Первый класс меня ждал в 1965 году. Я хорошо помню то время, не хочу даже приукрашивать, и так здорово было

Да, школа с тех пор изменилась. Учебные программы усложняются с каждым годом, к преподавателям требования тоже растут. Но при этом сам учебный процесс страдает. Дети не ценят того, что им дают.

А как рвались в школу в советское время, когда живы были еще безграмотные бабушки! Грустно это: преподаватели учат детей с прохладцей, словно заставляют себя насильно, дети идут в школу нога за ногу.

А ведь было время — шли в школу, как на праздник.

Шли не только первого сентября, ценили каждый учебный день.

В те годы, 1965 и дальше, подросли детишки, родившиеся после войны, их стало больше. Школы были переполнены, наша простая семилетка в сельской местности набрала сразу три класса, и в каждом больше сорока детей. В моем классе было 45, из них один второгодник, случалось детям от программы отстать, так их не ленились по второму разу переучить.

И заметьте, никому из учителей даже в голову не приходило, что они могут не справиться с учениками, что дисциплина будет хромать: в те годы дети умели вести себя прилично.

Наша первая учительница была, что называется, создана для профессии. В битком набитом партами кабинете у нее был совсем небольшой уголок для маневров возле стола, она не могла добежать в любой конец класса отбирать шпаргалку, но дети ее уважали и так, боялись каждого замечания. И заметим, она даже голоса не повышала, только указку покрепче перехватывала.

Конечно, дети всегда и шумные, и хулиганистые, порой нам хотелось побеситься. Но не послушаться учительницу? Нет, такого мы себе не позволяли. Так нас настраивали дома. Мы приходили в школу, считая учительницу самым уважаемым человеком. Даже прозвища ей так и не дали, только по имени-отчеству. Даже в играх, даже наказанные, мы считали ее всегда правой.

В этом вопросе наш класс уникальностью не отличался, в других школах дела обстояли точно так же.

Школьные дела

В классе нашем принято было участвовать во всех событиях, что происходили вокруг. Мы постоянно с кем-то соревновались: звездочками и потом отрядами внутри класса, классами и даже школами. Старались и учиться как можно лучше, чтоб больше всех пятерок было. И помогали школе за совесть, собирали то макулатуру, то мусор во дворе. Сами ухаживали за школьным огородом, приятно было в столовой не ощущать себя нахлебниками: сами вырастили овощи, сами ухаживали за птицей.

Однажды наш класс даже поездкой премировали. Родители спокойно посадили в поезд всех 45 детей, с нами ехали только учительница и вожатая, но никто не волновался. И мы вели себя прилично.

Взрослеющих девочек и мальчиков готовили к взрослой жизни с юных лет. Мы учились держать в руках спицы, умели готовить, ремонтировали одежду и шили себе необходимое. Мальчишки всегда занимались с трудовиком мужскими занятиями. Знали, как устроена розетка, как сделать табуретку, могли разобраться с починкой чего угодно. Это вам не бисероплетение, бессмысленное занятие современных школьников.

В отношениях детей был порядок и была справедливость. Случались драки, бывали проблемы с учебой. Но никто не обижал маленьких, за это не уважали. Не отнимали мелочь, не били девочек. И девочки вели себя, как девочки.

А главное — дети хотели учиться, а учителя учить. Им и в голову не приходило просить деньги за дополнительные занятия, с детьми оставались после уроков, объясняли пропущенный из-за болезни материал.

Не поощряли лишь тех, кто не хотел трудиться и учиться, но и для них были вечерние школы, с возможностью пересдать двойки, получить-таки аттестат и двигаться с ним дальше. И знаете, нашему двоечнику в такой ситуации шли навстречу все учителя, он хотел заниматься — и с ним занимались.

Многих учителей уже нет, да и одноклассники не все живы. Но собираясь, мы вспоминаем это прекрасное школьное время. Нынче школа богатая, но не в радость она детям.

Первый класс меня ждал в 1965 году. Я хорошо помню то время, не хочу даже приукрашивать, и так здорово было