Абсолютно никого не удивлю, если скажу, что многие автомобилисты в нашей стране по любой мало-мальской поломке отправляются в автосервис. Желательно, чтобы их там обслужили, на удобный диванчик посадили, кофеёк с печенькой предложили и машинку полностью продиагностировали, хотя визит на сервис состоялся из-за перегоревшей лампочки.
К большому сожалению, такого объема денежных средств и морального права на подобные свершения лично я не имею, а потому «по старинке» привожу в порядок, иногда «оживляю» или просто обслуживаю свои машины сам. На крайний случай — визит к знакомым в автомастерскую и любая техническая проблема будет решена.
Ну не привык я по всяким мелочам ехать в сервис, хотя при крупных поломках тоже туда не особо то и спешу, ибо предвкушение о возможных затратах перебивает такое желание.
Именно поэтому, когда моя машина начала «капризничать», что было еще после покупки, я вновь начал разбираться и полез чинить сам.
На моей старенькой А4 постоянно плавали холостые обороты, иногда запуск двигателя происходил на грани, что вот-вот то-ли заведется, то-ли напрочь заглохнет.
При всем этом «радости» добавлял повышенный расход, запах несгоревшего бензина из выхлопной трубы, довольно вялый разгон — в общем целый «букет» проблем.
Естественно, лезть под капот и чистить дроссельную заслонку, как это делают молодые и неопытные «Жигулисты» при любой неисправности авто и каждом «чихе» мотора — занятие бесполезное, очевидно, что проблема кроется совершенно в другом месте.
Подключился диагностическим адаптером к машине и уже был в предвкушении быстрого решения проблемы, ведь диагностика «все покажет».
Но никаких отклонений и ошибок от ЭБУ двигателя я не увидел, поэтому идем проверенным путем, «по-старинке», проверяя все и вся.
В первую очередь подозрения пали на систему зажигания.
Здесь стоит проверить не только сами свечи, но еще и провода, и конечно же, катушки зажигания. С последней у меня была «беда» еще в момент приобретения автомобиля: провалы при разгоне, дерганья машины из-за пропусков зажигания. Проблему я тогда решил установкой модуля зажигания от ВАЗ вместо штатного и дорого оригинала.
Свечи стояли новые, их прошлый владелец только-только заменил, а провода я так же поставил новые вместе с модулем. Поэтому вопросов к системе зажигания нет, да и диагностика уж точно показала бы наличие ошибок в таком случае.
А значит причину нужно искать в другом месте.
Поэтому стал смотреть на топливную систему. На большинстве инжекторных бензиновых моторов она ничем кардинальным не отличается, потому схема топливный «насос-рампа-форсунки-камера сгорания» практически идентична на авто разных моделей и марок.
И если нерабочая форсунка может проявить себя при диагностике ЭБУ двигателя пропусками зажигания, например, то давление в системе создает бензонасос, он же и «заказывает музыку» в этой всей схеме подачи топлива к двигателю.
Засор в фильтре грубой очистки бензонасоса, который установлен в баке — одна из причин нехватки давления топлива в рампе
Проблем тут может быть целая гора, в том числе и засоренные напрочь или подтекающие топливные форсунки, и не держащий давление в рампе регулятор, да и сам бензонасос тоже может быть «подуставшим» и не создавать нужное давление.
В крайнем случае можно винить забитый топливный фильтр (хотя о нем думают задолго до более серьезных вмешательств в автомобиль) и банально плохое топливо.
Все это было тщательно проинспектировано прошлым владельцем, он боролся с данной проблемой еще до меня. На сервисе перед ним лишь развели руками и сказали: «Машина то старая, чего вы хотели, потому и жрет много и не едет, капиталку делать надо».
Здесь и к гадалке не ходи — проблема явно имеет характер неисправности навесного оборудования и подобное предложение от сервисменов звучит, как развод на крупненькую сумму денег.
Остается последний нюанс, который напрямую влияет на вышеописанное поведение двигателя с плавающими оборотами, плохим запуском, высоким расходом и едким запахом бензина из выхлопной трубы — вакуумная система двигателя.
Современные турбированные моторы в этом плане гораздо сложнее старых и простых атмосферников, искать там подобную проблему — целая многоуровневая задача «со звездочкой».
На атмосферном же моторе все просто — во впускном коллекторе при работе двигателя создается разряжение и если оно по каким-то причинам пропадает, то воздушно-топливная смесь уже имеет больше воздуха, чем это необходимо дял правильного воспламенения в цилиндрах.
Проще говоря, появляется подсос воздуха извне, который и «сбивает» тонкую настройку и работу всех датчиков, установленных на впускном тракте двигателя. Датчик массового расхода воздуха (МАП-сенсор) видит одно показание и объем проходящего через него воздуха, а по факту оно уже другое.
Проверить наличие подсоса можно разными способами, например, плотно заткнуть впускной патрубок банкой или бутылкой, а затем накачать воздух во впускную систему и слушать «где же оно шипит?». Способов в интернете полно.
Но услышать это характерное шипение можно и на запущенном моторе, я его обнаружил рядом с корпусом воздушного фильтра, где установлен адсорбер и его клапан.
Вдаваться в подробности что это и для чего нужно я не буду, скажу лишь, что эта система нужна для повышения экологичности выхлопа автомобиля и для улавливания паров бензина.
Система эта использует в работе тот самый «вакуум», создаваемый работой двигателя, одна из трубок адсорбера как раз идет к впускному коллектору.
В этом месте стоит простейший клапан адсорбера, который открывает «подачу» воздуха из адсорбера во впускной коллектор, именно этот клапан и был неисправен в моем автомобиле.
Тест на продувку он не прошел, клапана в корпусе не оказалось, он был в постоянно открытом положении, отчего воздух непрерывно подсасывался в двигатель через это открытое отверстие.
Странно, почему электроника двигателя не показала ошибку «по пропускной способности» этого самого клапана, теперь он отправился на замену.
Вроде бы такая мелочь, а прошлый владелец так и смог найти причину неустойчивой работы двигателя. Теперь мотор не «жрет» литрами бензин, хорошо набирает обороты и запускается без каких-либо проблем.
После обнаружения данной «поломки» я проехал уже больше 10 тысяч километров и данная проблема меня больше не беспокоила. Все-таки клапан тут стоял еще заводской, пробежавший не одну сотню тысяч километров и продержавшийся порядка 25 лет.
Сталкивались ли вы с подобными неисправностями и что делали в подобном случае — ехали в сервис или устраняли проблему сами?
Кстати, пишите в комментариях, услугами какого типа сервисов вы пользуетесь: частные автомастерские или профессиональные дилерские центры, будет интересно узнать ваше мнение.