— Почему без предупреждения? Я же просила!
— Ну, мы же не чужие люди, сестра, ты что! Тебе что – воздуха свежего жалко что ли?
Наташа — женщина сорока пяти лет — сидела в беседке в саду своего дома и читала книгу. На улице было хорошо и спокойно: тень охлаждала нагретый воздух и создавала ощущение приятной теплоты и свежести, запах созревших яблок разносился по всему участку, на кронах деревьев щебетали птицы, в отдаленных ульях кропотливо жужжали пчелы.
Наташа держала свою небольшую медовую ферму, как она называла пасеку, недалеко от дома. Когда она переезжала в Краснодарский край, то мечтала о саде и нескольких ульях, которые снабжали бы её натуральным медом.
Так и получилось. Наташа выкупила небольшой соседний участок — самый дальний от остальных домов — и превратила его в пасеку. На своём же участке она помимо яблоневого сада устроила небольшой огород, где выращивала овощи, а вдоль забора посадила ягодные кусты. Уход за своим хозяйством приносил ей огромное удовольствие. Она отвлекалась от всех проблем и успокаивалась.
* * *
Наташа развелась с мужем Алексеем шесть лет назад.
Поймала его на измене и не стала слушать никакие оправдания. Они продали общую квартиру, и, забрав свою часть денег, Наташа купила небольшой домик с садом в Краснодарском крае. Наконец, женщина почувствовала себя счастливой. Она даже не думала, что ей так понравится жить в одиночестве так близко к природе.
Она оставила город, где её постоянно терзали родственники и требовали от неё внимания, забывая, что у неё тоже может быть личная жизнь. Но её умиротворённое одиночество продлилось недолго.
Два младших брата Наташи Саша и Дима обрадовались переезду сестры. Они приезжали к ней с семьями два раза в год и жили по две недели. Устраивали себе каникулы, так сказать. Наслаждались теплом, шашлыками, купанием в речке и застольями свежем воздухе. Дети тоже отрывались по полной, потихоньку разрушая дом тёти, обламывая ветви деревьев и вытаптывая полезные культуры.
На просьбы Наташи помочь ей с садом и ульями или хотя бы следить за детьми братья с жёнами лениво отвечали, что они приехали отдыхать, а не работать, и что они “вообще-то в гостях”. А детям хоть где-то надо бегать – не у них же в квартирах.
А потом, уезжая обратно в город, увозили с собой яблоки вёдрами, мёд банками и ещё не забывали про ягоды.
— Спасибо, сестра! Это же чистое и вкусное лекарство для деток – всю зиму тебя добрым словом вспоминать будем! Благодаря такой щедрой тёте племянники у тебя самые здоровые в детском саду и в классе! Жаль, что у тебя дом не на море, а то бы мы вообще к тебе на всё лето перебирались.
Наташа улыбалась и не могла отказать детям в «здоровых» гостинцах.
Хотя больно было смотреть, как родственники увозят половину урожая, палец о палец ради него не ударив. Но спорить и скандалить женщина не решалась. Это же её родные братья. Она любит их и должна делиться, как делала всегда в детстве — это то, что она постоянно вбивала себе в голову. Но с каждым их разорительным визитом делать это становилось всё сложнее.
Когда приближалось лето, женщина начинала ненавидеть отвечать на звонки братьев, потому что каждый раз боялась, что они «обрадуют» её сообщением о скором приезде. Так, в основном, и случалось.
Саша с Димой пользовались её домом, как гостиницей с пометкой “всё включено” и, кажется, даже не подозвали, что делают что-то не так.
Они привыкли, что Наташа как старшая сестра всегда о них заботилась и суетилась по хозяйству. Время шло, а для братьев ничего не менялось в отношении к сестре, которое можно описать одним словом: «Должна!»
Они привыкли приезжать с семьями, загорать, вкусно кушать, много спать, а потом набирать два багажника свежих домашних продуктов и уезжать обратно по домам. Когда становилось скучно, они повторяли свою поездку. Так продолжалось из года в год, утомляя Наташу, которая и так ежедневно уставала, ухаживая за садом. Должна же быть граница?
Пару лет назад братья решили провести у сестры новогодние праздники.
Наташа опять не смогла отказать. Приехали, как обычно, полным составом. На этот раз женщина хотя бы не была занята посадками и пчёлами, а только хлопотала по хозяйству. А родственники по своему обыкновению просто отдыхали и нахваливали щедрость сестры.
— Как нам нравится гостить у тебя, сестра! – говорил Саша. – Такой воздух тут чистый, такая тишина! Эх, если бы банька у тебя была, то мы бы ещё чаще приезжали и тебя радовали.
«Поэтому бани и нет, — подумала хозяйка, — чтобы вы меня почаще радовали своим отсутствием». Но братьям только натянуто улыбнулась.
Находясь в четырёх стенах, племянники устроили больший разгром, чем обычно. К счастью, дом у Наташи был не такой большой, чтобы вся компания могла разгуляться, поэтому родственники уже через 3 дня стали скучать. А как только у старшей сестры разболелась спина, и она не смогла больше готовить, вся компания быстро собралась и исчезла. Убирала и восстанавливалась хозяйка ещё 2 недели.
На следующий Новый год Наташа поехала к родителям, чтобы не принимать родню. Но когда вернулась, снова обнаружила беспорядок в доме и прореженные запасы. Оказалось, братья с семьями решили приехать сами и отпраздновать без неё, потому что знали, где хранится запасной ключ. А ставить сестру в известность не посчитали нужным, чтобы её не отвлекать от своего праздника. На столе оставили дежурную записку с благодарностями.
После этого события Наташа отчитала братьев и запретила приезжать без предупреждения. Но полностью закрыть для них свой дом, всё же не решилась.
* * *
Наташа оторвалась от книги, услышав подъезжающие к её калитке машины.
Она встала со стула и пошла на звук. Подойдя к забору, женщина увидела две знакомые машины и глубоко вздохнула. Дверь первой их них открылась и оттуда вылез Саша, широко улыбаясь.
— Привет, Наташ. Давно не виделись, — Саша подошёл к сестре и обнял её.
— Вы почему не предупредили, что приедете?
— Хотели сделать сюрприз, — Дима вылез из второй машины, прикрывая глаза от солнца.
— Спасибо, это у вас получилось! — Недовольно сказала Наташа, поправляя домашнее платье.
— Как у тебя тут дела? Яблоки уже пошли, я смотрю, — Дима кивнул в сторону яблонь, обсыпанных плодами.
— Да. Давайте, проходите.
Наташа провела братьев по цветущему саду и посадила в беседку.
— Я вынесу вам сок.
— Наташ, мы голодные, — Саша свел брови к переносице.
— Ну что поделать! — Наташа всплеснула руками. — У меня обед не готов. Вы не сказали, что приедете.
Женщина вынесла братьям сок и села рядом.
— А чего ты даже бассейн не поставила? — Сказал Дима, сделав глоток яблочного сока.
— Я им не пользуюсь. — Наташа была раздражена внезапным появлением братьев. В данный момент она тщетно пыталась успокоиться.
— Ну, так ты же знаешь, что мы приезжаем. Мы и будем пользоваться, чтобы к речке не тащиться, — развел руками Саша.
— Ну, вот вам нужно — вы и ставьте.
— Поставим, не переживай, — Дима допил свой сок и облизнулся, — ещё спасибо нам скажешь!
— Мы к тебе в этот раз ненадолго, — сказал Саша, — а то работы много навалилось. Сейчас холодно становится, чувствую, что заболеваю понемногу. Дети уже какую-то хворь успели подхватить – решили не рисковать. Вот приехали у тебя немного витаминов попросить, если ты понимаешь, о чём я, — Мужчина подмигнул сестре и повертел перед её лицом стаканом.
— Понимаю, уж поверь. Зачем же вы ещё можете приехать?
— Ты чего так грубо… — Саша наклонился к женщине. – Ну, уж прости, что решили навестить сестру. Мы по тебе скучаем вообще-то.
— Да что вы говорите? — Наташа встала и упёрла руки в бока. Отсутствие детей и жён братьев придало ей смелости – при лишних свидетелях ей раньше неудобно было мужчин отчитывать. — Вы так сильно скучаете, что каждый раз живёте здесь, как на отдыхе. Пьёте, едите, купаетесь. А когда я прошу вас о помощи, чтобы хоть как-то компенсировать то, что я на вас трачу, вы говорите, что слишком устали и вам надо отдохнуть!
— Ну так…
— Отчего вы отдыхаете, мои дорогие? От постоянного развлечения? Или может от того, что таскаете домой мои фрукты, овощи и мёд? Вы хоть знаете, как сложно ухаживать за пчёлами?
— Не знаем, — Дима сидел, глядя на сестру снизу вверх, округляя глаза всё больше и больше.
— Конечно, нет! Хоть раз бы попробовали — имели бы представление! А то просто прийти и бесплатно забрать плоды моего труда очень легко! Это каждый сможет!
— Наташ, ну, чего ты ругаешься? — спросил Саша. — Мы только приехали, устали после дороги. По пробкам к тебе ехали. А ты тут представление устраиваешь. Мы семья, должны друг о друге заботиться.
Тебе что, мёда для братьев жалко?
— Жалко, Саша! — Наташа злилась всё сильнее. Она чувствовала, что после стольких лет терпения она, наконец, нашла в себе силы высказать родне всё, что думает. — Я целыми днями ухаживаю за своим садом, за пчёлами, а вы просто приезжаете и забираете половину того, что я таким упорным трудом выращивала! Если я заберу у вас вашу зарплату, вы будете злиться или спасибо мне скажете?
— Да, причём тут это? — Дима обиженно скрестил руки на груди. — Мы, значит, приезжаем в гости к любимой сестре, а нас тут претензиями поливают? Мы сюда отдохнуть от города приезжаем, а не с твоим огородом возиться!
— Вот как? — Наташа выхватил из рук братьев пустые стаканы и поставила их на стол. — Посидели? Отдохнули от города? — Она схватилась за руку Саши и подняла его со стула.
— А теперь поезжайте в гостиницу, и пусть вас там обслуживают. Я вам не нянька! Мед можно и в магазине купить!
Наташа повернула Сашу и стала толчками двигать его к калитке. Дима вскочил и подбежал к ним.
— Наташ! Ты с ума сошла? Какая гостиница? — Дима схватил сестру за руки. — У нас сестра живет в частном доме, а мы в гостиницу должны ехать?
— Да, Дим. В гостиницу. Я понимаю, что вы хотите и пожить бесплатно, и гостинцев получить, но мне всё это надоело! — Наташа вырвалась из рук брата. – Даже не стали вдвоём на одной машине ехать, а не поленились и целых два багажника привезли, чтобы побольше добра в город на дармовщинку утащить. Уезжайте отсюда немедленно! Я больше не намерена терпеть такое отношение.
Братья стояли перед ней с ошарашенными лицами, как дети, которых обвинили в том, чего они не делали.
— Ты не права, — Сказал Саша, выглядывая из-за плеча брата. — Накричала на нас просто так. И ещё обижаешься! Яблочек да мёда для больных племянников пожалела!
— Пошли вон!
Закричала Наташа. Она схватила лопату, которая была воткнула в землю рядом с дорожкой, и предупредительно перехватила ее другой рукой. — Или вам помочь?
— Лопату-то положи! — Дима попятился назад, отодвигая Сашу к машинам.
— Давайте! Идите отсюда! Все нервы мне перетрепали со своими визитами!
Братья быстрым шагом отошли к машинам и забрались во внутрь. Они, не отводя глаз от сестры, завели машины и отъехали от калитки. Наташа проводила их взглядом и, вздохнув с облегчением, захлопнула калитку. Когда она подошла к дому, то услышала обиженное: “Истеричка!”— от Саши и “Стерва” — от Димы, но только рассмеялась в ответ.
Весь оставшийся день женщина чувствовала себя просто прекрасно. Гуляла по саду, собирала созревшие яблоки, дочитывала книгу в беседке. Вечером она вернулась в дом, приняла освежающий душ, присела на кровать, застеленную чистым постельным бельем и включила телевизор.
От расслабленности её оторвал телефонный звонок. Наташа провела пальцем по экрану гаджета и приложила его к уху.
— Привет, мам, — сказала женщина, сделав громкость телевизора меньше.
— Привет, Наташ, — послышался в трубке старческий приятный голос, — я звоню тебе узнать по поводу мальчиков. Как они доехали?
— Так ты была в курсе, что они собираются приехать? — Наташа возмущенно приподняла брови.
— Да… Но Саша сказал, что они тебя предупредили…
— Никто меня ни о чём не предупреждал, — Наташа вздохнула и потёрла лоб. — В общем, да, они нормально доехали. Но надолго не задержались.
— Почему?
— Потому что я их выгнала.
Диалог прервался недолгим молчанием. Пару секунд спустя, мама произнесла:
— Они тебе надоели уже, да?
— Надоели до чертиков, мам.
— Ну, я понимаю, — мама говорила спокойно, что очень удивило Наташу. — Давно было пора, на самом деле.
— Как? Ты на меня не злишься? — Удивленно произнесла Наташа.
— А за что? За то, что ты им, наконец, дала по заслугам? — Засмеялась старушка.
— Ну… Я просто думала, что ты на их стороне будешь – там же дети.
— Нет же, дочка. Я давно хотела сказать тебе, чтобы ты прекратила терпеть их постоянные приезды, но потом подумала: “Вы же уже взрослые люди, сами как-нибудь разберётесь”. И не стала вмешиваться. Я тебе по секрету скажу: отец даже думал их отчитать, как маленьких, — мама снова засмеялась.
— Да что ты говоришь! — Наташа тоже немного повеселела. Она была очень рада, что родители её поддерживают.
— Да. А тут ты сама всё сделала.
— Мне это, оказывается, было так необходимо…
— Ты молодец, Наташ. Они взрослые мужики, каждый своих детей уже завёл, а у сестры на шее ездят и медком кормятся.
Наташа разговаривала с мамой ещё где-то полчаса. Они быстро переключились на другие темы и стали обсуждать сад, назойливых соседей, которые возмущались из-за того, что Наташа выкупила второй участок быстрее них, пчёл — всё, кроме Саши и Димы. Конечно же, мать любила своих детей одинаково, но и судила так же.
На следующее утро Наташа проснулась в отличном настроении. Она не могла поверить в то, что сделала вчера, и с каждой секундой радовалась новому дню ещё больше. В этот день сад казался ей ещё прекраснее, щебетание птиц — ещё громче, а солнце — ещё горячее и ярче.