Сразу после института Катя поняла, что не хочет сидеть в душном офисе за копейки.
На свой страх и риск она заняла денег у родителей, наняла швею (свою хорошую знакомую) и открыла ателье.
Многие ей говорили, что она прогорит. Но Катя отучилась на экономиста и старалась просчитать все риски. Она запустила рекламу, старалась следовать трендам в одежде. Были и готовые модели, которые можно было сразу купить, а также можно было сшить вещи на заказ.
Не быстро получилось раскрутить бизнес. Вначале Катя работала в убыток, потом стала выходить в ноль. Ей повезло с родителями, которые поддержали ее идею.
И постепенно бизнес стал налаживаться. Через какое-то время она открыла целый цех по пошиву одежды, а также свой бутик.
Реклама тоже хорошо сработала, и в скором времени почти все модницы в городе знали, где можно купить уникальную одежду. Цены Катя не заламывала, но все же у нее было подороже, чем в массмаркетах. Однако многих это не смущало, а возможность подогнать приглянувшуюся вещь по фигуре, было большим плюсом.
Дела пошли в гору, Катя отдала родителям долг. Потом взяла квартиру в ипотеку, купила автомобиль. Своих работников она уважала, зарплату платила вовремя и не скупилась на премии. Но в то же время требовала и от них качественной работы, потому что знала, что хорошую репутацию заработать сложно, а вот плохую – очень даже просто.
Когда Катя открывала свой второй магазин, ей позвонила ее тетя.
— Катюш, здравствуй!
— Здравствуйте, тетя Тамара, — со вздохом проговорила Катя. Она уже привыкла, что родственники постоянно клянчат у нее одежду со скидкой. А особо наглые просят и бесплатно что-то сшить. Катя предоставляла скидку, процентов пятнадцать. Но обычно людям этого было мало, они даже и не задумывались, сколько уходит денег на поддержку бизнеса.
— У меня к тебе есть просьба.
— Какая? – спросила Катя, хотя уже примерно представляла.
— Я слышала, у тебя второй магазин открывается?
— Да, все верно, — ответила она, понимая, что речь, похоже, не про бесплатную одежду пойдет.
— Твоя сестренка, Ирочка, сейчас окончила техникум, работу ищет. Может, пристроишь ее продавцом?
С Ирой Катя практически не общалась. Во-первых, у них было семь лет разницы, а во-вторых, совершенно разные интересы. Да и тетя, мамина родная сестра, не особо спешила знаться с их семьей. Это когда у Кати бизнес пошел в гору, все резко вспомнили про родственные связи.
— Ну, пускай приходит завтра на собеседование, — ответила женщина.
— Собеседование? А так сразу ты не можешь сказать? – возмущенно спросила тетя Тамара. – Это же сестра твоя.
Уже на этом этапе нужно было отказать. Но Катя и впрямь искала продавца, а Ира действительно ее сестра. Почему бы и не помочь друг другу?
— Это условно. Мы просто все обсудим, и если всех все устроит, тогда я возьму ее на работу, — объяснила она.
— Ладно, скажу ей, — вздохнула тетя, явно недовольная тем, что Катя не в восторге от такого предложения.
Ира опоздала на пятнадцать минут, что уже не понравилось Кате. Она сама была крайне пунктуальна, и от своих работников требовала того же. Ей казалось, что пунктуальность – один из показателей ответственности человека. А безответственных она у себя не держала.
Но так как Ира была ее сестрой, Катя дала ей второй шанс.
— Время не рассчитала, — оправдалась сестренка, — далековато магазин от дома находится.
— Ну, теперь ты знаешь, что нужно раньше выходить, — произнесла Катя. – Итак, давай все обсудим.
Катя рассказала о том, что она требует от продавца. Нужно знать весь ассортимент, быть вежливой, участливой. Помогать людям с выбором. Еще она собиралась отвезти Иру на производство, чтобы она хоть немного разбиралась в технологии и тканях.
Ира лишь кивала. Ее интересовала только зарплата. И когда она ее узнала, то скривилась.
— Я думала, будет побольше…
— Еще есть премии от продаж. Так что, в твоих интересах научиться хорошо продавать.
— Ладно, меня устраивает, — вздохнула Ира. Катя же начала сомневаться, не было в сестре какого-то желания зарабатывать деньги. Но дело уже сделано, да и может, Катя слишком категорична.
Первое время женщина сама обучала свою сестру. Рассказывала ей все, учила общаться с клиентами. Второй продавец был уже с опытом, поэтому Кате приходилось бывать в магазине только в Ирину смену.
К счастью, запоминала Ира неплохо. Вот только все никак не могла научиться приятному общению с клиентами. Каждый раз Катя напоминала ей о том, что она должна улыбнуться, расположить к себе. Быть участливой, но ненавязчивой. Быть рядом, если человеку нужна помощь, но в то же время лишний раз его не дергать, дать возможность самому все изучить.
Через пару недель Катя перестала контролировать Иру. И вроде, все было хорошо. Когда она приезжала в магазин, видела, что сестра старается. Да и ассортимент неплохо знает.
Но вскоре этот магазин стал проседать по деньгам. И маленькая выручка была обычно в Ирину смену. Но Катя связывала это с расположением и тем, что магазин новый, еще не обрел популярность.
А тут Кате позвонила подруга.
— Привет, Катюш, не занята?
— Нет, могу говорить, — улыбнулась она. – Как дела?
— Да у меня все хорошо, а вот у тебя, похоже, не очень.
— В смысле? – нахмурилась Катя.
— Да я сейчас зашла в твой второй магазин, хотела себе пиджак купить. Мне тут на одну вечеринку идти надо.
— Так что ты мне не позвонила, я бы тебе все подобрала?
— Да не хотела тебя отвлекать, да и недалеко я от магазина была, — протараторила подруга. – Да не в этом дело. В общем, пришла я в магазин, а там твой продавец, сидит за кассой, закинув ногу на ногу. Подняла на меня глаза и снова уткнулась в мобильный. Я ей: «Здравствуйте!», и она что-то себе под нос пробурчала. Видимо, приветствие.
Катя начала закипать. Даже не нужно смотреть, чья сейчас смена, она и так прекрасно знала.
— В общем, начала я смотреть пиджаки, продавец все также меня игнорировала, — продолжала подруга. – Я уже сама к ней обратилась. Она так нехотя поднялась со стула, вся скривилась. В итоге дала мне пару пиджаков и обратно на стульчик. Слушай, я не придирчивая, но с учетом того, что у тебя не самый дешевый магазин, мне кажется, твой продавец наглеет.
— Спасибо, Кира, — проговорила Катя. – Буду иметь в виду.
— Камеры нужны, — хмыкнула подруга, — чтобы не расслаблялись.
Катя вздохнула. Видимо, и впрямь нужны. Хотя раньше проблем с продавцами не было.
Женщина тут же поехала в магазин. Когда она вошла, Ира вскочила и улыбнулась. Значит, знает, как гостей надо встречать.
Катя провела с ней беседу. Сказала, что так нельзя работать, что клиенты не будут возвращаться с таким отношением.
Ира кивала, но было видно, что ей не нравится, что ее отчитывают.
Еще и вечером тетя позвонила, мол, некрасиво сестре выговаривать.
— Если у меня все продавцы будут плохо работать, то мой бизнес загнется. Так что, если Ира хочет у меня работать, пускай старается, — отрезала Катерина.
Несколько дней она размышляла, давать Ире второй шанс или нет. Или такое наплевательское отношение не исправить.
Но все решилось само собой. Когда Катя зашла на страничку Иры в соцсети, и с удивлением обнаружила, что она на каком-то празднике в наряде из магазина. Притом Катя знала, что наряд она этот не покупала.
Решив все же удостовериться (вдруг она его купила, а Катя этот момент упустила), она снова отправилась в магазин. Но нет, костюм все также был там.
— Ты можешь это объяснить? – спросила она у Иры, показывая фото.
Сестра покраснела. Потом что-то начала мямлить, что она собиралась его купить, и просто решила померить. Но почему она его вынесла из магазина, побывала в нем на вечеринке, а потом повесила на вешалку, как ни в чем не бывало, она объяснить не могла.
Катя заставила Иру уволиться. И этим же вечером пошли проклятья от тети.
И когда Катя спросила, как она должна относиться, считай, к воровству, тетя зло ответила:
— Подумаешь, взяла на один вечерок? Да ты за свои тряпки столько денег просишь, сколько у нормальных людей нет! Платила бы ты Ирочке хорошо, то она смогла бы себе купить.
Катя заблокировала и Ирочку, и тетю Тамару. А для себя раз и навсегда решила, что больше никакой родни. Уж лучше она возьмет кого-то с улицы и обучит, чем терпеть претензии от неблагодарных родственников.