку. Сыграл в дилогии Матвеева, “Судьба” и “Любовь земная”. И про самого актера слухи пошли.

Что не сыграет так порядочный человек, наверняка сидел. Наверняка нравы не понаслышке знает. Конечно, сволочь и подлец…

Даже корреспонденты не пытались держаться за профессионализм, хайпа хотелось и тогда. Вадима бесцеремонно расспрашивали о тюремном прошлом, слухи множились, и актер стал избегать интервью. Разумеется, это спровоцировало новую волну слухов, языки без костей сделали его еще и алкоголиком.

  • Да пьет он, — клялись друг другу кумушки, — ты его рожу видела? В кино все видно, роль чужая, а рожа-то своя! И знакомая моя лично видела…

Случалось, Вадим шел по улице по своим делам, а слышал крик в спину:

  • Да вон он, предатель, сволочь, бейте его!!!

Вдова Спиридонова эти слухи отрицает, для нее муж самый-самый.

Первое признание актер услышал от автора “Вечного зова”. Анатолий Иванов сказал ему после премьеры, что Спиридонов смог сказать своим образом и игрой и лучше, и больше, чем было в строчках.

“Вечный зов” оказался самым длинным сериалом советского времени. Но получился цельным, как идеальное произведение искусства, ни отнять, ни прибавить. Не похожий на мыльную оперу, он захватывает с первой же серии, и каждое действие, каждый диалог получают развитие. Случайностей в сериале нет.

Нет и самого главного героя, следишь сразу за несколькими историями. Но средний из сыновей Савельевых, Федор, вызывает неожиданно сильный интерес.

Сюжет сериала

Юный еще Федор нашел работу у местного кулака. Начав работать на заимке Федора Лукича, юноша мучается от зависти, у него нет более достойного примера. Он жаждет разбогатеть, дорваться до власти, позволять себе разгульную жизнь. И зависть заставляет его потерять совесть. Кафтанов выгоняет с работы отца Федора, и тот, не дрогнув, занимает его место. Поразился даже хозяин, но на работе парня оставил.

Спиридонов тонко передает все его душевные метания и сомнения, его ломает, ведь когда-то его учили, что такое хорошо. Революционный путь, что выбрал старший, Федору не по душе, зачем спасать целую страну? Можно же стать родственником Кафтанова и забыть о нищете навсегда!

Он ужом лезет во все щели, готов прогибаться, забывать о собственной совести, по приказу он и женщин бьет плетьми, лишь бы хозяин кивнул ему благосклонно.

По нему понятно, что он чувствует, без слов. Актер умеет и низкопоклонство перед сильными показать, и передать похоть без намека на чистый восторг перед красивой женщиной.

Парня хочется остановить, может быть, одумается? Переоценит свои поступки, сообразит, к чему идет дело? Зачем он слушает злые слова Демьяна?

Зачем унижает Анфису?

И наступает момент надежды, когда Федор оказался выпорот. Кафтанов и морально его растоптал, устроив избиение на глазах у младшего Ивана. Федор ушел в партизаны, а зритель надеется: парень вспомнил, как правильно.

Только вот душа его где-то надломилась, начала загнивать, разлагаться от постоянной ненависти. То он ненавидит новый строй: как же, мечтал о власти, получил пшик. То младшего брата ненавидит до зубовного скрежета, ведь тот смог найти себя: после того, как повоевал за кулаков, вернулся на правую сторону.

Федор то в смерти отца его винит, то к жене ревнует, избивает не раз.

Но и жену он ненавидит, и сына не может признать собственным.

Что ему остается?

Мстить.

Только кому, если не видит главного виновника своих бед?

Издевается над слабыми. Не отстает от любящей его Анфисы — и рад, что муж лупит ее за эти встречи, словно женская страсть повышает его ценность в собственных глазах.

Но разве он любит Анфису?

Нет, она так и осталась девкой со двора, когда-то он мечтал о ней, при Кафтанове, но уже нет. Зато злорадствует, что супруг Анфисы Кирьян спивается от горя.

Героя настолько шатает, он хочет то одного, то противоположного — будто документальный фильм сняли, насколько он достоверен психологически.

Но все еще было можно вернуть, опомниться, повиниться — пока Кирьян не оговорил брата Федора. Плата достойная — Федор обещал порвать с женой Кирьяна.

Впрочем, ему все равно никто не верит, Федор осуждаем всеми односельчанами, даже сын против.

В ужасе от поступка мужа даже Анфиса. И, типичная ситуация, когда любая подлость идет во вред себе, жена потеряла уважение окончательно. И продолжила встречаться с Федором.

Тот меняется — актер мастерски показывает, как заматерело зло, как в душе поселилась мертвая тоска. Редко говорит, но слова стали вескими. Он мучается и продолжает издеваться над всеми вокруг.

И мы не знаем, как досталась роль самому актеру. Так вжиться в образ, так прочувствовать и передать эти разрушающие эмоции — это ведь нужно прожить эту жизнь, ощутить на себе каждый момент.

В какой-то момент Федор сбегает от реальности на войну. И тут он мог стать сильнее, чище, сбросить наносное. Только вот предательства ему свои не простили. Он и сам толком не знал причины, может быть не в убеждениях дело было?

Раскрылся он только в разговоре с братом, мелькнул тот самый юный Федор, обрадовался младшему. И продолжил цепляться за старые надуманные обиды.

Зрители не знали, что после расстрела Федора актер сломался. У него началась истерика, а может быть, это была эйфория? Он ведь устал годами играть надломленную исковерканную душу. И горевал о Федоре, как о родном человеке, что не нашел исцеления.

19 серий снимались 10 лет, но их стоит пересмотреть.

Любовь и ненависть в СССР, рассказываю о судьбе актера Спиридонова