Алла всю жизнь работала на износ, потому что сначала себе дом строили, потом детей надо было учить, затем обеспечить им жильё. Когда сын женился и внучка родилась, хотелось её подарками радовать. Они с Виктором большую часть жизни проработали на большом комбинате. Только у него после работы главным инженером здоровье пошатнулось, и мужчина перешёл на менее ответственную и оплачиваемую должность на местном заводе.
— Мне несколько лет до пенсии осталось, так что доработаю в котельной, — рассуждал мужчина.
— Конечно, если ты так решил, — поддерживала его Алла. — У тебя была хорошая зарплата, на пенсию уже заработал. У меня работа физически не тяжелая, так что до пенсии срываться никуда не буду, и ещё успеем сделать какие-нибудь сбережения на старость из моей зарплаты.
У детей были свои заботы и семьи, поэтому они в перемены жизни родителей не вникали. Теперь зачастую Алла с мужем общались только по телефону. Она приходила с работы, а он собирался в ночную смену и только по выходным супруги пересекались дома. Она хотела сделать красивый сад и обязательно поставить в нём качели, чтобы можно было вечерами пить чай и наслаждаться тишиной. Виктор всё умел делать по хозяйству, он обещал закончить сад к осени, но почему-то после перехода на новую работу процесс затормозился.
— Понимаешь, как-то сбились у меня биологические часы, — оправдывался он. – Ночью – на работе, днём потом не могу в себя прийти.
Алла дала мужу время на раскачку и привыкание к новому графику, но улучшений не наступало. В последнее время мужчина вообще вёл себя как-то странно. Он начал прятать телефон, выходил в другую комнату, если кто-то звонил и практически ничего не рассказывал о работе.
— Если бы не наш возраст, я бы подумала, что у твоего отца появилась любовница, — задумчиво говорила Алла дочери. — Никогда себя так странно не вёл, а сейчас, как мальчишка стал.
— Мама, ну какая любовница, отцу два года до пенсии осталось, — смеялась Алина. — Я не помню, чтобы в молодости у вас подобные разговоры возникали.
Алле было даже немного неудобно из-за таких рассуждений, но почему-то внутри было неспокойно. За тридцать два года брака она слишком хорошо изучила мужа, чтобы считывать его эмоции или переживания. Попыталась выведать, только он не был особенно расположен на общение и отделывался общими фразами, рассказывая о проблемах в настройке нового оборудования и сложностях в общении с руководством.
— Давай пока повременим с работами в саду, — просил Виктор жену. — Мне придётся этот месяц задерживаться после ночной смены для наладки оборудования, поэтому физически не успею справиться.
— Ладно, — не хотела давить Алла.
Виктор действительно сильно уставал на работе, приходил с ночной смены после обеда, отсыпался и опять шёл на работу. Иногда его вызывали по субботам, и Алла рассчитывала, что по итогам месяца супруг получит солидную премию. Только он принёс домой меньше обычного и сказал, что руководство осталось недовольно срывом каких-то сроков и всех наказали. Алла только сокрушалась, головой покачала и не стала на мужа давить, потому что ему было и так обидно.
— Мне кажется, у нас в комоде было больше денег отложено, — сомневалась Алла. — Я хотела подсчитать нашу заначку и взять оттуда на подарок внучке.
— Я точно не знаю, сколько там было, поэтому ничего не могу сказать, — прятал взгляд Виктор.
Не стала Алла дальше эту тему развивать, чтобы мужа не обижать. И так в последнее время она замечала за собой излишнюю мнительность. Правда, Виктор постоянно поводы для этого давал: денег приносил мало, на работе задерживался, и на следующий месяц Алле показалось, что общая заначка опять уменьшилась.
— Ты ничего не хочешь мне рассказать? — напрямую спросила она супруга.
— Не хочу, — ответил Виктор и просто ушёл в гараж, чего не случалось давно за много лет брака.
— Только не говори, что подозреваешь отца в походах налево, — просила Аллу дочь, услышав об очередных сомнениях матери. — Может он подарок тебе готовит или нашёл себе какое-нибудь увлечение, а тебе признаваться не хочет.
Алла гнала от себя тяжёлые мысли и пыталась сосредотачиваться на работе, общении с детьми и внучкой. В последнее время она сама к ней ездила, поскольку дедушка был постоянно занят.
— А твой Виктор, что, строителем заделался? — спросила Аллу как-то случайно встреченная на улице давняя знакомая.
— Нет, на заводе в котельной работает, — не понимала она.
— Ну не знаю, я уже несколько раз видела его работающим у соседки моей сестры, — рассказывала она. — Кстати, Татьяна тоже на заводе работает, возможно, он коллеге помогает или в тайне от тебя пошёл на подработку, чтобы деньги в дом принести.
— А что это за Татьяна? — не могла остановить стук сердца Алла.
— Хорошая женщина, давно в разводе, дочь с семьей в столице живут, — рассказывала сплетница. — Она наша с тобой ровесница, бойкая такая, привлекательная. От родителей участок остался в наследство, так она теперь дом там строит. Верней твой муж ей строит, уж не знаю, на чьи средства.
В тот день Алла с трудом добралась домой и, измерив давление, сразу завалилась спать. С трудом дождалась выходных и решила с мужем поговорить откровенно.
— Ты не хочешь мне рассказать, почему постоянно на работе пропадаешь, а денег становится всё меньше? — пыталась не поддаваться эмоциям Алла. — Или почему задерживаешься, сильно устаёшь и дома ничего не делаешь?
— Потому что я уже не мальчик, а ты воспринимаешь меня исключительно в качестве источника денег или бесплатной силы, — разозлился Виктор.
— Это не правда и ты прекрасно знаешь, что я всегда сама нормально зарабатывала, — запрещала себя плакать Алла.
В итоге не получилось нормального разговора, и обиженный Виктор ушёл, громко хлопнув дверью. Алле пришлось опускаться до слежки за мужем, потому что дальше так продолжаться не могло. Нашла через знакомую адрес этой Татьяны и решила навестить её, предварительно взяв на работе отгул. Алла до последнего момента надеялась, что муж действительно там работает и готовит для семьи сюрприз. Только в итоге сама получила презент, который перевернул всю жизнь с ног на голову.
Подходя к указанному адресу, Алла действительно увидела во дворе своего супруга. Он был в рабочей одежде, сосредоточенно складывал кирпичи и напевал песни. Он стоял спиной и не видел жену, продолжая заниматься работой.
— Дорогой, у нас гости, — вылетала навстречу симпатичная женщина. — Вы по какому вопросу?
— Это моя жена, — с трудом выдавил из себя эту фразу Виктор и отвёл взгляд.
Алла на ватных ногах добралась домой, сама не помня, как это сделала. Виктор пришёл только к вечеру, уставший и растерянный.
— Прости, так получилось, — не мог посмотреть он в глаза Алле. — Ты не подумай, Таня – хорошая женщина. Но мы с тобой давно просто родители для детей и дедушка с бабушкой для внучки.
— А с ней, значит, всё по-другому, да? — тихим голосом интересовалась Алла.
— Да, мне вдруг опять захотелось жить, как когда-то давно, — отвечал мужчина.
— Живи, раз захотелось, мешать не стану, — вышла из комнаты Алла.
Она чувствовала себя героиней дешевой мелодрамы, которая на склоне лет оказалась предана самым близким человеком. Не было сил на объяснения с детьми и с остальными близкими. Виктор не уходил совсем, но и не прекращал общение с Татьяной. Алла попросила не рубить хвост собаке по частям и сделать выбор, как ему жить дальше. Он мялся, потому что не знал, как поступить правильно, Алле в очередной раз пришлось брать на себя ответственность за происходящее.
— Завтра, пока я буду на работе, забери всё, что считаешь своим, и перевези в свой новый дом, в новую жизнь, к новой любви, — сказала она.
— А ты останешься одна?
— Так я уже давно одна, как оказалось, — не хотела вдаваться в полемику Алла. — Вот как только ты начал строить дом Татьяне, так я и осталась одна. Физическое присутствие ничего не меняет, ты или со мной, или с ней. Думаю, ты давно сделал выбор, пусть так и будет.
Алла запрещала себе мечтать, и весь следующий день спасалась работой. Но где-то в глубине души таилась надежда, что Виктор в последний момент не сможет уйти, выберет её, разорвет отношения с Татьяной и они попытаются забыть о неприятной ситуации. Но, вернувшись домой, она застала пустые полки шкафа и вывезенные мужем инструменты. Больше он ничего не стал брать, но сейчас Аллу это волновало меньше всего. Теперь ей предстояло научиться принимать новую действительность и не сойти с ума.
Потом она планировала найти мастера, который доделает сад и установит качели. Это всё было потом, сейчас нужно было просто пережить этот момент и не сломаться. О деньгах, которые Алла откладывала из своей зарплаты, и на которые, очевидно, строился дом для Татьяны, женщина решила забыть.