Актриса Марина Скворцова прошла огромный путь, от луковых грядок до ролей в культовых кинофильмах СССР. Ее помнят в ролях мамушек и бабушек, но посмотрите, какие у нее правильные черты лица! Она бы переплюнула многих звезд, пожелай только заняться собой.
Кто видел “Калину красную”, тот запомнил эту чистенькую старушку, маму главной героини и ее знаменитое “Возьми сковородник”. Вот так, в 63 года она сыграла первую из своих самых ярких ролей и прославилась, что называется, на старости лет.
Но почему она стала звездой в пенсионном возрасте, где раньше пропадал такой самородок?
Детство
Маша Луговая (Скворцовой она станет потом) родилась еще до революции, в 1911. В Тульской области жили трудно, большими крестьянскими семьями, поэтому Маша с раннего детства понимала: ждать ей от жизни нечего. Она много работала по дому, помогала родителям в поле, заботилась об остальных детях в семье. Потому и получались у нее такие бабушки: она просто помнила эту жизнь изнутри.
Старшие братья Машеньки после революции уехали в столицу, устроились на завод. Забрали и сестру, чтоб разгрузить родителей от лишнего рта и дать девочке шанс изменить жизнь. Она училась в школе, пела в церковном хоре, ею восхищались. Голос был прекрасным, просто ангельским.
Куда пойти учиться
У деревенской простушки глаза разбегались от открывшихся возможностей, это не выбирать между полем и коровником. Подружка уболтала Машу попробовать себя в новой профессии, они отправились во всесоюзный Радиокомитет, при котором работала театральная студия. Маша пошла за компанию, но Серафима Бирман рассмотрела в девушке талант.
Руководительница студии была очень строгой и требовательной, студенты даже назвали бы ее невыносимой. Диктаторские замашки, желание контролировать все и всех, лентяев она не терпела. Зато была профессионалом высочайшего класса и из учеников делала таких же мастеров своего дела.
В 1934 году студия переехала из Москвы в Великие Луки, там развивался местный театр. Маша так там и прижилась, работала до самой войны. В военные годы отправилась в эвакуацию и в театре бывала только по вечерам, играла на местной сцене. Днем она работала то в больницах, то на аэродроме. Там ее заметил будущий муж Семен Скворцов.
Карьера Марии
В 43-м девушку отправили на фронт. С группой актеров они до самой победы выступали перед бойцами. А затем пришлось вернуться в Москву хоронить маму.
Мария не захотела ехать обратно в Свердловск, нашла место в Театре юного зрителя и посвятила себя работе для младшего поколения.
30 лет подряд она играла в спектаклях, иногда каждый день подряд, порой даже по два спектакля за день. Выступала и для взрослых, в ТЮЗе были и вечерние постановки.
Заряд сил она получала дома, в семье.
Брак с Семеном оказался удачным и мирным, супруги работали в одном и том же театре и были, как сейчас говорят, на одной волне. Подрастал их общий сын, Мария не меняла работу и не искала лучшего. Постепенно меняла репертуар: с деток и зверушек перешла на мамочек, потом и бабушек, даже на Бабу Ягу.
Шукшин увидел артистку в роли Ниловны в пьесе Горького “Мать” и понял, как должна выглядеть одна из его второстепенных героинь. Он немедленно пригласил Скворцову на пробы.
Рядом с Иваном Рыжовым артистка показала себя просто великолепно, так что отодвинули даже таких знаменитостей, как Сазонову и Соколову.
Режиссер был в полном восторге: актриса была абсолютно не актрисой, а самой простой народной женщиной.
На лице написаны все заботы и хлопоты, чаяния и тоска по молодости, которую не вернуть. Зрители тоже распознали в ней свою и приняли всем сердцем.
После выхода фильма жизнь Марии изменилась, но та даже не сразу это поняла. Зато поняли коллеги Шукшина, наперебой звавшие ее на новые съемки.
Похоже, актриса давно уже устала от нагрузки в театре, поэтому ухватилась за возможность покинуть сцену ТЮЗа.
Знала ли она, что ее съемки в кино займут 20 лет?
Мария Савельевна стала для режиссеров своеобразным талисманом, все ее ленты становились хитами, она вкладывала душу в каждый эпизод. Зрители узнавали Скворцову в “Карнавале”, радовались ей в “Экипаже”, в “Белом Биме” и многих других проектах.
Безмятежно счастливые годы сменились трудными девяностыми. У артистки случилась личная драма: ушел из жизни муж, потом погиб единственный сын. Невестка увезла внучку в США, про бабушку никто не задумался.
Скворцова уже не блистала, но по старой памяти ее снимали в эпизодах и массовке. теперь ее старушки только мелькали в кадре фоном: сидели на скамейке, заполняли пространство. Интересных ролей больше не было.
Режиссер выманил ее на съемку в кино по мотивам чеховских сестер, но в готовом виде лента ничем не напоминала русскую классику, Скворцова была в шоке от фильма “Если б знать”. После этого она слышать не хотела о съемках, но в 95-м году вышел последний фильм с ее участием, “Трамвай в Москве”.
Актриса не могла смириться с тем, куда поворачивает киноиндустрия, ее ужасали и сценарии, и новые актеры, похожие на бандитов, и темы. Мария Савельевна решила, что с нее достаточно, но долго без работы не прожила. Ее не стало в 2000 году немного не дожила до 90-летнего юбилея.