— Мне страшно, Анфиса.
— А что случилось? — испуганно спросила подруга.
— Трагедия. Начинаю понимать, что у меня все чаще возникает желание перестать общаться с мамой. От этого очень жутко на душе! — ответила Ульяна.
Девушка сделала глоток ароматного, горячего капучино и устремила взгляд в окно. Она внимательно рассматривала прохожих, будто пыталась в них найти ответы на свои вопросы, будто искала спасательный круг или хотя бы тонкую ниточку, за которую можно зацепиться.
— Не накручивай себя, дорогуша. Надежда Александровна не отличается добротой, уступчивостью и покладистым характером, но она всегда боролась за твое счастье. Эта женщина посвятила жизнь тому, чтобы у любимой Ульяночки все было хорошо. Много раз она жертвовала собой ради тебя. Поэтому чтобы не случилось, не должны подобные мысли появляться в твоей голове.
— Ты думаешь, я этого не понимаю? — отчаянно спросила Ульяна. — Полагаешь, не хочу с ней откровенничать, пить по вечерам ромашковый чай и лежать на коленках как в детстве? Мечтаю! Но не получается! Она делает все возможное, чтобы…
— Не продолжай. Прошу! — Анфиса жестом руки остановила подругу. — Ты знаешь, что я тебя в этом вопросе не пойму и не поддержу. Потому что я знаю, кто такая… мама. А точнее, какое большое счастье, когда она есть.
— Ладно, подруга. Не заводись, — девушка попыталась прервать словесную тираду, но было слишком поздно.
— Я потеряла маму, когда мне было тринадцать лет. Тринадцать! И не просто потеряла. Женщина умерла у меня на руках. Как тебе история? А потом мачеха… которая ставила в угол на колени, заставляла работать до двенадцати ночи и натягивала на меня старые обноски. И не было ни одного человека на земле, который мог меня от нее защитить. Всем было плевать, даже родному отцу.
— Мне жаль, Анфиса…
— Я слышала эту фразу миллион раз. Только есть маленькая деталь. Тебе жаль, но ты не понимаешь. Надежда Александровна имеет свои недостатки, может отругать, настаивать на своем. Даже иногда абсолютно не прислушивается к тому, что ты говоришь. Однако все это неважно. Знаешь почему? Она любит и истинно хочет твоего счастья!
— Подруга, ты берешь крайности. Я понимаю, что ты хочешь мне доказать, но пойми и ты меня. Мама прямым образом вмешивается в мою жизнь! Я не могу спокойно дышать!
Девушка сделала еще один глоток капучино и снова уставилась в окно, всем видом демонстрируя полное несогласие с мнением Анфисы.
— Я думаю, что на сегодня достаточно нашей душевной беседы. Много тебе сказала. Подумай над моими словами. Вдруг что-нибудь дойдет.
Подруга попрощалась с Ульяной и быстро убежала.
Девушка не торопилась домой. Хотелось побыть одной и успокоиться. Воспоминания накатывали одно за другим…
Она плохо помнила отца. Ульяне было всего шесть лет, когда папа заявил, что полюбил другую женщину и уходит к ней. Точнее, они вместе улетают жить в Соединенные Штаты Америки.
Мама не стала его держать, но сильно страдала три года. Первое время приезжала бабушка и помогала по домашним делам. А еще забирала внучку на летние каникулы в деревню.
Спустя годы мама пришла в себя и уже не десятилетие девочки отвезла ее на Черное море.
Женщина посвятила себя работе и дочери. Надежда Александровна решила навсегда отказаться от отношений и не пускала мужчин в свое личное пространство. Все кавалеры «улетали» один за другим, а кому-то женщина вовсе умудрилась надеть букет цветов на голову.
— Мое предназначение в жизни — воспитать и вырастить дочь. Дать ей образование и выдать замуж. У каждого свое призвание. Судьбу не изменить, да и зачем. Я рада, что теперь мне никто не сможет причинить боль. А дочка будет счастлива. Я уверена!
Большая любовь и забота незаметно превратились в чрезмерный контроль.
Каждый день Ульяна должна была отчитываться маме по оценкам и выполненным домашним заданиям. Раз в неделю Надежда Александровна звонила классному руководителю и задавала вопросы по поведению и успеваемости дочки.
— Вы можете не переживать! Ульяна — примерная ученица и спокойная девочка. Ей можно только восхищаться. Так что отпустите ситуацию и пусть она становится самостоятельной.
Но женщина пропускала мимо рекомендации классного руководителя и продолжала доставать преподавателя звонками.
Однако стоит отметить, что Надежда Александровна дала дочке возможность выбрать профессию самостоятельно.
— Я считаю, что все специалисты очень важны и нужны. Нет специальностей, которые плохие или неправильные. Ты в какой университет хочешь?
— Я мечтаю стать маркетологом. Хочу помогать людям доносить свои идеи до широкой аудитории.
— Вот и прекрасно! Главное — поступить учиться! Готовься день и ночь!
Ульяна и сама горела желанием стать студенткой, поэтому на самом деле засыпала и просыпалась с книгами в руках.
Девушка поступила, набрав самый высокий балл на потоке. И мама, и дочка плакали от радости. Мечта сбылась!
Казалось бы, живи и радуйся! Но нет! Надежда Александровна перешла к следующей «миссии». Выдать дочку замуж.
— Мама, я даже говорить об этом не хочу. Услышь меня, пожалуйста! Пока я не возьму в руки диплом, ни о какой свадьбе речи быть не может.
— Брак не мешает получать образование. Нельзя засиживаться. Молодость имеет свойство заканчиваться! Не заметишь, как под глазами появятся первые морщинки. Что тогда делать будешь? За деда замуж пойдешь?
— Не говори глупости! — злилась девушка.— Мне всего лишь двадцать лет!
— В наше время в такие годы могли уже по двое детей иметь! Не думай, что это мало.
— Но сейчас другое время! Семьи создают после тридцати! А до этого возраста строят карьеру и укрепляются финансово.
— Не поднимай мне давление бредовыми убеждениями. Ты знаешь, как называется девушка тридцати лет без мужа? Старая дева! Никак иначе! Хоть сейчас, хоть пятьдесят лет назад!
— Мама, послушай, — сказала Ульяна, понизив тон. — У меня даже парня никогда не было. Один нравился в школе, но он на меня внимания не обращал. Я украдкой за ним наблюдала, но подойти не решилась. Так и закончилась «любовь», не начавшись. О каком замужестве может идти речь?
Надежда Александровна заботливо посмотрела на дочь и ответила:
— Доченька, почему ты раньше не призналась? Я тут выдавливаю из тебя то, чего в принципе не может быть. Прости!
Ульяна крепко обняла маму. Она очень обрадовалась тому, что смогла найти нужные слова.
Но поспешила с выводами. Женщина возложила на себя новую «миссию» — найти дочке жениха. Тогда началось самое интересное.
Один-два раза в неделю Надежда Александровна приглашала в гости подруг… с сыновьями. Девушка сильно уставала в университете, но ей все равно приходилось сидеть «с гостями».
— Ты реально хочешь видеть моим мужем человека, который ходит искать невесту с мамой? Веришь, что с таким можно стать счастливой? Серьезно?
— Парень может быть скромным, но хорошим. Ты на другое смотри!
— Мама, Богом прошу. Перестань устраивать бесполезное сватовство. Я не буду ни с кем из этих чудаков. Для твоего личного спокойствия могу пообещать, что обязательно выйду замуж. Клянусь! Я не останусь одна!
Надежда Александровна прекратила водить «женихов», но продолжила давить на Ульяну.
— Время идет. Не загоняй себя в ситуацию, когда будет слишком поздно!
Порой женщина устраивала такие скандалы, что девушка могла плакать всю ночь. Она сама начала просить судьбу, чтобы та послала ей «половинку».
Видимо Вселенная по-настоящему любила Ульяну, потому что и это желание сбылось.
Борис и Ульяна познакомились в компании общих друзей. Молодые люди понравились друг другу с первого взгляда. У них было много общих интересов, амбиций и целей.
Уже через пару недель они не могли прожить и дня, чтобы не встретиться.
Как только Ульяна получила диплом, влюбленные поженились. Борис был старше на два года, поэтому давно работал на заводе экономистом.
— Я так рада! Теперь моя душа успокоилась! — вздыхала со слезами на глазах Надежда Александровна. — На личном опыте знаю, как тяжело жить одной. Мне не повезло с мужчинами, так пусть хоть дочка будет счастлива. Борис мне нравится! Порядочный, спокойный, семейный. Теперь пора о внуках подумать. Хочу, чтобы у вас и девочка, и мальчик родились. А если можно, то пусть и пять внуков появится! Большая семья — это счастье!
Женщина предложила молодой семье жить у нее, но они отказались.
— Мама, будет лучше, если мы построим «свое гнездышко». А к тебе будем часто в гости наведываться.
Надежда Александровна не стала настаивать, но даже живя в пятнадцати минутах езды от дочки, не давала ей покоя.
— Пора рожать ребенка! Как ты не понимаешь! Нельзя затягивать до двадцати пяти лет. Не дай Бог, но могут быть такие тяжелые последствия, что не выберемся. У тебя хороший, ответственный муж. Бояться и переживать нечего!
— Мама, мы не хотим детей. У нас с Борисом позиция «чайлдфри». Это значит, что мы хотим жить ради себя. Не будет никаких внуков. Забудь!
При каждом разговоре с дочкой женщина так сильно злилась, что доводила Ульяну до истерики. Девушка плакала и умоляла мать оставить их в покое.
— У тебя совесть есть, мама? Почему ты мне не даешь свободно и спокойно жить? Почему все время командуешь и создаешь у меня чувство, что я тебе что-то должна? Ты все знаешь лучше, чем я. Даже какого цвета мне носки надеть и какой чай выпить. Хватит!
— Значит я тебе плохого желаю? — со слезами на глазах говорила Надежда Александровна. — Я же от сердца советую, чтобы ты счастлива была. Ты же неопытная, наделаешь кучу ошибок. Я не хочу этого! Я обязана дочке соломки подстелить!
Так продолжалось изо дня в день. Ссоры и скандалы не прекращались. И если по каким-то вопросам мама с дочкой могли договориться, то по поводу детей нет. Женщина, не прекращая, настаивала на том, что у нее должен родиться внук.
Это сильно отдаляло Ульяну от матери. Она начала замечать, как избегает встреч и придумывает отговорки, чтобы не пересекаться с Надеждой Александровной.
Но девушка продолжала терпеть и закрывала глаза на давление матери. Чувство долга всегда брало верх. Пока женщина не перешла все границы.
Поняв, что не может самостоятельно справиться с дочкой, Надежда Александровна отправилась к родителям Бориса. Она сказала сватье, что это Ульяна уговорила мужа отказаться от детей и жить ради себя.
— Поговорите с сыном. Только он сможет повлиять на жену и убедить ее родить. Борис — ваш единственный ребенок. Вы также, как и я, можете остаться без внуков. Плохая перспектива.
Но все обернулось не так, как задумала женщина. Свекровь сильно разозлилась на невестку и разъяренная побежала к Ульяне. Надежда Александровна помчалась за ней.
Ворвавшись в квартиру, Ольга Сергеевна набросилась на девушку:
— Ты что творишь? Думаешь, мне такая невестка нужна? Что ты за женщина, если детей не хочешь? Не будет у моего сына такой жены. Никогда!
Ульяна внимательно посмотрела на женщин, которые стояли на пороге ее квартиры:
— Как прекрасно, что вы обе здесь. Не придется повторять два раза. Запоминайте то, что сейчас произнесу.
— Как ты разговариваешь? — прошипела свекровь.
— Так, как вы заслуживаете. Вы же не слушаете и не слышите. Только свои идеи продавливаете, не оглядываясь на людей вокруг. Но так дело не пойдет! Я повторяю последний раз. Внуков не будет! Мы не хотим детей. Может ли ситуация измениться в будущем? Конечно. Но сейчас точно нет. И нам с Борисом глубоко наплевать на ваше несогласие. Мы взрослые люди и имеем право на собственные решения.
— Грубиянка! — крикнула Ольга Сергеевна. — Самая худшая девушка, которую мог найти мой сын, — ты! Вот так вляпался!
— Если я — плохая невестка, то чего приперлись в мой дом? Проваливайте! — Ульяна указала родне на дверь. — И не надо смотреть на меня большими глазами. Я всегда общаюсь вежливо с теми, кто этого заслуживает. А кто пытается сесть на голову и командовать, как жить, никогда не получит хорошего слова!
— Дочка, мне стыдно за тебя! — обратилась Надежда Александровна к Ульяне.
— А мне за тебя! Что ты за мать такая? Рассказываешь родственникам сказки, выдумываешь небылицы и ставишь под угрозу мою семью. Как так можно?
— Не преувеличивай!
— Хватит! Проваливайте обе! Мы сами разберемся с мужем, что и когда нам делать!
Женщины обиделись и ушли. Ни одна, ни вторая больше не общались с Ульяной.
Посоветовавшись, супруги приняли решение об эмиграции. Через полгода молодая семья переехала жить в Таиланд, а еще через пять лет у них родился мальчик Данила, который так никогда и не узнал, что у него есть две бабушки, которые его сильно ждали.