— Мам, если ты пришла уговаривать пойти на свадьбу, то зря стараешься. Я никуда не собираюсь! — уверенно заявила Алла, увидев на пороге Анастасию Александровну.
— Какие мы деловые! А здороваться тебя не учили? — женщина быстро проскользнула мимо дочки и пошагала на кухню. — Есть лимонад? На улице такая жара! С ума можно сойти от подобного пекла!
— Есть морс. Будешь? — недовольно ответила девушка. — Лимонный.
— О, да. Спасибо, родная! — Анастасия Александровна развалилась на кухонном диванчике и прикрыла глаза. — Здесь так прохладно. Отличный у вас кондиционер. Быстро преображаете жилище! Молодцы!
— Мам, это не наша квартира. Напомню, что мы — арендаторы, которые экономят каждый рубль, чтобы собрать на первый взнос на ипотеку.
— Ничего удивительного! — равнодушно ответила женщина. — Каждая молодая семья проходит по такому пути. Если это не дети олигархов, конечно. Переживете!
— Я не ожидала услышать ничего другого. Ты очень предсказуемая! — съязвила Алла. — С детства повторяешь одно и тоже. Ты сильная, умная, всего добьешься сама! Я запомнила это, мама. Можешь расслабиться, ничего просить у тебя не собираюсь.
— Дочка, ты стала очень тревожной и агрессивной с тех пор, как вышла замуж. Тебе не говори ни три, ни два! — недовольно промолвила Анастасия Александровна, делая глоток лимонного морса.
— Я хорошая, когда со мной хорошо! Как видишь, тоже очень предсказуемо!
— Ладно! — мать решила положить конец пререканиям с дочерью. — Давай поговорим о бракосочетании твоей сестры. Свадьба через неделю, а ты до сих пор не подтвердила, что придешь.
— Потому что я не приду! — уверенно ответила Алла.
Анастасия Александровна недовольно закатила глаза к потолку, всплеснув руками:
— Я не хочу даже слышать настолько постыдные вещи! Не понимаю, как язык поворачивается говорить подобное!
— Мам, в отличие от тебя, я не собираюсь играть в «идеальную семью». Я желаю Марине счастья. Пусть живет, наслаждается и купается в любви. Но без моего присутствия.
— Прекрасное пожелание! Теперь дело за малым. Явиться на свадьбу и повторить его в микрофон!
Алла пристально посмотрела на мать:
— Зачем ты выпрашиваешь мое присутствие? Зачем унижаешься? Ты на все готова ради Марины?
— Я готова на все ради семьи! Это разные вещи. Может быть, ты пока не до конца понимаешь главную ценность человека, но поверь, что это в силу твоей молодости. Через двадцать-тридцать лет ты будешь петь совсем по-другому! А сейчас просто послушайся маму!
— Мы не ладим с Мариной. Ты это прекрасно знаешь!
— Между сестрами бывают ссоры и недомолвки. Но в минуты радости и горя все должно забываться. И вообще… почему я должна объяснять такие элементарные вещи дочери, которой месяц назад исполнился тридцать один год! Тебе не стыдно?
Алла промолчала. Все как всегда. Анастасия Александровна надела на себя маску защитника и не отступит, пока не добьется своего. Девушка вздохнула и утвердительно покачала головой:
— Хорошо. Я приду с Максимом на пару часов, чтобы подарить подарок. О большем не проси!
— Вот так бы сразу! — довольно хлопнула в ладоши женщина. — Звони прямо сейчас сестре и сообщи радостную новость.
— Мам, я вечером сделаю. Обещаю!
— Нет! Я должна услышать ваш разговор, чтобы мое сердце успокоилось. Дочка, это займет не больше одной минуты. Давай!
Чтобы побыстрее закончить мучительную беседу, Алла быстро набрала Марине и поведала ей о своем решении.
— Ой, неожиданно! — послышалось на том конце провода. — Мы на вас уже не рассчитывали. Еды и напитков заказали меньше. Но ладно… я подумаю, как уладить вопрос. Любишь создавать проблемки!
Алла хотела высказать то, что крутилось у нее в голове, но промолчала. Сейчас совсем не хотелось спорить и что-либо выяснять.
— Отлично! Тогда до встречи!
Анастасия Александровна расплылась в довольной улыбке.
***
Марина и Алла были кузинами, которых все родственники считали родными сестрами.
Двадцать девять лет назад произошла страшная семейная трагедия. Родители Марины погибли в авиакатастрофе, когда возвращались из отпуска в Египте. В годик кузина осталась круглой сиротой. Вся родня бесконечно жалела девочку и оплакивала ее несчастную судьбу.
После долгих дебатов и размышлений было решено, что воспитывать внучку будет бабушка Стефания.
— Моя дочка родила, а я выращу!
Несмотря на то, что Марина была лишь племянницей, вся любовь родителей Аллы направлялась на нее.
— Дочка, ты должна понимать! У тебя мама, папа, полноценная семья. Твоя кузина не такая счастливая, как ты. Девочку нужно поддерживать, делать все возможное, чтобы она не чувствовала себя одинокой и ущемленной.
Кроме внимания и заботы, родители обеспечивали Марину материально. Бабушка покупала необходимое, но на все денег не хватало. Одежда, игрушки, путевки в детский лагерь, репетиторы, обучение в университете… все лежало на тете с дядей.
Они не сопротивлялись, а наоборот считали, что выполняют некую особую миссию, помогая круглой сироте.
В детстве родители Аллы часто брали племянницу на проживание. Неделями, а иногда и месяцами девочка находилась у них.
— Мариночка, здесь тебе веселее. С сестрой будете играться. Чего ты у бабушки закрылась и одна сидишь? У нас большая семья, которая тебя очень любит. Все, что хочешь, говори. Не стесняйся!
Именно тогда кузина поняла, в каком выгодном положении оказалась и как легко может получать в жизни желаемое. Она стала настоящим манипулятором, который не стеснялся проявлять наглость и беспардонность. Ведь она — круглая сирота.
Конфеты сначала предлагали Марине, а то, что оставалось, кушала Алла.
Если на какую-то игрушку кузина показывала пальцем, ей сразу же ее отдавали, не спрашивая разрешения родной дочери.
Лучшие платья тоже всегда покупали Марине, так как она «несчастный ребенок», которого надо хоть чем-то радовать.
Когда между девочками случалась ссора, всегда была виновата Алла. Родители наказывали дочь и заставляли просить прощения у кузины.
— Как тебе не стыдно? — ругала Анастасия Александровна дочку. — Ты понимаешь, какая судьба у твоей сестры? Ты за куклу ругаешься, а у нее мамы нет!
***
Когда девочки выросли, произошел еще больший разлад. И та, и другая поступили в университет. Алла решила стать учителем математики, а Марина — экономистом. Только родная дочь прошла на бесплатное обучение, а племянница — нет.
— Я не потяну обучение. Простите, но у меня денег нет! — заявила бабушка Стефания. — Я бы с радостью помогла, но нечем! Иди работать, готовься и пробуй в следующем году попасть на бесплатную форму.
Родители Аллы подумали и предложили помощь.
— Мама, не стоит, чтобы Мариночка пропускала целый год! — заявила Анастасия Александровна. — Мы возьмем оплату обучения на себя. Наша Алла поступила на бюджет, поэтому как-нибудь выкрутимся. Пять лет — это не вся жизнь!
«Бедная» племянница забыла даже поблагодарить тетю с дядей. Но на это никто не обратил внимания.
Алла кипела от обиды и однажды не выдержала:
— Если вы решили оплачивать Марине университет, тогда дайте мне денег на аренду квартиры. Я не хочу жить в общежитии. Сделайте хоть какую-то малость для комфортной жизни дочери.
— Ты сравниваешь очень разные вещи. Университет — это жизненная необходимость, а аренда квартиры в восемнадцать лет — это излишек. Алла, не сходи с ума! Занимайся делом! Как у тебя хватает совести заикаться про такие вещи! Не дай Бог проживать такую судьбу как Марина!
***
Алла поняла, что не может рассчитывать на родителей, что никогда не получит от них помощи и поддержки. Поэтому с первого курса пошла работать и обеспечивала себя сама.
С Мариной они не общались, хоть и учились в одном городе. Виделись только на семейных праздниках и перебрасывались парой фраз.
На третьем курсе девушка познакомилась с Максимом, который пришел молодым специалистом в компанию, где она подрабатывала. Отношения у молодых людей развивались очень стремительно и по окончании университета ребята поженились.
Свадьбу сделали очень скромной, так как за все пришлось платить самим. Родители Аллы подарили молодоженам диван. Дочка не рассчитывала на большее, поэтому с радостью приняла подарок. Кузина тоже приходила на бракосочетание и вручила сестре большой столовый сервиз.
— Надеюсь, что вам понравится! — высокомерно заявила Марина.
— Видишь, как тебя любит сестра. А ты всегда недовольна!
Поэтому сейчас, когда кузина объявила о собственной свадьбе, мама не прекращала бегать за Аллой и уговаривать ее посетить мероприятие.
Собрав всю волю в кулак и заглушив старые обиды, девушка пришла к сестре на бракосочетание.
Но тут ее ждал новый сюрприз.
***
Уже на праздновании Алла узнала, что и бабушка, и родители выделили «круглую» сумму денег на организацию свадьбы.
— Какая хорошая семья! — говорили между собой гости. — Не бросили сиротку одну. Такое шикарное застолье устроили.
Девушке было обидно до слез, но Максим не давал жене впадать в уныние.
— Прошу, не обращай внимание. Главное, что мы есть друг у друга. А все остальное наживем! И меня повысили по карьере, и ты скоро магистратуру закончишь, сможешь преподавать в университете. Все идет, как надо. Вселенная нам помогает! Ты мне веришь?
Алла вытерла слезы и улыбнулась.
— Ты прав! Почему-то я перестала фокусироваться на таких важных вещах! Просто очень обидно, понимаешь?
— Понимаю. Но ты не поменяешь этих людей. Родственников не выбирают. Минимизируем общение, если ты этого хочешь.
— Хочу! — уверенно ответила девушка Максиму.
Настал момент дарить подарки. Именно тогда Алла узнала печальную правду. Бабушка отдавала любимой внучке трехкомнатную квартиру, представляя ее единственной наследницей всего своего имущества.
Родители дарили племяннице дачу. Любимое место Аллы! Они знали, как дочка дорожит той местностью, но все равно лишили девушку возможности там бывать.
— Прошу тебя! Давай отсюда уйдем! Я не могу больше терпеть этот театр лицемерия и жестокости! — умоляла Алла мужа.
— Хорошо, как скажешь! — в этот раз Максим не стал останавливать жену, понимая, что теща с тестем сильно перегнули палку.
***
Несколько дней Алла ни с кем не общалась. Она сидела в одиночестве и вспоминала детство, юность, студенческие годы. Думала о родственниках и родителях. Она пыталась найти ответ на один простой вопрос «нужна ли ей семья, для которой она — пустое место?»
***
Через три дня в квартиру ворвалась Анастасия Александровна с мужем.
— Ты хочешь меня до инфаркта довести? Что ты вытворяешь? Почему трубку не берешь? — кричала женщина на Аллу. — Сколько ты будешь устраивать номера? Когда успокоишься?
— Сегодня. Прямо сейчас! — уверенно ответила девушка. — Хорошо, что вы с папой пришли. Расставим все точки над «и».
— Господи, Алла. Какие точки? — раздраженно спросила мать. — Ты нам кофе не предложишь?
— Нет. У меня нет такого желания.
Родители удивленно посмотрели на дочь.
— Я не хочу с вами больше общаться. Это вредит моему здоровью и самочувствию!
— Это ты так из-за дачи взъелась! Настолько ты меркантильная? — разочарованно произнесла Анастасия Александровна.
— Знаете, удивительное дело. Вы мне всегда говорили, что Марина — сирота. Но на самом деле она никогда ее не была. С момента, как погибли родители, кузину окружили заботой и любовью. Фактической сиротой стала я. Звучит странно, но я — сирота при живых родителях.
— Откуда ты берешь такие тупые мысли! Удивляюсь!
— Да? Тогда скажи, что вы мне дали в жизни? Чем помогли? Ничем! Я носила платья, которые не нравились Марине. Играла с игрушками, которые она выбросила. Вы ей оплатили обучение, а мне отказали в съемной квартире. Вы подарили мне диван на свадьбу, а сестре — дачу! Зачем такие родители? Убирайтесь! — Алла указала родне на дверь. — Вы для меня чужие люди!
— Дочка, нельзя завидовать сироте. Это большой грех!
Алла громко рассмеялась.
— Если вы до сих пор не поняли, что я вам пытаюсь донести, то мы с вами даже на разных языках разговариваем. Простите, но я не желаю вас больше видеть. Никогда! Единственное, за что могу поблагодарить — жизнь. А теперь проваливайте!
***
Больше Алла не общалась ни с кем из родственников. Пыталась однажды позвонить бабушке, но та не захотела с ней разговаривать из-за разрыва отношений с родителями.
— Нет у меня внучки, которая не уважает собственных родителей!
Девушка долго думала над этой фразой.
— Да, бабушка? У тебя внучки нет? А у меня вообще никого нет. А, может быть, никогда и не было. Настоящая сирота.