Нужно ли уступать дорогу «обочечнику», который собирается вернуться на основное полотно? Кто будет виноват, это если в этот момент случится авария?
У кого преимущество?
Чем больше на дорогах транспорта, тем актуальнее проблема водителей «обочечников». Пока одни автомобилисты теряют по несколько часов в пробках, другие в это время объезжают затор незаконными путями.
Некоторых вводит в заблуждение тот факт, что машина, которая пытается вклиниться в основной поток, оказывается справа. Поэтому на первый взгляд кажется, что такую помеху нужно пропустить. Это заблуждение: ведь данное правило действует только в том случае, когда оба автомобилиста едут согласно ПДД. А поскольку движение по обочине по умолчанию запрещено, уступать нарушителю дорогу не требуется.
Напомним, что сам запрет устанавливает пункт 9.9 ПДД. Езда по обочине допускается только для дорожно-эксплуатационной техники и автомобилей коммунальных служб. В виде исключения на нее также могут заезжать машины, подвозящие грузы к торговому объекту или предприятию. Начиная движение, они обязаны пропустить весь остальной транспорт.
Упоминание о езде по обочине встречается и в пункте 8.8 ПДД. Согласно ему ее можно использовать для разворота вне перекрестка, но только в том случае, если ширина проезжей части не позволяет водителю выполнить маневр иначе.
Проучить или пропустить?
Многих автомобилистов «обочечники» сильно раздражают, и это естественно. Совершая запрещенные маневры, они мешают остальным транспортным средствам нормально двигаться. Пока все машины едут строго по рядам, «обочечники» перестраиваются то туда, то сюда. Поэтому у окружающих возникает логичное желание их проучить.
Метод «воспитания» прост: автомобилю, съехавшему с дорожного полотна, просто не дают вернуться обратно. Наглец упрямо пытается вклиниться бампером между машинами, но окружающие и не думают пропускать его. Наоборот, многие демонстративно сокращают дистанцию до транспортного средства, едущего впереди. Находятся и те, кто в такой момент успевает показать «обочечнику» неприличный жест – для большего эффекта.
Стоит ли так делать? Практика показывает, что знаменитое правило трех «Д» в подобных ситуациях все-таки предпочтительнее. Да, в законе не сказано, что «обочечникам» нельзя мешать. Однако в плотном потоке транспорта любое резкое движение может стать причиной ДТП, в котором вы же и пострадаете. Быстрое сокращение дистанции – один из самых опасных приемов. Приближаться вплотную к автомобилю, находящемуся впереди, нельзя. Если его водителю потребуется резко остановиться, вы можете не успеть затормозить.
К сожалению, ДТП не всегда удается предотвратить даже при условии максимальной бдительности. Есть особо упрямые «обочечники», которые напрочь забывают об осторожности. Своими неразумными действиями они буквально загоняют других автомобилистов в тупик. Они вклиниваются в поток одним уверенным движением. Водителю остается либо пропустить наглеца, либо въехать ему в бампер. От неожиданности многие не успевают нажать на педаль тормоза. Происходит столкновение, и на место происшествия приходится вызывать инспекторов ГИБДД.
Какой же вывод можно из всего этого сделать? Мешать «обочечникам» не стоит хотя бы из соображений собственной безопасности. Разве вам хочется потратить несколько часов на оформление ДТП, а потом думать о том, где и как восстановить свой автомобиль?
Лучший способ наказать наглеца – передать видеозапись его действий в дежурную часть. Загляните в ближайший отдел полиции и сообщите о нарушении, которое вам пришлось наблюдать. Да, и не забывайте включать видеорегистратор, даже если ваша поездка должна быть недолгой.