Клавдия открыла шкаф и с отчаянием посмотрела на полки. Выпал первый снег, а в наличии нет ни одной обновки. Все свитеры, брюки и джинсы куплены два-три года назад.
Некоторые вещи вовсе пришли в негодность. Например, пуховик и шапка. Даже в магазин стыдно выйти в таком виде! Лучше уж дома сидеть, чем продемонстрировать всем соседям, что живешь как тетя Галя из первого подъезда.
— Сегодня же поговорю с Русланом. Так дело не пойдет! — уверенно рассуждала женщина, вытирая пыль. — В эти же выходные съездим и купим все необходимое!
Клавдия так увлеклась уборкой и собственными мыслями, что не заметила, как пролетело время. В реальность ее вернул будильник, который напоминал о том, что пришло время для приема лекарств.
— Ираида Михайловна, пять часов вечера! На тумбочке лежит то, что вам нужно выпить. Не пропустите! — заглянув в комнату к свекрови, промолвила невестка. — А я ухожу готовить ужин. Вы хотите что-нибудь особенное?
— Нет, моя хорошая. Ты же знаешь. Все, что ты делаешь, все ем с большим удовольствием. Я сейчас приду на помощь.
— Только если хорошо себя чувствуете. Давайте больше не будем доводить ситуацию до приступов. Как вспомню прошлую неделю, так вздрогну. Поберегите энергию и силы.
— Со мной все отлично. Не переживай! Лучше скажи, чем помочь! — настаивала на своем Ираида Михайловна. — Ты же знаешь, что я не уступлю!
— Ладно! — вздохнула невестка и отправилась на кухню.
***
Руслан, как обычно, задерживался на работе. Восемь часов, а он до сих пор не явился домой.
— Не хочет теплый ужин, значит не надо. На «нет» и суда нет! — супруга начала убирать со стола тарелки.
— Дочка, оставь. Нельзя так поступать с мужем. Он — добытчик, много работает, приносит деньги в дом. А ты его ужина лишаешь!
— Я вас умоляю! — демонстративно подняв к потолку глаза, ответила Клавдия. — И я, и вы прекрасно знаем, где он сейчас. Преспокойно сидит в баре возле дома с друзьями и расслабляется. Так же он называет попойки по пятницам? А иногда и в другие дни.
— И что? Он пашет на полторы ставки, — грустно промолвила свекровь. — Нельзя ему иногда расслабиться? Посидеть с друзьями и поговорить на мужские темы. Дочка, если он начнет жить только работой и домом, то с ума сойдет. Мужчина должен проводить время вне дома. Да и алкоголь, если он в меру, еще никому не причинил вреда. Ты должна заботиться о супруге.
— Ираида Михайловна, давайте не будем. Потому что если я сейчас начну высказываться, то…
***
— Привет! — с прихожей раздался веселый голос Руслана. — Чем занимаетесь? Соскучились? А я вам тортик принес! Наливай, жена, чай!
— Я уже накушалась, пойду в комнату. Прилягу! — свекровь понимала, что сейчас состоится тот самый разговор, в котором она будет «третьей лишней».
— Как ты себя чувствуешь, мама? Давление не падает?
— Нет, сынок. Сегодня и на улице прогулялась, и к соседке ходила. Не беспокойся обо мне!
— Отличные новости. Очень за тебя рад! А ты как? Чем занималась? — обратился муж к Клавдии. — Судя по выражению лица, настроение у тебя отсутствует.
— Что является логичным следствием происходящих событий, — заявила супруга, поставив на стол ароматный чай.
— Понял. Опять атака негативных мыслей на твою голову.
— Руслан, на выходные съездим в торговый центр, — женщина решила перейти сразу к делу. — Сегодня делала в шкафу уборку и поняла, что носить абсолютно нечего. Все старое, дряхлое. Смотреть на эти обноски не хочется!
Мужчина о чем-то задумался и отрицательно покачал головой:
— Не получится. Пока придется походить в том, что есть. Мне в машине нужно масло поменять, шины и еще лобовое стекло треснуло. С ним тоже надо что-то делать. Плюс сейчас большие затраты на реабилитацию мамы. Продукты, коммунальные услуги. Дочке хоть что-то передать. Если в чем-то нуждаешься, то ближе к Новому году решим вопрос.
— Ты сейчас шутишь? У меня пуховик под рукой полностью протерся. Как я в магазин ходить буду?
— Клава, опять начинаешь? Снова скандал на пустом месте раздуваешь? Ну, невыносимо! Когда ты устанешь от ссор?
Женщина посмотрела супругу в глаза и уверенно ответила:
— Когда снова почувствую себя женщиной. Когда смогу носить красивую одежду, спать в ароматной постели, ходить в кафе на чашечку кофе. Когда вернусь к жизни. Понимаешь?
— И кто тебе не дает это делать? На здоровье! Просто не все сразу! Клава, я работаю на полторы ставки, полностью обеспечиваю нас троих, еще и дочке иногда передаю деньги. Стараюсь, как могу. А тебе все мало! Ты всегда недовольна! Только дай, дай, дай!
— Я не требую ничего сверхестественного. Хотя могла бы! Мне всего лишь сорок два года. И я хочу жить, а не существовать! Жить!
— Ты совершаешь большую ошибку, потому что ставишь знак равно между жизнью и деньгами. А это разные составляющие.
— Послушай, Руслан, у меня нет настроения философствовать и рассуждать о великом. Нету! Я хочу новый пуховик, шапку и свитер. В эти выходные! И мне все равно, как ты решишь этот вопрос. Знаешь ли, когда твоей маме понадобился уход и забота, ты быстро расставил точки над «и». Правда?
— Клава, остановись! Не иди в те темы, откуда мы не выберемся без скандала. Мне не хочется провести выходные в обидах и истериках. Я хочу отдохнуть. Можно?
— А я нуждаюсь в новых вещах. Можно?
— Нельзя! — Руслан крикнул так, что Клавдия от неожиданности подпрыгнула на месте. — У меня нет печатного станка. И замуж ты вышла не за местного олигарха. Нравится или не нравится, но тебе придется принять этот факт. Надеюсь, что ты перестанешь меня мучить и постоянно что-то требовать. Спокойной ночи!
***
Как только Руслан ушел в спальню, Клавдия не смогла сдержать обиду и громко расплакалась.
Кажется, она совершила ошибку, за которую сейчас очень сильно расплачивается…
Год назад в их семье произошло два события . Хорошее и плохое.
Дочь Алина отлично сдала ЕГЭ и смогла с первого раза поступить в университет на международные экономические отношения. Родители очень гордились своим единственным чадом и помогали новоиспеченной студентке, чем могли. Казалось бы, живи и радуйся.
Однако в другие двери постучалась беда.
У свекрови в голове обнаружили доброкачественное образование. Благо смогли избежать худшего сценария, но у Ираиды Михайловны начались частые обмороки и головокружения.
Доктора посоветовали не оставлять женщину одну. Тогда супруги стали перед сложным выбором — или нанимать сиделку, или ухаживать за свекровью самим.
Просмотрев кучу объявлений, они поняли, что оплачивать услуги будет очень накладно и невыгодно. Никто из знакомых не подходил на эту роль, поэтому Руслан предложил жене бросить работу.
— Других вариантов нет. Да и кто лучше тебя сможет смотреть за мамой? Вы с ней в хороших отношениях, девятнадцать лет живете под одной крышей. Не помню, чтобы сильно конфликтовали или спорили. Да, были небольшие перепалки, но это же мелочи. Мама тебе доверяет, любит как дочь. Ты справишься с этим делом.
— Ты прав. Но я привыкла работать. Привыкла общаться с людьми, зарабатывать собственные деньги, быть на виду. Не представляю, как могу сидеть дома и ничего полезного не делать. Это сложно!
— В смысле? Ты будешь ухаживать за свекровью, которая за много лет стала тебе близком человеком. Кроме того, половина женщин на планете земля являются домохозяйками. Многие об этом мечтают. Разве я не прав?
— Это хорошо, когда у супруга зарплата высокая, но в нашем случае…
— Я пойду на полторы ставки. Как-нибудь справимся. Ты за это не переживай!
— Я не думаю, что это хорошая идея.
— А я уверен! И с мамой вопрос решим. Разве ты не хочешь ей помочь?
— Причем здесь это? — запротестовала Клавдия. — Просто я смотрю на ситуацию с разных сторон.
— Пожалуйста! — Руслан посмотрел на жену умоляющим взглядом.
— Мы попробуем. Только так! Я уйду с работы на год. Если вдруг дело пойдет сложным путем, тогда все вернем на старые рельсы. Согласен?
— Клава, тебе обязательно создавать трудности?
— Пообещай. Иначе я не соглашусь. Можешь считать меня трусихой, можешь считать эгоисткой. Но только такой вариант!
— Ладно. Пусть будет по-твоему!
***
Клавдия уволилась с работы и стала домохозяйкой.
Постепенно из ее жизни ушло общение с коллегами и близкими подругами. Со временем она перестала заниматься гимнастикой и ухаживать за собой.
Быть сиделкой оказалось не таким простым делом, особенно у человека, который каждую неделю теряет сознание, может забыть выпить лекарство или выключить утюг. В сравнении с сегодняшней ситуацией уход за маленьким ребенком казался «раем».
Клавдия начала замечать, что с каждым днем становится все более раздражительной. И да, она легко могла раздуть скандал на пустом месте. А у кого не сдали бы нервы в подобной ситуации?
Однако самой «горячей» оказалась тема денег.
Руслан, как и обещал, пошел работать на полторы ставки. Выживание семье супруг обеспечил. Но «радости и удовольствия» жизни канули в лету. Косметика, посещение фитнеса, прогулки по торговым центрам, кофе с подружками… на это элементарно не хватало средств.
А сейчас ситуация стала совсем патовой. Даже новые свитер и брюки нужно было ждать два-три месяца. Приходилось «становиться в очередь» и умолять супруга купить необходимое. Складывалось впечатление полной зависимости и даже… унижения.
Ираида Михайловна, несмотря на добрый характер и расположение к невестке, становилась на сторону сына и вычитывала Клавдию на «плохое поведение».
— Дочка, ты ведешь себя непорядочно. Слишком меркантильно. Если бы твой муж сидел дома, ничего не делал, тогда другое дело. Могу понять. Но Руслан работает, не покладая рук. Он старается. И ты сама это видишь. Мой сынок отдает нам последнее, а тебе все мало. Руслан — не банкомат, моя милая. А твой супруг!
— Вот как? Если ваш сын — не банкомат с деньгами, то и я ему — не повариха! — заявила невестка свекрови. — И не прачка, и не служанка!
Ираида Михайловна всплеснула руками и с изумлением посмотрела на Клавдию:
— Я помолюсь за тебя. Ты говоришь странные вещи. Дочка, тебе надо посидеть и подумать. Привести мысли в порядок. Стыдно! Даже мне стыдно такое слушать. А как ты произносишь подобные слова вслух, я не знаю!
***
С каждым днем Клавдия все больше убеждалась в том, что год назад совершила ошибку. Вопрос с уходом за свекровью они с супругом закрыли, но ее личная жизнь пошла под откос.
Была ли она готова рисковать и жить так еще долгие годы? Конечно, нет! Сорок два года — не приговор!
Поэтому женщина решила не откладывать разговор с супругом в долгий ящик и сообщила ему о своем решении:
— Руслан, я вернусь на работу. Уже начала смотреть вакансии. Знаешь, у экономистов сейчас выросла зарплата, есть очень достойные варианты. Хочешь покажу? Если все получится, то мы справимся с оплатой сиделке.
— Нет! Даже не думай! — резко ответил супруг.
— В смысле «нет»? Ты о чем сейчас говоришь? — разозлилась Клавдия. — Ты мне недавно отказал в покупке новой шапки. Шапки! Я должна отказываться от вещей, от удобств, от подруг… ради чего?
— Ради ухода за родным человеком. И ты не отказываешься. Просто живешь по принципу «не все сразу». Я же не сказал, что мы не купим. Просто нужно чуть подождать.
— А если я не хочу ждать? Если я хочу жить сегодня? Здесь и сейчас! Что тогда? Руслан, я потеряла себя. Я ощущаю себя насекомым, которое могут в любой момент раздавить. Чувствую себя обезьяной, которая должна показать тебе представление для того, чтобы заслужить новые брюки. Я не хочу так жить, не могу!
— Хорошо, бери подработку на дом. Прекрасный вариант, — спокойно ответил Руслан. — И деньги будешь зарабатывать, и за свекровью смотреть. Идеально!
— Прости, но идеально для кого? Я говорю, что хочу общаться с людьми!
— Смотри, как интересно получается. Тебе не деньги нужны! Дело не в них! Тебе нужны развлечения на стороне!
— Что за глупости ты несешь? Противно!
— Я все сказал! Если мне придется нанимать сиделку, если моя жена, с которой я прожил в браке девятнадцать лет, не может присмотреть за свекровью, то зачем ты вообще нужна? Что же ты за женщина такая, если в кризисной ситуации отворачиваешься от семьи? Кто ты, если уход за больной свекровью готова променять на поход к косметологу?
— Ты все переворачиваешь с ног на голову…
— Мне нечего больше добавить. Выбор за тобой!
***
Клавдия мучилась угрызениями совести, ее одолевали сомнения, но в этот раз она решила выбрать себя. Женщина подала документы на развод, уехала жить к маме и устроилась экономистом в крупную торговую сеть.
Ираида Михайловна обиделась на невестку и попросила ее больше не беспокоить.
Дочка поддержала родителей и осталась с обоими в хороших отношениях.