Ходовая часть танка не привлекает особого внимания, пока не начинаешь задумываться о некоторых технических особенностях. При этом, многие танки имеют много сходств в опорной конструкции и ведущих катках. И как ни странно, но Т-34 – танк с которым ассоциируют Великую Отечественную, стал уникальным именно с помощью ходовой части. У него не было зубчатого катка как на «Шермане» или Panzer IV.
Типы ведущих катков
За чуть более чем вековую историю танкостроения инженеры успели реализовать всего три типа ведущих колёс для танков – цевочные, гребневые и фрикционные. Цевочные, это привычные нам зубчатые катки, которые цепляются за гусеницу и проворачивают её, приводя боевую машину в движение. Гребневые – катки с гладкой поверхностью, а взаимодействие осуществляется с помощью роликов, цепляющихся за направляющие гребни гусеницы. Фрикционные ведущие катки – самые простые и работают исключительно на силе трения.
В наши дни самые распространённые ведущие катки на гусеничных боевых машинах – цевочные. Они считаются самыми надёжными и даже при сравнительно слабом натяжении гусеничной ленты редко теряют сцепление с последней. Как итог – меньше вероятность слёта гусеничных траков.
Гребневый тип используется редко, и особую популярность получил только в 30-е годы прошлого века. Порой, этот тип ведущих катков можно встретить на спецтехнике с гусеничным движителем. Фрикционные катки были популярны на ранних танках из-за простоты реализации, та и особых требований к машинам тогда не было, и гусеничный ход на бронеобъектах был для инженеров в новинку.
Почему у Т-34 нет зубчатого катка?
Всё довольно просто – Т-34 изначально разрабатывался под гребневый тип ведущего катка, а не под цевочный. Несмотря на нелогичность выбора со стороны обывателя, с точки зрения преемственности поколений танков, производства и экономики, гребневый тип катка полностью себя оправдал.
Т-34 изначально разрабатывался как замена устаревающим БТ-2, БТ-5 и БТ-7. По техническому заданию, будущий Т-34 должен был получить колёсно-гусеничный ход, 4 опорных катка, первую пару опорных колёс с рулевым механизмом, а ведущий каток гребневого типа должен был получить механическую связь с последними опорными катками.
Всё выше указанное реализовали на прототипе А-20, который сильно напоминает Т-34, но обладает другой ходовой частью, более тонкой бронёй и меньшим весом, 45 мм пушкой вместо традиционного для Т-34 76 мм орудия. Однако такой танк к концу 30-х годов был устаревшим, броня не выдерживала актуальные к тому времени противотанковые орудия, а нарастить массу сохранив колёсный ход было невозможно.
И всё же, при всех проблемах концепции А-20, на танках Т-34 нужно было соблюдать унификацию. По этому, ведущий каток, опорные пары и ленивцы практически не отличаются от аналогичных у А-20 и БТ.