— Тамара Васильевна, тётя Тома, а что это ты сегодня такая задумчивая? — за чаем спросили девчонки на работе.
— Ой, девочки, лучше и не спрашивайте, с Димкой моим совсем худо, — Тамара Васильевна махнула рукой и даже лицо рукой прикрыла, чтобы не расплакаться.
В этом книжном магазине она уже лет тридцать заведует секцей канцтовары. И девчонки, её коллеги, тут тоже все бессменно много лет. Все друг про дружку почти всё знают.
У Алины дочка Лилечка и мама болеет давно. Алина в этом же доме живет, где внизу их книжный магазин. Зарплата невысокая, да зато она в любой момент может домой сбегать.
Людмила тоже недалеко живёт. Она второй раз замуж удачно вышла, её Саша зашёл к ним в магазин за нужной книгой по работе — какими то строительными нормативами. А Людмила эту книгу ему заказала на складе, её в продаже не было. Саша ждал, заходил к ним, а потом он Людмилу в знак благодарности в кафе позвал, когда наконец-то эти нормативы получил.
Теперь у них крепкая семья, две дочки растут, Оленька и Дашутка. Все они постоянно к ним в книжный то за одним, то за другим прибегают. Для них их уютный книжный магазин с книгами, канцтоварами и всякой нужной мелочью — давно уже как второй дом!
А недавно новая девочка пришла, Дианочка. В салоне была ногтевым мастером и у неё от запаха лака аллергия началась.
Пока она немного в стороне держится, хотя они её уже стали немного воспитывать. Даже книгу ей дали почитать, чтобы в телефоне не сидела, когда нет покупателей.
А Тамара Васильевна у них старожил, негласно она самая главная. Никогда не шумит, не ругает ни за что, но все её беспрекословно слушаются. Потому что она душевная и самая лучшая! Если надо — и словом и делом поможет, вот она у них какая.
Сын Тамары Васильевны Димка у всех на глазах рос.
Из школы — прямиком в книжный. Тут и обедал, и уроки в подсобке делал, и гулял во дворике их магазина. Местные этот дом книжкой называли, он из двух домов, как раскрытая книга. И двор очень уютный.
В подсобке Димка полюбил читать, на телефон то у матери не сразу деньги появились. Учился он хорошо, железнодорожный техникум окончил и теперь уже трудится в отделении железной дороги.
Парень Дима положительный, да только скромный слишком. Тамара Васильевна уже даже переживать начала, что у сына даже девушки нет!
— Это же он так никогда не женится! Говорит, что теперь девушкам только деньги и подавай. А он у меня парень скромный, видно моё это, женское воспитание, ну уж как смогла, — огорчалась Тамара Васильевна, делясь за чаем со своими девочками.
— И ведь парень он работящий, я то знаю, но его не повышают, хоть и пашет за двоих. Конечно у него оклад пока не велик, но нам хватает. Я ему говорю — найди себе девушку попроще, чтобы интересы совпадали и тоже была семейная, скромная, — тут Тамара Васильевна не выдержала, предательские слёзы всё же блеснули на глазах, она замолкла на секунду, рукой махнула,
— И вот он похоже нашёл, да не ту! Не ту, я же мать, я сердцем чувствую! За месяц Дима мой совсем другим человеком стал, видно её воздействие. Не думала, что он так быстро может поменяться, страшно мне за сына. На что его эта девушка ещё может толкнуть — только догадываться и остаётся!
Алина и Людмила сочувственно кивали и переглядывались.
Вот так вот растишь деток, в них всю душу вкладываешь, а они потом в одночасье чужими становятся!
— А что ваш Дима такого натворил-то? Что случилось, извините конечно, что спрашиваю, — неожиданно для всех вдруг поинтересовалась Диана.
Она обычно в их разговоры не лезла, видно ей это было не интересно, а тут спросила.
— Ведь я его учила по средствам жить, хорошему учила, а он! Видно его эта девушка с толку сбила, на днях он у меня в долг попросил, правда вчера уже отдал. Но оказалось он в долг набрал, я даже не поняла на что! Из-за неё наверное, погрязнет в них, вытянет она из него всё, боюсь я за сына!
— Да перестаньте, ваш сын ведь уже взрослый, сколько ему за мамину юбку держаться? Я вот своему парню сказала, если будет бездельничать — не пойду за него! Молодой парень — и охранником в супермаркет пошёл, хотя колледж окончил. И это глава семьи? Да его мама мне теперь даже благодарна, мой Витя работу хорошую нашёл, сам себя человеком почувствовал.
Все замолчали, а Тамара Васильевна обиженно на Диану посмотрела,
— Вот что, деточка, мой Дмитрий — не маменькин сынок. Коли не знаешь, так не говори, я сына добру учила и только хорошему, он и к труду приучен, лентяем его никто ещё не называл!
— А я и не называла, это вы сами сыну своему не доверяете! Ему наверное уже под тридцатник скоро, а вы его контролируете, да думаете, что его девушка обманывает, — Диана плечами пожала, мол как знаете, я тут у вас чужая.
И вышла.
А Тамара Васильевна до конца рабочего дня не в духе была. Ведь у них с сыном всё было ясно и понятно, и что это Диана может знать, у самой ещё ни детей, ни семьи…
Сын Дмитрий все последние дни был какой-то загадочный. Немного чужой какой-то, не такой, как всегда, чем-то явно взбудораженный!
С работы приходил поздно, но веселый, есть отказывался, пару раз порывался ей что-то сказать, но потом улыбался и ничего не говорил.
Наконец Тамара Васильевна не выдержала,
— Дима, сынок, ну ты же знаешь, я ведь тебя одна растила! Помнишь, как ты на дерево залез котёнка спасать? А слезть ты боялся, так я за тобой тоже полезла. А как я тебя на коньках кататься учила, а сама не умела, помнишь? Ну ты прости меня, сынок, что ты без отца рос, так уж вышло, виновата я…
— Мама, ну перестань! — Дима подошёл и взял руки мамы в свои,
— Мама, всё хорошо будет, ты не переживай, ладно? Я скоро тебя со своей девушкой познакомлю, ты только не думай о ней заранее плохо, ладно мам?
— Хорошо, сынок! — Тамара Васильевна смотрела на сына и понять не могла. Что-то в нём изменилось, какой-то он стал другой, а что — никак не понять. Может и правда не стоит так переживать заранее, не разобравшись?
Субботним утром Дима был в прекрасном настроении. С утра сбегал в магазин, купил тортик и неожиданно преподнёс Тамаре Васильевне букет цветов без всякого повода.
— Он же наверное очень дорогой, сынок, ну зачем ты тратился? — по привычке говорила Тамара Васильевна, хотя цветы были прекрасны, ей так давно не дарили цветы, а это оказывается несказанно приятно!
— Мам, мы с моей девушкой зайдём ненадолго, хочу вас познакомить. Вот тортик к чаю, я ей тоже цветы куплю и тебе захотелось купить, мам! Мне вообще хочется стать немного другим, ведь у меня такая мама чудесная. И ещё теперь есть девушка, а женщин надо радовать, это же женщины!
Тамара Васильевна покачала головой, странно как сын заговорил. Только сейчас она заметила, что у Димы новые джинсы и модная футболка, а раньше он проще одевался, считал, что это не важно, видно ЕЁ влияние!
— Как хоть зовут твою девушку? Чем она занимается?
— Мама, вот приведу и ты всё узнаешь, а зовут её Лера! — Дима вдруг весело ей подмигнул, чего раньше не делал никогда, — Всё, я Леру встречу, мы прогуляемся и придём.
И убежал, в Тамара Васильевна осталась один на один со своими мыслями.
Воображение рисовало ей хитрую раскованную девицу, которая взяла её сына в оборот. Вот зачем он в долг брал? И эти цветы и ненужные траты?…
К полудню у их входной двери послышался смех, потом дверь открылась и вошёл Дима.
Он за руку тянул в дом смущённую девушку с цветами в руках, — Ну, Леруся, заходи, ну хватит!
Сын посмотрел на Тамару Васильевну, — Мама, Лера очень стеснительная, ну совсем несовременная. Ей даже никто не дарил никогда цветы, ты представляешь? Лера у нас нормировщицей работает и считает, что я очень умный и ты меня воспитала настоящим мужчиной. В общем, мам, я к начальству пошёл и сказал, что готов к более серьёзной работе. И меня повысили, это я с Лерой себя так почувствовал, что я всё могу!
Дима ещё что-то бурно рассказывал, Лера скромно улыбалась, говорила ему, когда он её хвалил, — Ну перестань, Дим, ну зачем?
Когда сын ушёл Леру провожать, Тамара Васильевна долго сидела с недопитым чаем и на душе её почему-то было светло.
Потом услышала, как сын вернулся,
— Мам, ты чего в темноте сидишь? Она тебе понравилась? Мам, Лера у меня ничего не просила, просто это я сам решил нам машину купить и вообще жить по другому. Я ведь мужчина, мне вдруг так захотелось, чтобы у нас была машина и я буду тебя возить на дачу! И ещё хочу и тебе, и Лере, покупать подарки, ведь мы всегда жили просто, ты одна работала. Ну должен же быть мужчина в доме, который всё делает для своей семьи? Хватит уже отсиживаться, надо брать на себя ответственность, начальник сказал, что теперь он в меня верит. Ну а долги я отдам, не переживай, у меня теперь оклад хороший. И скоро я стану главой семьи, я Лере сделал предложение и она согласилась! Ты рада, мама?
Тамара Васильевна обняла сына, вот он и вырос, а она думала о нём не пойми что. Ну да, не было у неё мужа, не знала она, что такое быть за мужем, за его спиной. Вот и не научила сына…
На работе Тамара Васильевна вскоре проставилась — сын её Димка, любимый и единственный женился наконец. На очень хорошей, достойной и скромной девушке, с которой он ощутил себя мужчиной и защитником.
И она этому очень-очень рада!
А через какое-то время Диану с работы стал встречать её парень Витя.
Все были за неё рады, а Тамара Васильевна даже сказала, что подумала тогда над словами Дианы и наверное она права.
Настоящий мужчина всегда старается для близких изо всех сил, если их любит.
Диана после её слов тут же разоткровенничалась что тоже скоро выйдет замуж.
Они с Витей хотят сразу детей, но после декрета Диана опять в книжный вернется.
Ей очень нравится тут работать, тут же книги вокруг, да и коллектив такой душевный и дружный. Как вторая семья.
А это сейчас большая редкость!