— Давай-ка шевелись и за гостями ухаживай, — сказал жених, когда его родственники заявились к ней в квартиру обсуждать свадьбу

— Ну что, дочка, теперь ты наша, самая любимая сноха, — Татьяна Борисовна в который раз обняла Леночку. Недавно ее сын, Егор, сделал Лене предложение, и они сообщили своим близким о скорой свадьбе. Егор уже знал родителей невесты, а вот для Лены эта встреча со свекровью была первой.

Родители Елены, Михаил и Вера, всю жизнь прожили в большом городе и были достаточно состоятельными людьми. Они обеспечили дочь всем необходимым: квартирой, машиной, дали ей престижное образование и работу, и ждали, что она выберет себе мужа по статусу.

Егор казался Лене вполне неплохим парнем.

К 25 годам у него уже была престижная профессия. Он зарабатывал, трудясь в крупной компании, и жил в хорошем районе города. Но как выяснилось позже, квартира была съемной. Впрочем, Елена убедила родителей, что раз уже у нее есть жилплощадь, то ее будущему мужу не обязательно прямо сейчас брать ипотеку.

— Поживем в моей квартире. А потом купим общую.

— Ты же понимаешь, что совместно нажитое будет и делится пополам? — хмуро спросил отец. Его смущало то, что у Егора из приданого было только наличие огромной родни.

— Мы не собираемся разводиться, папа! О чем ты говоришь!

— Все бывает…

— Но не у нас! Мы с Егором любим друг друга. Он зарабатывает достаточно неплохо, чтобы вкладывать деньги в семейный бюджет!

— Может, по чьим-то меркам неплохо, но явно меньше тебя. Это не очень хорошо.

— Просто Леночка у нас зарабатывает выше среднего. Слишком высокую планку для женихов ты задал, Миша, — вступилась Вера, будущая тёща. — Пусть живут. Вроде бы он неплохой. И Лена его

любит.

— Жить-то, пусть живут. Но они свадьбу задумали, — продолжил Михаил.

— И правильно. Я рада, что парень оказался с серьезными намерениями. А то знаешь, как бывает? Проживут десять лет, детей заведут, а в ЗАГС все не торопятся.

— Знаем мы эти серьезные намерения… на квартирку в Москве.

— Папа! Ну что ты такое говоришь?! Мам, скажи ему! — расплакалась Лена. Слова отца задели ее. Она решила, что отец сомневается в том, что она может заинтересовать парня и, обидевшись, выбежала из комнаты.

— Ну что ты за человек, Михаил? Зачем ты делаешь ей больно? — услышала она слова матери. Что ответил отец, она слушать не стала. Но как оказалось потом, мать убедила отца в том, что Лена вольна сама выбирать себе жениха и Егор не самый плохой вариант. Михаил дал добро на свадьбу, и жених пригласил Лену на знакомство с родителями.

— Почему бы нам не встретиться в ресторане? Пусть твои родственники приезжают в город, сейчас нет проблем с электричкой.

— Милая, ты же знаешь, что у меня очень большая семья. Где они все остановятся, если приедут?

— В гостинице, — неуверенно предложила Лена.

— Денег на гостиницы и рестораны у них нет, они люди простые. А я не могу всех расселить за свой счет, нам надо на свадьбу откладывать. Нет. Поедем в поселок. Покажу тебе, где я родился. Только добираться нужно на электричке, чтобы в пробке не стоять.

— Ну ладно… — Лена подумала, что им не обязательно «откладывать», потому что ее отец мог бы устроить им очень хорошую свадьбу, но спорить не стала, согласилась.

Ей было волнительно ехать к чужим людям, но уговоры Егора сделали свое дело. На выходных Михаил и Вера провожали дочь и будущего зятя к его родственникам. Михаил был недоволен, но после разговора с женой держал мнение при себе. Впрочем, и Вере не очень нравилась перспектива этой поездки, но сваты приглашали только невестку, а без приглашения ехать было невежливо. Поэтому поехала только дочь.

Елена как воспитанная девушка запаслась гостинцами, предварительно узнав, что любят его родные. Для будущей свекрови она купила красивую скатерть и набор полотенец, а для остальных сладости, чай и кофе.

— Ну что, готова к знакомству?

— Честно говоря, немного страшно.

— Говорю же, люди простые. Ты, кстати, не удивляйся, там тебе не Москва, золотых туалетов не жди.

— А какие ждать? Деревянные и на улице?

— Нет, все не так плохо, — рассмеялся Егор.

Поселок, куда они приехали, действительно выглядел не слишком современным. Старенькие домишки, разбитая дорога, несколько брошенных садов, заросших травой. Дом Егора выделялся более-менее ухоженным садом и крашеным забором. Было видно, что в нем постоянно живут люди.

У калитки стояла большая будка, в которой спал пес. Услышав гостей, он громко залаял, напугав Лену.

— Фу! На место! — скомандовал Егор, оттаскивая собаку от будущей жены.

— Почему он такой злой?

— Потому что собака должна охранять дом. Это тебе не Москва, где собаки на собак непохожи.

— Дети приехали! Сынок, родной! — откуда-то из-за угла выбежала женщина и кинулась обнимать прибывших.

Лена, не привыкшая к таким активным проявлениям эмоций, чувствовала себя не в своей тарелке. Но будущая свекровь не успокоилась, пока не расцеловала сноху и сына, и только после этого впустила домой.

Но и там гостей ждал не менее горячий прием. Лена пошла «по рукам». Казалось, ее обняли бесчисленное множество раз. Столько имен она бы не запомнила, даже если бы постаралась. Там была и тетка, и сестры, и дядя с женой и детьми, и бабушка, и дальние родственники и даже соседи пришли на знакомство с невестой… все столпились вокруг смущенной Лены, и начался допрос.©Стелла Кьярри

— Как вы добрались? А почему такую красавицу так долго держал вдали от семьи? А как скоро детки будут? А где живет невеста? Где работает и кто родители? Где познакомились и где планируют жить?

И еще много разных вопросов, которые показались Лене неуместными. А то, сколько следов от помады осталось на ее щеках, было трудно посчитать.

— Дайте нам пройти, мы устали с дороги, — поняв, что Лена не была готова к такому вниманию, сказал Егор. Он буквально за руку вытянул невесту из кольца родственников.

— На отдых вам двадцать минут, потом за стол. Мы хотим знать обо всем, каждую деталь! — сказала мать Егора.

— Не пугайся, они просто первое время такие. Потом успокоятся.

— Откуда ты знаешь? Уже приводил домой невесту? — хмыкнула Лена.

— Нет, конечно, просто знаю своих близких. Давай переодевайся и пойдем к столу. Мама приготовила пельмени специально к твоему приезду. Очень старалась. Ты уж похвали, пожалуйста, ее стряпню.

— Хорошо…

Лену и Егора усадили во главе стола. Угощения, которые ей предлагали, она от волнения даже не запомнила, потому что смотрела только на свою тарелку. Ее удивило, что по краешку шла небольшая трещина.

«Надо же, едят из битой посуды», — подумала она. Приборы тоже были старыми, а на краю скатерти, свисавшем около Лениной ноги, была дыра. — «Не зря скатерть купила в подарок. Наверное, этой скатёрке сто лет».

Ее заваливали вопросами про родню, про детство, юность и многое другое, не спросили, казалось, только группу крови. Но и до этого бы дошло, если бы Егор не сказал, что пора дать возможность Леночке подкрепиться.

— Ешьте, гости дорогие! — сказала свекровь. — Лепила весь вечер по рецепту бабушки. У вас есть фамильные рецепты, Леночка?

— Нет…

— Как же так? Неужели у мамы и бабушки нет коронного блюда?

— Бабушку я не помню, она ушла, когда мне было три года. А у мамы с отцом домработница, которая готовит и убирается.

— Ишь, какие! Городские… А ты сама-то что ешь? Любишь готовить?

— Если честно, то я не люблю готовить. Я привыкла питаться в кафе или у родителей, — сказала Лена. Почему-то она чувствовала себя виноватой от того взгляда, которым наградила ее свекровь после этого признания.

— У нас мальчик к домашней еде привык. Поэтому тебе, конечно, нужно готовить самой, — вступила сестра Татьяны Борисовны, Нина.

— Как я уже сказала, фамильный рецепт передается у нас из поколения в поколение, — продолжила свекровь. — Ты должна тоже уметь готовить, Егор очень любит именно такие пельмени.

Лена не знала, что сказать.

— Думаю, самое время попробовать то, о чем так много было сказано, — Егор подвинул тарелку к своей невесте. — Давай ешь. Иначе заговорят, и все остынет.

Лена кивнула. Под пристальным вниманием родственников, сидящих за столом, ей кусок в горло не лез. И тем не менее она осторожно взяла ложку и аккуратно попробовала коронное блюдо свекрови.

Было очень горячо, поэтому она не сразу поняла, что бульон оказался пересоленным.

— Ну как? — на Лену уставились все — от мала до велика.

— Вкусно. Очень, — пришлось соврать. Она не хотела показаться невежливой. Егор одобрительно погладил невесту по руке, и Лена улыбнулась. Ей хотелось, чтобы этот вечер скорее закончился, и она могла бы скрыться от любопытных глаз и назойливых вопросов.

— Может, мы уедем сегодня? — спросила она у Егора, когда появилась первая возможность.

— Ты что? Мама обидится. Нет, я обещал, что мы погостим до завтра.

— Тогда поедем с самого утра. Мне еще по работе нужно кое-что успеть.

— Ты слишком много работаешь, Лена. Сейчас выходные, нужно отдыхать.

Лене пришлось выдумывать новый предлог, чтобы уехать. С самого утра она сослалась на слабость, и Егор был вынужден поехать домой, отменив совместный завтрак, обед и ужин.

— Жаль, что вы так скоро собрались. Совсем не пообщались, — расстроилась Татьяна Борисовна.

— Лучше вы приезжайте. Когда-нибудь, — вежливо ответила Лена.

— Конечно, обязательно приедем. У нас в Москве кроме сына никого нет, — сказала свекровь.

Лена улыбнулась на прощание, и они с Егором ушли.

— Как тебе моя семья? — спросил он.

— Замечательные люди, — ответила Лена. О том, что ей было некомфортно, она предпочла промолчать.

— Спасибо, что уважила маму. Для меня это очень важно.

— Я знаю… признаться честно, эти пельмени были ужасно пересолены!

— То есть ты обманула, когда сказала, что они тебе понравились? — по лицу Егора было заметно ,что он разочарован.

— Ты сам сказал, что мне должно понравиться, даже если не очень.

— Я сказал, не думая, что у тебя хватит ума критиковать то, что делали специально для нашего приезда.

Лена не нашлась с ответом. Она была в изумлении от того, что сказал ей жених.

— Ладно, сделаем вид, что мы забыли этот неприятный инцидент, — сделал «одолжение» Егор. Лена кивнула. Она не хотела ссориться и подумала, что это и правда было мелочью, недостойной скандала. В конце концов, она не подавилась, съев пересоленные пельмени. — Но к приезду моих родных тебе действительно придется научиться готовить. Потому что меня не поймут, если мы встретим гостей покупными салатами. Есть мои родственники любят много, поэтому надо будет хорошо подготовиться.

— А что, разве они собираются нас навестить? — удивилась Лена.

— Ты же сама предложила, пригласив всех к нам.

— Я приглашала не всех, а только твою маму.

— Она не сможет поехать одна, потому что для нашей семьи родственные связи превыше всего. Это тебе не большие города, где каждый сам за себя.

Лена проглотила эти слова. Она надеялась, что встреча состоится не скоро, а еще у нее было много работы и других дел, поэтому неделя пролетела стремительно.©Стелла Кьярри

— Мы должны выбрать торт. К хорошему кондитеру запись за полгода, но нам повезло, я записалась на дегустацию завтра, — напомнила Лена, когда Егор вернулся домой с работы.

— Тортом мы займемся позже, не в эти выходные.

— Почему?

— Потому что у нас будут гости.

— Но я не планировала… — растерялась Лена.

— Мы обо всем договорились на прошлой неделе. Завтра в полдень нужно будет встретить родственников на вокзале. Попроси у отца выделить служебные машины.

— А твои родственники не могут доехать на такси? — ей не хотелось обращаться к папе.

— Во-первых, не мои, а наши. А во-вторых, конечно же, нет. Представь, сколько денег придется потратить, чтобы рассадить их всех по машинам.

— А сколько человек приедет? — напряглась Лена.

— Точно не знаю. Но три машины должно хватить. Ну и плюс наша.

— Где мы всех разместим?! — ахнула она. — Может, снять гостиницу?

— Они люди не гордые, могут и на полу поспать.

Лена была сама не своя. Она позвонила маме и обо всем рассказала.

— Я не знаю, за что хвататься! У меня совещание и куча дел! А он даже не сказал, сколько народа приедет!

— Ничего не делай. Утром Кира, наша домработница, все приготовит и привезет к вам, — сказала Вера. — Если нужно, можем разместить часть родственников у нас дома.

Лена вздохнула с облегчением. Она была благодарна маме за помощь, и к определенному времени все действительно было готово. Стол сервировали, постелили лучшую скатерть и приготовились встречать гостей.

— Твоя мама уедет? — непосредственно спросил Егор, придя домой.

— Нет… она хотела познакомиться с твоей мамой.

— Я бы не стал их знакомить до свадьбы, но, вероятно, выхода нет. К тому же надо обсудить приданое, обряды и традиции.

— Какие обряды?

— Каравай, венчание.

Лена не успела ответить. В дверь позвонили. Это означало, что родственники успешно добрались.

И снова начались долгие объятья и приветствия. Когда родня будущего мужа заполнила коридор, Лена поняла, что половину приехавших она видит впервые.

— Ну давай, хозяин, говори, куда идти? — спросила свекровь. Лена не обратила внимание на слова Татьяны Борисовны, а вот Вере очень не понравилось то, что в квартире ее дочери внезапно хозяином стал тот, кто там не был даже прописан.

— Мам, а нам хватит еды? — тихо спросила Лена.

— Не знаю. Они что, целым колхозом приехали? Ты всех знаешь?

— Нет…

— Ладно, что-нибудь придумаем.

Гости кое-как расселись за столом. И хотя квартира Лены была большой, родня едва уместилась в гостиной, а детей даже пришлось сажать за отдельным столом.

— Ну что, за молодых? — подняла бокал Татьяна Борисовна. Ей налили коллекционное вино, но она скривилась и достала из-под стола то, что привезла с собой в пластиковой бутылке.

— Вот, это по-нашему, Татьяна! — обрадовались гости.

Вино пила только мать Лены. Сама же невеста пила только воду. Ей было неловко в собственной квартире.

— Ну и изысков наготовили… это что? — кто-то из гостей взял брускетту с утиной печенью. — Нет, мы такое не едим. А горячее будет?

— Лен, давай-ка за гостями поухаживай, — шепнул Егор. — Некрасиво, что ты сидишь, а Кира все сама делает. Мама не поймет. Она вон как старалась, а ты не шевелишься, сидишь сама словно гостья.

Лене пришлось самой таскать тарелки. Одну она все-таки разбила переволновавшись. Татьяна Борисовна неодобрительно покачала головой.

— Мы хотели обсудить свадьбу, — напомнил Егор, отвлекая внимание от разбитой тарелки.

— Да. У нас заведено, что если свадьба, то гуляет весь поселок. Поэтому второй день будет проходить у нас.

— У вас в кафе? — уточнила Вера.

— Зачем кафе? Столы на улицу поставим и хорошо.

— Кейтеринг хотите нанять?

— Кейтеринг?! Мы люди простые, это вам не Столица. Холодец сварим, пельмени слепим, кисель приготовим…

— На свадьбу? Кисель? — не поняла Лена. Она терпеть не могла этот напиток и не хотела на своей свадьбе ни пельменей, ни киселя. И стол, накрытый в поле, ее тоже не устраивал. Многие ее подруги выбирали для своего торжества сельский стиль, так называемый «рустик», но Лена была до мозга костей городской и ей не нравились фотографии на сеновале и деревянные скамьи вместо красивый классических стульев.

— Меню обсудим. По традиции невеста должна принимать активное участие в подготовке стола. Поэтому вам придется приехать накануне и помогать. Еды должно быть много, чтобы накормить всех, кто придет. Чем больше людей накормим, тем богаче будет жизнь, — поддакнула сестра свекрови.

— Мы хотели уехать после свадьбы в путешествие, — Лена повернулась к жениху.

— Ну да, конечно, уедем. Как только отпразднуем второй день. Нужно соблюдать многовековые традиции. Праздник, который длится один день — это не праздник. Женимся один раз, так пусть свадьба запомнится надолго.

— Можно ли узнать, если вы рассчитываете на помощь от снохи в подготовке второго дня свадьбы, будет ли от вас какая-либо помощь в организации первого свадебного дня? — уточнила Вера.

— А что нужно?

— Для начала сказать, сколько гостей будет с вашей стороны.

— Человек сто пятьдесят… мы не считали. Может быть, чуть больше.

— Все близкие родственники?

— А вы что, делите родню на близких и далеких? У нас такого понятия нет, это вам не Столица с ее странными нравами. У нас в поселке все родные и близкие.

— Значит, оплачиваем банкет пропорционально. Десять на девяносто процентов.

— Мы можем и пятнадцать процентов оплатить, смотря какая сумма набежит. Конечно, деликатесы оплачивать не будем, это лишнее, что-то свое принесем…

— Нет, вы меня не так поняли. Пропорционально гостям. Если от вас придет девяносто процентов гостей, то и оплачивать вам девяносто процентов суммы, — сказала будущая тёща, смотря на реакцию.

— Странная арифметика у тебя, сватья. Заработать на нас хочешь?

У Веры изменилось выражение лица. Она не смогла продолжать вежливо улыбаться.

— В каком смысле заработать?

— Наши родственники подарят больше, чем ваши. На девяносто процентов, если быть точным.

— Как же вы так рассчитали?

— Потому что у вас придет условно десять человек, а у нас девяносто. Это же даже ежу понятно.

— У нас все гости — обеспеченные люди.

— А мы тоже не бедствуем! Или у тебя, сватья, заведомо предвзятое отношение к нам? Мы хоть и простые люди, но честнее вас, столичных богатеев.

Лена слушала этот странный разговор, и ей хотелось провалиться сквозь землю. Ей было стыдно перед мамой за этот базар, который развели тетушки Егора. Между тем он сам сидел и молча ел горячее. Иногда он поддакивал матери, иногда бросал выразительные взгляды на будущую жену. В конце концов, он не выдержал, достаточно громко сказав Лене на ухо:

— Угомони мать, Елена. Свадьба — дело двух сторон, нужно уметь идти на компромисс.

— Простите, можно торт подавать к чаю? — спросила Кира, избавив Лену от обморока. Она вспомнила про торт и перевела тему.

— Пробуйте, здесь несколько видов начинок. Мы должны были ехать сегодня на дегустацию свадебного торта, но пришлось отменить. Кондитер вошёл в наше положение, и сам привез кусочки на пробу…

— Небось дорогой торт-то выйдет? — спросила сестра Егора.

— У этого кондитера уникальные торты. Цена оправдана, но это будет подарок от моей подруги, поэтому не беспокойтесь.

— Лучше пусть деньги дарит, что за мода пошла дарить торты?

— У нас такая договорённость.

— Подруга твоя — никакая не подруга, а аферистка. Хочет на тебе сэкономить. Такому торту красная цена три тысячи рублей. Вон у нас в поселке Соня печет — дешево и вкусно. А главное — ингредиенты понятные, без этих новомодных выдумок.

— Согласна! На зубах скрипит начинка, как будто бы песок насыпали. А шоколад и не шоколад вовсе… Вот у нас в посёлке… это вам не Москва! — сказала мама жениха.

— Спасибо за приятный ужин. Думаю, вам пора, — сказала Вера, давая Кире понять, что банкет окончен, и можно собирать посуду.

— А что больше чай не нальют?

— Кира, налей гостям чай с собой в пластиковые стаканы. И торт положи в контейнеры. Только поскорее — гости торопятся, у них электричка скоро уходит, а ехать придется на метро.

Татьяна Борисовна что-то хотела возразить, но Лена не слушала недовольство Егора. Она поняла, что мама права.

Когда гости уехали, Егор начал отчитывать Лену. К счастью, дома была ее мать и она вовремя заступилась за дочь.

— Уважаемый зять, если вы так сильно любите вашу родню, то еще успеваете на электричку вместе с ними. У нас в семье не такие нравы, как в вашем родном поселке. Тут не прокатит диктовать свои условия, живя на птичьих правах. Это вам не сельпо. Это город.

Егор посмотрел на тёщу и закрыл рот. С тех пор он не заикался о родственниках, а свадьбу они отложили. Лена подумала и решила повременить с таким ответственным делом, которое бывает один раз в жизни. Она попросила Егора временно вернуться на съемную квартиру. Ей нужно было посмотреть на поведение жениха, который с каждым днем нравился ей все меньше…

К счастью, скоро Лена встретила Максима. Он сразу понравился Михаилу и Вере. Да и взгляды на свадьбу и совместное будущее у них с Леной были очень схожими.

Оцените статью
— Давай-ка шевелись и за гостями ухаживай, — сказал жених, когда его родственники заявились к ней в квартиру обсуждать свадьбу
«Я не буду больше кормить твоих племянников. Так маме своей и передай»