Главный «звоночек» от двигателя, при котором цепь ГРМ срочно просится на замену, объясняю на пальцах

Очень часто получаю вопросы и просьбы о помощи в ремонте и обслуживании автомобилей. И довольно часто я сталкиваюсь с дилеммой автовладельцев — менять ГРМ или нет. Если с ремным приводом ГРМ все довольно понятно, да и не такая уж это и затратная процедура, то с цепным ГРМ дела обстоят сложнее.

Определить предельный износ цепи «на глаз» не получится, спрятана она внутри двигателя, не трудно догадаться, что так она прослужит куда дольше. Способов определения износа цепи привода ГРМ масса, на различных марках, моделях авто и двигатели разные и конструкция их порой не сильно, но все же отличается.

Именно поэтому способы проверки состояния цепи для одной модели двигателя не подойдут для другого.
Например, на цепных двигателях TSI концерна VAG имеется специальное смотровое окошко, где можно косвенно, через метки натяжителя определить растяжение цепочки.

В других случаях ЭБУ двигателя может вообще выдать изношенную цепь ошибкой несоответствия фаз газораспределения (датчик коленвала показывает одно, а датчик распредвала другое). Но это, как правило, уже «запущенные» случаи, когда перескок цепи либо уже случился, либо вот-вот произойдет.

Как бы там ни было, частично не разобрав двигатель и не освободив место для осмотра состояния цепи, понять как она там «поживает» довольно сложно.
Непосредственно после снятия цепочку уже можно вертеть в руках, как угодно, а значит и проверить ее «народными» методами несложно. Например, «на прогиб» или сравнить ее с новой такой же цепью, замерив длину.

Как правило, цепи «морзе» тянутся куда быстрее, чем двухрядные цепочки старого образца. Многие водители «старой закалки» привыкли к тому, что если мотор цепной, то и цепь там «вечная», а значит ее можно не менять годами.
«А что с ней будет то, цепь и цепь, у меня на Жигулях с завода стоит, и ничего», — это типичная отговорка любителей «укатывать» машину до последнего «чиха». Обычно, подобные им владельцы иномарок в турбированные моторы привыкли лить полусинтетическое масло по скидке и 92 бензин на не самых популярных заправках.

А потом мы получаем следующее — перескок или обрыв цепи из-за ее критического износа, загиб клапанов с полным ремонтом всего и вся, что попадется под руку при разборке двигателя в следствие его дорогостоящего ремонта. И такое происходит сплошь и рядом из-за банально наплевательского отношения к обслуживанию своей машины.

А ведь упустить момент, когда цепь ГРМ уже 100% бесповоротно и точно нужно менять, так же сложно, как сложно его не заметить.

Объясняю на пальцах — цепной механизм привода ГРМ имеет своей системе не только цепь с зубчатыми шестернями, но и так называемые «башмаки» или успокоители.

Если говорить простым языком, то служат они для того, чтобы цепь не болталась, была в постоянном натяжении, не перескакивала, а фазы не «гуляли» и двигатель работал ровно.

Ко всему этому добавляется еще один очень важный механизм — натяжитель цепи. Как правило он представляет из себя гидромеханическое подпружиненное устройство, которое тем сильнее натягивает цепь, чем больше в нем создается давление масла. У натяжителя так же имеется предельный ход, после которого он попросту перестает «дотягиваться» до цепи в случае ее растяжения.

Естественно, при износе цепи, растяжении звеньев, происходит и ее закономерное удлинение. Натяжитель перестает справляться со своей задачей, цепочка начинает болтаться и задевать те самые «башмаки» и не только их.

Под удар попадают все детали, иногда это и крышка ГРМ, и даже сам блок с ГБЦ. Именно поэтому упустить момент, когда цепь растянута довольно сложно.

В этот момент внутри двигателя появляется стрекотание и цоканье, схожее с лязганием металла об металл, только имеющее более глухой звук.
Описывать характер этого звучания можно бесконечно долго, но если вы услышите его один раз — больше ни с чем не спутаете. Обязательно как-нибудь запишу на видео и продемонстрирую вам, как все это дело звучит.

Это и есть тот самый нехороший, тревожный, крайний (называйте, как хотите) «звоночек», после которого замена цепи неизбежна. И прежде, чем ваш двигатель окончательно встанет с обрывом или перескоком цепи, этот звук вы услышите не раз. Он может преследовать вас даже на протяжении нескольких десятков тысяч километров, пока цепь не «устанет» окончательно и не захочет «покинуть» мотор.
Самое печальное, что некоторые автовладельцы либо по незнанию, либо от нежелания вкладываться в свой автомобиль «закрывают» на эти важные нюансы глаза и продолжают ездить.

Но есть одно важное «но», не всегда подобный звук говорит об окончательном износе цепи. Иногда из строя быстрее выходит натяжитель, который просто не в состоянии натянуть цепь должным образом. Поэтому цепочка начинает «молотить» об «башмаки» и о сам натяжитель, разбивая все свое окружение.
В этом случае можно обойтись лишь заменой натяжителя, если машина ну очень сильно нужна, а денег на ремонт катастрофически не хватает.

Однако вы сами прекрасно понимаете, если залез один раз — лучше сделать все и сразу, в том числе заменить и цепь и башмаки и все, что прилагается, чем повторять одну и ту же процедуру по нескольку раз.

По итогу могу сказать лишь одно — не руководствуйтесь правилом «хороший стук наружу выйдет», и при появлении какой-либо неисправности, посторонних призвуков, тем более от двигателя, обратитесь к знающим людям.

Ни в коем случае не «забивайте» на обслуживание своих машин, новых нам в ближайшее время не видать, цены падать не собираются.
Пишите, что какие еще признаки износа цепного ГРМ известны вам, делитесь своим мнением в комментариях, будет интересно почитать.

Оцените статью
Главный «звоночек» от двигателя, при котором цепь ГРМ срочно просится на замену, объясняю на пальцах
Павел Майков и его бурная личная жизнь