Почему у тепловозов прожектор расположен посередине, а у электровозов — в верхней части кабины?

Если сидеть и смотреть на фотографии отечественных локомотивов: электровозов и тепловозов, то можно заметить, что у первых лобовой прожектор (который нужен для освещения пути) всегда расположен в верхней части «морды» локомотива, а вот у последних — по середине. Иначе говоря, прожектор либо выше лобовых стекол — у электровозов, либо ниже — у тепловозов. В этой статье я постараюсь дать ответ, почему так получилось.

Кстати, если продолжить смотреть на фотографии отечественных локомотивов, то также можно заметить, что далеко не у всех тепловозов, пускай и старых, прожектор расположен посередине. Из тех же, у которых он по середине: ТЭП70, 2ТЭ116, 2ТЭ10.

Начнем, непосредственно, с главного предназначения лобового прожектора — это освещение пути, а также контактной сети в темное время суток (а также сигнальная функция для обозначения поезда). Бытует мнение, что на тепловозах машинисту не нужно следить за состоянием контактной сети, а значит, удобнее расположить прожектор ниже лобовых стекол.

К тому же, с точки зрения видимости, расположение прожектора ниже остекления лучше. Дело в том, что если прожектор расположен выше, то в сильный снегопад, а также в туман, появляется такой неприятный эффект, как будто перед глазами просто стена из света. Это, во-первых, ещё больше ухудшает видимость, а также оказывает влияние на глаза. Последние быстрее устают.

Ну то есть, казалось бы, версия хорошая — машинисту тепловоза следить за контактной сетью не надо, а значит можно прожектор поставить пониже, чтобы неприятных эффектов не было. Однако, эта версия хороша ровно до того момента, пока не вспомнишь про существование тепловозов ТЭ2, ТЭ3, ТЭ7, М62, 2ТЭ116У, ТЭП70БС и так далее, у которых прожектор расположен наверху.

При ведении поезда машинист и его помощник обязаны:
следить за свободностью железнодорожного пути, сигналами, сигнальными указателями и знаками, выполнять их требования и повторять друг другу все сигналы, подаваемые светофорами, сигналы остановки и уменьшения скорости, подаваемые с железнодорожного пути и поезда;
следить за состоянием и целостностью поезда, а на электрифицированных участках, кроме того, и за состоянием контактной сети;

И нигде здесь не написано, что машинист и помощника тепловоза или дизель-поезда не обязаны следить за состоянием контактной сети.

Так почему тогда разное расположение прожекторов?

А на деле то, суть заключается в том, что при низком расположении прожектора, действительно хорошо видно путь и в тумане не возникает стены света. Однако, контактную сеть хоть и видно, но не так хорошо, так как световой луч лобового прожектора является узконаправленным (чтобы дальше видеть именно путь).

Высокое расположение прожектора позволяет также хорошо и далеко видеть контактную подвеску, как в принципе и путь, однако в туман создает ту самую стену, или пелену, света. В конце концов, из двух зол выбрали меньшее — всё же контактную сеть видеть важнее.

А вот на ЧС200, который я упоминал выше, сделано всё вообще классно — основной прожектор расположен посередине и направлен на путь, а сверху, на крыше, есть дополнительный прожектор, который направлен на контактную сеть. При этом, лучи света от двух прожекторов как бы расходятся (один вниз, другой вверх), благодаря чему не образуют пелену.

Оцените статью
Почему у тепловозов прожектор расположен посередине, а у электровозов — в верхней части кабины?
Рассказываю, как приготовить «Наполеон» на сковородке