Почему поворот налево связан с повышенной опасностью? Какую полосу нужно занять при завершении маневра? Какие ограничения и запреты существуют?
Общие правила
Поворот налево имеет особенность – пересечение траектории других транспортных средств. Для совершения этого маневра водителю приходится двигаться перпендикулярно через встречную полосу. Перед этим он должен остановиться на проезжей части и дождаться момента, когда дорога окажется свободна. Если поторопиться и перерезать путь встречной машине, ее водитель может не успеть затормозить. Оставаться на дороге слишком долго тоже опасно: в стоящий автомобиль нередко врезаются сзади. Все это делает левый поворот более опасным, чем правый.
Алгоритм маневрирования, в том числе повороты и развороты, регулирует раздел 8 ПДД. Согласно его положениям для поворота налево действуют следующие общие требования:
-
Водитель должен заблаговременно занять крайний левый ряд и включить соответствующий поворотник.
-
Если слева на одном уровне с дорогой находятся попутные трамвайные пути, и при этом отсутствуют знаки, указывающие направление движения по каждой полосе, необходимо переместиться на них.
-
Следует пропустить встречный транспорт (если знаки приоритета не предусматривают иного порядка проезда), а также пешеходов и велосипедистов, пересекающих полотно, на которое нужно повернуть.
-
На завершающем этапе (при выезде за границы перекрестка) машина не должна оказаться на встречной полосе.
Указания на то, какое именно положение следует занять после левого поворота, в ПДД нет. Водитель имеет право продолжить движение по любой попутной полосе, если на ней не действуют дополнительные запреты. Например, нельзя поворачивать в полосу для автобусов и троллейбусов, которая отделена непрерывной разметкой.
Регулирование знаками
На многополосных дорогах порядок поворота регулируются знаками 5.15.1 и 5.15.2. Это синие прямоугольники со стрелками белого цвета. Их дублирует горизонтальная разметка 1.18.
Действие таких символов распространяется на весь перекресток. Из этого следует, что после въезда на пересечение проезжих частей водитель обязан соблюдать рядность. Двигаясь налево из крайнего положения, он должен попасть в первую слева полосу, если маневр совершается из второй слева полосы, то повернуть нужно во вторую.
Нарушение требований знаков может привести к ДТП. Если траектории транспорта пересекаются, это всегда повышает вероятность столкновения.
Некоторые водители спрашивают: а разрешается ли повернуть налево в полосу для разгона? Ведь она отделяется от основного полотна прерывистой разметкой 1.8, и эту линию можно пересекать с любой стороны. Все верно, только вот полоса разгона начинается с островка безопасности. Поэтому совершить подобный маневр без пересечения сплошной разметки не получится. Это повлечет за собой ответственность по части 2 статьи 12.16 КоАП