В начале 1960-х годов на свет появился один из самых странных и даже несколько нелепых танков Советского Союза – объект 775. Как несложно догадаться по названию, машина эта никогда не выходила в серию, так и оставшись чисто экспериментальной разработкой. Однако, зачем же советские конструкторы создали сие «чудо» и в чем заключались интереснейшие из его особенностей? Для того чтобы ответить на этот вопрос, придется закопаться в прошлое еще на несколько десятилетий назад.
Едва ли летательный аппарат, известный как ракета, сегодня удивит хоть кого-то в качестве оружия. Реактивные снаряды, реактивные гранаты, неуправляемые, управляемые, баллистические. Сегодня они используются буквально повсеместно. Однако, так было не всегда. Хотя первые боевые ракеты стали использовать еще в глубокой древности, по-настоящему широкое распространение они получили только в XX веке. Огромный интерес к ракетостроению в рамках военной промышленности возник в 1930-е годы. По удачному стечению обстоятельств тогда же инженеры по обе стороны Атлантики всерьез взялись и за танки, которые на тот момент закономерно считались одной из важнейших ударных сил сухопутных войск.
И нужно ли говорить, что именно тогда два «одиночества» — ракеты и танки -впервые встретились. И не где-нибудь, а в Советском Союзе! Так, в 1930-е годы был создан экспериментальный ракетный танк РБТ-5. Советские инженеры взгромоздили на «несчастный» БТ-5 огромную турель, которая должна была удерживать и запускать пару 250-килограммовых «танковых торпед». Хотя эксперимент вышел интересным, создать машину с чисто ракетным вооружением вместо пушечного тогда так и не получилось.
Дальше грянула война, и советским инженерам резко стало не до «экзотических изысканий». Однако, едва жизнь вновь наладилась, как об идее ракетных танков вспомнились вновь. И здесь «Остапа понесло»: советские специалисты создали целую плеяду ракетных танков на базе серийных машин, среди которых были такие значимые разработки как объект-150, более известный как ИТ-1 «Дракон», объект 287 и, конечно же ,объект 775. Справедливости ради, концепция бронетехники, несущей исключительно ракетное вооружение, не давала покоя ни только советским конструкторам, но и западным.
Непосредственно 775-ый разрабатывался с 1962 по 1964 год. Проектом по созданию ракетного танка руководил известный советский конструктор танков и тракторов Павел Исаков. Работы велись в конструкторском бюро Челябинского тракторного завода. За основу танка была взята платформа от Т-62. Ключевым отличием 775-го от других подобных проектов стало использование полноценной вращающейся башни. Стрелять танк должен был противотанковыми ракетами «Рубин» и неуправляемыми ракетами «Бур» при помощи 125-мм нарезной пусковой установки Д-126. В качестве дополнительно вооружения предлагалось использовать пулемет Горюнова калибра 7.62 мм. С помощью ракет 775-ый мог поражать технику, укрепления и живую силу противника. ПТУР «Рубин» били на дистанцию до 4 км. НУРС «Бур» были способны преодолеть расстояние в 9 км. Боекомплект танка составлял 15 и 22 ракет соответственно.
В отличие от обычных танков, ракетный 775-ый имел экипаж всего из двух человек: механика-водителя и оператора-наводчика. В движение машина приводилась дизельной установкой 5ТДФ с отдачей до 700 «лошадей» при 3 000 оборотов. На шоссе при полной «фаршировке» ракетный танк разгонялся до 70 км/ч. Запас хода составлял от 500 до 600 км. На испытаниях машина в целом проявила себя достойно: показала высокую проходимость, малую заметность, а соответственно уязвимость.
Однако, на момент 1962 года экспериментальный ракетный танк оказался слишком сложным и недостаточно надежным в вопросе системы управления ракетным вооружением. К тому же, на проекте довлели разговоры военных и конструкторов о том, что подобные «неполноценные» танки армии не нужны, так как куда проще и рациональнее устанавливать ПТУР или НУРС на традиционную бронетехнику. К слову, уже совсем скоро советские (и не только) ОБТ «научатся» запускать ПТУР через основное орудие. Тем не менее проект 775-го все равно был полезен для отечественного ВПК так как способствовал развитию ракетных вооружений.