С момента приобретения своего нынешнего автомобиля я стал очень частым участником обсуждений различных поломок и неисправностей немецких двигателей. И за прошедшие несколько месяцев не раз столкнулся вживую не только с мелкими ремонтами, но и с более крупными в виде капитального ремонта двигателя.
Что уж говорить, я и сам попал на капиталку, о чем многие читатели канала хорошо знают. Вот только неприятная тенденция поломок двигателей, подобных моему, очень долгое время не давала мне покоя. Наслушавшись немало псевдоэкспертов и сервисменов, которым только денег дай, они и рады «петь», пришел к выводу, что ни одна озвученная причина у меня в голове не вяжется с реальностью происходящего.
Итак, для сравнения беру два двигателя одной линейки EA888, один из них стоял на моем автомобиле — 1.8 TSI, другой на Ауди А6 более свежего года выпуска и с меньшим пробегом 2.0 TFSI. Серьезных конструктивных отличий в них нет, фактически моторы можно прировнять друг к другу, условно «закрыв глаза» не некоторые отличия.
Я сразу поясню, что за основу взял эти два двигателя лишь для большей наглядности, поскольку у меня есть немало своих фото из архива. Все нижеописанное характерно и для многих других современных двигателей, которым на СТО чуть ли не каждый сервисмен твердит одну и ту же отговорку: «Причина поломки проста — плохой бензин и детонация».
И да, как многие уже догадались по обложке статьи, речь пойдет о разрушении поршней. И по-началу я как и многие другие владельцы, «хапнувшие проблем» тешил себя отговорками, что недобросовестные заправки «льют, что попало» нам в бензобак, а мы потом «разгребаем».
Но все же одна особенность не давала мне покоя — это характер и масштаб повреждений.
Итак, на моем моторе исход был таким — поршень оплавило, а в цилиндре немало серьезных задиров. Во втором моторе, тот, что с Ауди, поршень будто что-то разбило, а задиров как таковых на стенках не осталось.
Что же говорят в сервисе «опытные дяденьки» в чистых комбинезонах и спецовках — здесь причин целое море: начиная от подсоса воздуха, неисправности датчиков, неправильных фаз ГРМ, заканчивая плохими свечами, наличием воды или диз.топлива в бензине и даже забитым воздушным фильтром. Естественно, еще и та самая популярная отговорка про плохой бензин, «левую» заправку и детонацию в камере сгорания.
Все это, несомненно, может послужить причиной появления поломок и неисправностей в работе двигателя, но чтобы так «размолотить» поршень — это навряд ли.
И вот незадача — современные моторы настроены настолько точно, что любая малейшая неточность в работе сразу вылезет предупреждением на приборной панели в виде «чека», EPC и прочих сигнальных ламп. Оба этих типа повреждения, как на фото выше, в одночасье от детонации появиться ну никак не смогли бы.
А если все же и приписать их к «плохому бензину», то симптомы неисправности были бы замечены уже очень давно. Неровная работа двигателя, плохой набор оборотов и очевидное снижение мощности с посторонними звуками вам обеспечены.
Развеять миф о детонации можно и другим путем — при появлении этого явления в обязательном порядке остаются заметны следы хаотичного сгорания топлива. Смотрим на стенку цилиндра — повреждения, как «заговоренные» появляются ровно у линии ВМТ поршня. Не ниже, не выше, а точечно в одном и том же месте. Какая «умная» детонация, то и дело в одно место «бьет».
Следы оплавления и прогара на стенке цилиндра ровно в точно жарового пояса. Это значит, что детонация тут явно не причем
Тоже самое касается и других «экспертных» причин от сервисменов, которые так активно тиражируются в интернете в первую очередь. Развеять их не составляет труда, если все же задуматься над реальными причинами, а не слепо доверять линии устоявшейся в автомобильных кругах линии рассуждения.
Ходить вокруг да около я не буду, сразу расскажу, в чем же все-таки причина, одна единственная и общая, для обоих случаев в обоих двигателях. Это нарушение температурного режима. А теперь я объясню как и почему это происходит.
И тут мы возвращаемся к тому самому, проблемному вопросу с обсуждениями на тему «раньше было лучше». Вспоминаем современные двигатели и сравниваем размеры поршней старых «допотопных» моторов и нынешних из эпохи даунсайзинга. Да-да, от поршней осталось их укороченное подобие. Длина современного поршня примерно равна юбке поршней «из прошлого». Вот вам классические данные поршня MAHLE, который ставится на двигатель 1.8 TSI.
Длина поршня без малого 56 мм
И да, для некоторых эта информация открытием не будет, но достаточно представить, как этот поршень ведет себя в цилиндре. Здесь будут видны явные сходства градусника в стакане, болтается поршень от стенки к стенке ровно так же.
Поршневые кольца по сравнению с минувшей эпохой автомобилестроения тоже претерпели изменения. Они стали тонкими, хлипкими. И одна из основных проблем — быстрое их закоксовывание и просадка.
Размер поршня двигателя 2.0 TFSI, просто крохотный
Что происходит дальше — при рабочем ходе горючая смесь летит ровно туда, где раньше было сопротивление, но теперь там «пусто», то есть в образовавшиеся от залегших колец зазоры.
Достаточно минимального объема, чтобы микро-взрывы наделали «делов» и превратили поршень в расплавленное его подобие. Самое интересное, что произойти это может в течение одной поездки.
То есть ослабшие и залегшие поршневые кольца попросту пропускают горючую смесь и пламя между стенкой цилиндра и самим поршнем. А дальше достаточно немного времени и мотор едет на капиталку.
А вот почему поршень «раздробило» на моторе от Ауди.
Масложор на том двигателе был изначально и достигал литра на тысячу километров. Кольца забиваются нагаром и золой (это вообще одна из главных проблем немецких двигателей), и поршень перестает отдавать свое тепло стенкам цилиндра, то есть фактически не остывает. К тому же увеличивается нагрузка на перемычку между кольцами, она перегревается и наступает момент, когда ее попросту скалывает. Получаем вот такой «красивый» результат.
Кстати говоря, жаровой пояс тоже был «на грани» и уже неплохо «разогрет».
Итак, локальное повышение температуры приводит к подобным последствиям, но детонация и плохого качества бензин тут вовсе не при чем. И вот опять мы плавно переходим к обвинению «во всех грехах» современных инженеров, которые стали «маркетологами», что «раньше было лучше» и ходило дольше, а теперь все одноразовое.
Размышления на эту тему можете продолжить сами, хотя реальные причины изменения конструкции идут не только в пользу уменьшения ресурса, но и для увеличения удельной мощности, отдачи, экономичности и экологичности. Растущие требования к современным авто растут, а потому приходится идти вот на такие «ужимки» и компромиссы. Потому подобным современным двигателям, как бы вам не хотелось, не ходить по 400-500 тысяч без поломок, они планомерно разрушают сами себя на куда более мелких пробегах.
Так что же делать тогда и как избежать подобной проблемы на своей машине.
Есть еще один интересный факт — с подобной проблемой хоть и сталкиваются в основном на пробегах «далеко за 200», но бывают случаи, когда машина и 50 000 км не прошла, а уже приехала на капиталку с развалившимся поршнем.
Причина проста — несвоевременная замена и использование некачественного моторного масла. Требования к нему предъявляются все жестче и жестче.
Чтобы не столкнуться с подобной проблемой, достаточно не «укатывать» масло до последнего, стараться менять его раньше, чем хотя бы 400 моточасов, а лучше не превышать отметки в 250. Периодически делать раскоксовку двигателя, очищая поршневые кольца от золы и отложений.
Так что в «песни и сказки» сервисменов лично я не верю. Конечно, иногда проще сказать, что «виноват бензин», концов вы все равно уже не найдете, ровно как и с АЗС потребовать у вас ничего не получится. И у вас останется досадное воспоминание о том, как по несчастливой случайности вы попали на дорогой ремонт, а виноват был случайно залитый плохой бензин.
К чему я все это веду и в очередной раз рассказываю про ненадежность современных движков. А к тому, что если вы вдруг захотели и рыбку съесть и купить поддержанную машину, но со всеми «плюшками» вместо новой, но куда более простой, стоит еще много раз подумать. Готовы ли вы к повышенному вниманию, уходу и обслуживанию б/у автомобиля, готовы ли вы взять на себя ответственность нести финансовые риски и потери в случае внезапной поломки и действительно ли готовы лишить себя спокойствия в переживаниях «сломается или не сломается».
Мою точку зрения на этот счет вы знаете, хотелось бы узнать ваше мнение. Обязательно оставляйте свои мысли в комментариях, будет интересно их почитать.