Надя не могла сомкнуть глаз. То, что случилось минувшим вечером, никак не укладывалось в сознании. Мысли хороводом крутились в голове, не позволяя расслабиться и погрузиться в сон.
Она осторожно повернулась на бок, чтобы не разбудить мужа, и взяла с тумбочки мобильный. Нажала на кнопку. Три часа ночи. С утра на работу. Надо всё-таки попытаться уснуть. Она сделала пару глубоких вдохов и медленно выдохнула. Не помогло.
Может, подумать о чём-то хорошем? Сыновья уже выросли. Живут самостоятельно. Старший женился, у младшего есть невеста. Глядишь, и внуки скоро появятся.
С мужем Костей полное взаимопонимание, он жену во всём поддерживает. Квартиру трёхкомнатную купили, детей вырастили-выучили. На работе тоже всё хорошо и у неё самой, и у мужа.
Но чем больше Надя думала о своей успешной жизни, тем обиднее и больнее ей становилось за младшую сестру Лилю, которая вчера неожиданно приехала к ним.
— Муж выгнал, буду жить у вас, — выдала на пороге квартиры сестра с чемоданом в руках. – Если, конечно, позволите, — добавила она растерянно, а потом залилась слезами.
Наде не было и трёх лет, когда в семье появился ещё один ребёнок – её сестра Лиля. Старшая дочь с большим желанием помогала маме заботиться о младшей. И потом девочки росли очень дружными. Лиля всегда слушалась Надю, а та никому не давала в обиду младшую сестру.
Окончив школу, старшая уехала из города, где они жили, в краевой центр, там поступила в университет. Домой приезжала только на выходные и то, если не было срочных дел. Младшая поначалу скучала и всегда с нетерпением ждала сестру. А к выпускному классу случилась у неё любовь.
И сестра стала хранительницей её сердечных тайн. Но просила Лилю не спешить с серьёзными отношениями. Однако эта просьба не была выполнена. Лиля вышла замуж сразу после выпускного, потому что забеременела.
Надя с замужеством не торопилась. Сначала получила диплом, а потом приняла предложение. С Костей они встречались три года. Он терпеливо ждал, когда Надя доучится.
У Лили к тому времени уже родился сын Семён. Только вот с мужем Димой она часто ссорилась. Он никак не мог найти работу, которая бы его устраивала. И случалось, что в семье просто не было денег на еду.
Родители поддерживали младшую дочь и финансово в том числе. А однажды она пришла к ним с малышом и сказала, что хочет разводиться с Димой. Мама попросила дочь не рубить с плеча, дать ещё один шанс мужу, не лишать Сёму отца и прочее, что обычно говорят в таких случаях те, кто стремится помочь сохранить семью.
Но Лилины свёкор со свекровью встали на сторону своего сына, обвинили невестку в том, что это она виновата в неприятностях Димы. Словом, развод всё-таки состоялся. И был он для Лили очень болезненным.
Она, не имея никакого образования, кроме средней школы, устроилась в детский сад нянечкой. А мама настояла на том, чтобы младшая дочь пошла учиться хотя бы заочно. С малышом обещала помочь. И Лиля поступила в педагогическое училище в краевой столице, где жила старшая сестра.
Во время сессий младшая останавливалась у Нади и Кости. Они тогда ещё жили в маленькой однокомнатной квартире. Лиля спала на раскладушке на кухне. В тесноте да не в обиде. Даже когда у молодой пары родился сын Максим, все равно всегда было место и для Лили.
Муж Нади хорошо относился к её младшей сестре. И не был против её краткосрочного проживания на их жилплощади два раза в год, пока она училась. Это время сёстры потом всегда вспоминали с особой теплотой.
После того, как Лилина учёба закончилась, они стали встречаться гораздо реже. У Нади и Кости появился на свет ещё один сын – Илья. Домашних забот было столько, что в гости к родителям, где жила и младшая сестра с Сёмой, выбраться почти не получалось.
Лиля после училища стала работать воспитательницей в детском саду. А вот с личной жизнью никак не складывалось. Она шутила в разговоре с сестрой про замужество, мол, это как лотерея – кому-то, как Наде, повезло – удалось «сорвать куш» – хорошего мужа, а у Лили билет оказался без выигрыша.
Она знакомилась с мужчинами и случалось, что ходила на свидания, но то ли неудачный опыт первого замужества, то ли какие-то другие причины мешали вступить в серьезные отношения и задуматься о браке.
Когда Сёма уже готовился к выпускным экзаменам в школе, Лиля на каком-то сайте в интернете познакомилась с мужчиной. Она прокомментировала заинтересовавшую её заметку, он поддержал высказанное ею мнение. Так завязалось их общение. И поначалу оно было дружеским.
Егор, как назвался мужчина, сообщил о себе, что он женат, воспитывает двоих детей. Но его супруга неизлечимо больна. Вскоре новый знакомый признался, что общение с Лилей помогает ему проживать тяжёлый период в его жизни, за что он ей очень благодарен.
А Лиля каждый день ждала от него сообщения. И искренне желала выздоровления его супруге. Она и в церковь сходила, чтобы поставить свечу за здравие рабы Божий Людмилы. Он написал, что так зовут его жену.
Но всё-таки вскоре случилось то, чего Лиля, с одной стороны, боялась, а с другой ждала, хоть не хотела даже себе в этом признаться. Егор сообщил, что его жена умерла. И до похорон, и после он всё время был на связи с Лилей. Она переживала вместе с ним эту потерю.
Через неделю он прислал сообщение с просьбой о встрече.
— Сестрёнка, я кажется влюбилась, — в телефонном разговоре с Надей призналась Лиля и рассказала о своей переписке с Егором и о предстоящей встрече с ним. – Он живёт в пригороде краевой столицы, но встретимся мы в городе. И, возможно, я смогу заехать к тебе.
— Милая, тебе на самом деле нужны эти отношения? У него жена только умерла. И у него двое ещё довольно маленьких детей, — пыталась вразумить старшая младшую сестру.
— Да, я знаю. Кириллу десять, а Сонечке восемь. Он присылал их фото. Они чудесные! – восторженно говорила Лиля.
— А у тебя семнадцатилетний сын, — напомнила Надя.
— Да, он уже взрослый. И я ему не нужна, — уверенно заявила Лиля.
— Мать нужна всегда, чтобы поддержать своего ребёнка. И семнадцать лет не такой уж взрослый возраст. Он только школу заканчивает. Еще образование надо получить…
— Надюша, я влюбилась! – твердила своё Лиля. – Он такой умный и такой красивый!
— Ты видела только его фото! В реальности он может выглядеть иначе.
— Да, ты права! Я уверена, что в жизни он гораздо лучше, чем на снимках. Может, это мой шанс обрести наконец-то женское счастье!
Надя ещё пыталась поговорить с сестрой, но вскоре поняла, что переубедить Лилю никак не сможет. После первого же свидания Егор сделал ей странное предложение, которое она приняла.
— Он предложил мне поселиться в его большом доме, чтобы жить вместе с ним и его детьми! – Лиля просто светилась от счастья, когда сообщила эту новость сестре, едва переступив порог её квартиры.
— В качестве кого ты будешь там жить? – настороженно спросила Надя.
— Прямо сейчас он не может на мне жениться, потому что только похоронил Людмилу. И дети, и родственники, и знакомые это не поймут. Поэтому наши истинные отношения мы пока будем держать в тайне. Он меня всем представит няней.
— А как же Семён?
— Он поступает в институт в нашем городе и будет по-прежнему жить с моими родителями. Я всем сказала, что еду работать. Только ты знаешь, как у меня всё на самом деле.
— Я волнуюсь, Лиля! Мне это не нравится! Остановись! – просила Надя. – Узнай его получше!
— Я его уже прекрасно знаю! Мы знакомы восемь месяцев.
Несмотря на то, что новое место жительства сестры было всего лишь в часе езды от квартиры Нади, встретиться в следующий раз сёстры смогли лишь через год.
Каждый день Лили был загружен домашними делами и занятиями с детьми Егора. Хореографический кружок и музыкальная школа у Софьи, секция плавания и художественная школа у Кирилла, а ещё репетиторы – везде детей Егора сопровождала няня. Она же готовила еду и убирала в доме. И она же дважды за этот год сопровождала Егора и детей в поездках на заграничные курорты.
Сестру Лиля уверяла, что абсолютно счастлива. Да, она уже год не видела своего сына Семёна и родителей. Выбраться к ним не было никакой возможности. Но она раз в неделю или две с ними созванивается и знает, что у них всё хорошо.
— А когда вы с Егором поженитесь? – задала Надя интересующий её вопрос.
— Мы решили пока не торопиться, чтобы не травмировать детей. Они только немного привыкли ко мне как к няне. И вот заявить им, что я теперь их мачеха, было бы сейчас не хорошо.
— Это Егор тебе так объясняет своё нежелание жениться на тебе? – прямо спросила Надя.
Лиля смутилась. Но заверила, что это обоюдное решение.
Но и спустя два года ничего в её жизни не изменилось. За это время она лишь раз на пару дней съездила к родителям, встретилась с сыном. А к Наде пришла вся в слезах.
— Может, ты и была права, может, Егор и сам не хочет, чтобы я стала его женой. Он тайно приходит ко мне в спальню, когда убедится, что дети спят, а в остальное время ведёт себя так, словно я на самом деле всего лишь няня, — жаловалась Лиля. – Но я люблю его! Я полюбила детей, мне кажется, что и они ко мне сильно привязались.
Прошёл ещё год, и Лиля всё-таки стала законной женой Егора. Но их регистрация была тайной. И случилась она только потому, что «няня» заявила, что больше так не может. И что если они не узаконят отношения, то она уйдёт.
— То есть вы не собираетесь никому говорить о том, что теперь вы муж и жена? – удивилась Надя. – А ничего, что мы даже ни разу в глаза не видели твоего мужа? Он ни с родителями нашими не знаком, ни с Сёмой.
— Пока нет возможности, — оправдывалась Лиля. – У Егора очень много работы, собственный бизнес требует и время, и силы. Так что пока не до поездок и знакомств. И у Кирилла и Сони сейчас переходный возраст, так что такие новости им ни к чему. Но главное, но мы поженились!
— Вы тайно расписались, как ты сама сказала, — поправила сестру Надя. – может, ты ещё и брачный контракт подписала?
— Откуда ты знаешь? – удивилась Лиля, не заметив иронии в голосе сестры.
— Ты серьёзно? – Надя округлила глаза.
— Да, так решил Егор. Он сказал, что раз я выдвигаю свои условия – требую законного брака, то и он выдвинет свои. Думаю, что это справедливо.
Восемь лет прожила Лиля в доме Егора. Для всех она была няней, а для него тайной женой последние пять лет. Он так и не познакомился с её родителями.
И даже Надя так и не смогла с ним ни разу встретиться за эти годы, несмотря на то, что они жили практически рядом. Она сама не раз приглашала в гости Лилю с мужем. Но всегда находились причины избежать встречи. И как-то младшая сестра призналась, что Егор этого не хочет. И она не станет настаивать.
Сын Лили женился. На его свадьбу она ездила одна. Никто из родственников так и не знал о том, что у неё есть муж. Она все эти годы для всех просто работала няней. Егор платил ей зарплату. Не особо щедрую, но, как говорила Лиля, она же живёт на всём готовом. А деньги отправляла сыну и родителям.
Но вот минувшим вечером Егор заставил её подписать документы на развод и выставил за дверь.
— Наверное, с полгода я чувствовала, что у нас всё как-то не так, — рассказывала Лиля. – Старалась гнать подальше эти мысли. Только Егор стал избегать близости, ссылаясь на усталость. Часто ездил в командировки в Москву. Был со мной раздражённым, хотя я уже давно перестала заводить разговоры о том, чтобы он сообщил детям и родственникам, что я на самом деле его жена, а не няня его детей.
Он ведь никогда не брал меня с собой ни на какие-то корпоративы, ни на праздники у родных. Он ездил с детьми, а я оставалась дома – дела-то есть всегда! А когда у нас были гости, я не садилась за стол. Он этого не хотел. Я была прислугой, а тешила себя иллюзиями, что я на самом деле законная жена!
Лиля вытерла слёзы, которые ручьем бежали по её щекам.
— А сегодня он заявил, что ему предложили должность в Москве, что он продаёт свой дом, свой бизнес и переезжает с детьми. Кирилл поступает в вуз, а Соня будет заканчивать школу уже там. А мне рядом с ними теперь места нет! Он просто сказал: подпиши бумаги на развод, мол, сама видишь, что мы уже стали чужими людьми!
Лиля залпом выпила стакан воды, который её подала сестра.
— Ты даже не представляешь, каким ударом стал для меня этот сегодняшний разговор! Я опустилась до унижений, стала умолять его не бросать меня. Я говорила, что согласна быть с ним и детьми на любых условиях, даже если мы официально разведёмся.
Но он презрительно посмотрел на меня как на законченную истеричку. И сказал, что дети уже взрослые, что няня им больше не нужна. А у него в Москве есть женщина, на которой он собирается жениться. Он выбросил меня из своей жизни, как использованную вещь!
— А дети? Они слышали ваш разговор?
— Они днём раньше уехали в Москву. Но со мной не поделились своими планами. Я узнала о грядущих переменах только от Егора. Видно, он с ними договорился. А я почему-то думала, что они ко мне хорошо относятся! Но, похоже, и для них я была всего лишь прислугой!
Восемь лет своей жизни я добровольно отдала Егору и его детям! Я с собственным сыном встречалась так редко, что мне теперь невыносимо стыдно! Я думала, что вырастут дети, и мы с Егором так и будем жить вместе, но уже как настоящие муж и жена. А получилось всё совсем не так, как я мечтала!
Из-за этого тяжелого разговора Наде удалось уснуть только под утро. И встала она по звонку своего будильника с тяжёлой головой. Костя ещё мог поспать полчаса. Поэтому она, как обычно, быстро выключив тихий сигнал будильника, вышла из спальни и отправилась на кухню, где уже сидела за столом Лиля, подперев голову руками.
Надя крепко обняла сестру, пожелав ей доброго утра, и сварила кофе.
— Что ты собираешься делать? – спросила она, подавая чашку сестре.
— Егор мне дал денег. Расчетные, — она горько усмехнулась. – Я могу снять квартиру. Мне хватит на первое время. Не хочу появляться у родителей в таком разобранном виде. Но и оставаться сейчас совсем одной…
Слёзы снова потекли по щекам Лили.
— Можешь пока какое-то время пожить у нас, — предложила Надя.
— Костя не будет против?
— Нет, конечно. Ты же знаешь, что он к тебе очень хорошо относится, — успокоила старшая сестра. – Тебе надо найти работу, чтобы быть среди людей. Да хоть воспитателем в детском саду, что напротив нашего дома. Там заведующая – моя приятельница. Я могу спросить, есть ли вакансии.
Лиля с благодарностью посмотрела на сестру и пожала её руку.
— Тебе нужен хороший психолог, да и помощь невролога не помешает. Я узнаю у знакомых, к кому лучше обратиться.
— Спасибо, сестрёнка! Ты всегда добра ко мне!
Два месяца Лиля прожила с сестрой и зятем в их квартире. Её приняли на работу воспитательницей в детский сад. Она стала посещать психолога, это уже через несколько встреч дало ощутимый результат. И выписанные врачом-неврологом препараты тоже ей помогли привести состояние в норму.
Вместе с Надей и Костей она съездила к родителям. Навестила сына и невестку, в родном городе встретилась с подругами детства.
В краевом центре недалеко от сестры ей удалось снять уютную однокомнатную квартиру, когда она уже поняла, что готова жить одна.
Надя не оставляла без внимания сестру, даже когда та переехала. Они часто встречались либо друг у друга дома, либо в каком-нибудь кафе. Сыновья Нади приглашали тётю к себе в гости.
И Лилина душа после перенесённого потрясения потихоньку оттаяла.
— Надюша, я сегодня была на плановом приёме у невролога, — сообщила как-то Лиля сестре по телефону. – Помнишь, я говорила тебе, что мне понравился этот врач своим профессионализмом и отношением ко мне?
— Я знаю Вячеслава Владимировича и полностью с тобой согласна, — поддержала сестра.
— Он пригласил меня на свидание! – восторженно выдала Лиля. – И я согласилась!
— Ого! Какие хорошие новости! – обрадовалась Надя. – Я знаю, что он вдовец уже много лет, а его взрослые дети живут за границей.
— Да, он это всё мне рассказал, когда признался, что я ему очень нравлюсь. Его смущает только наша разница в возрасте. Он старше почти на пятнадцать лет. Хотя, на мой взгляд, он прекрасно сохранился, — рассмеялась Лиля. – Надя, я решила попробовать. Он мне тоже симпатичен. И вдруг именно Вячеслав Владимирович тот человек, с которым я смогу обрести счастье.