– Леночка, на календаре уже пятнадцатое декабря. Пора задуматься о том, что будем готовить на новогодний стол, – радостно сообщила Евгения Дмитриевна, позвонив дочери рано утром в субботу.
– Если честно, мы еще спим, – сонным голосом пробормотала Елена.
– Да куда это годится? Уже девять часов! Так можно весь день проспать. Вот мы в вашем возрасте и на лыжах, и на коньках катались по утрам, а вам бы только спать, – недовольно ответила мать.
– Помню я ваши лыжи. Вот только не надо рассказывать! Вы по пятницам с друзьями до победного сидели, а потом всю субботу дома валялись, – заметила Лена.
– Ты что-то путаешь! Не было ничего подобного! – резко отреагировала мать. – Ты мне зубы не заговаривай. Давай лучше меню составлять.
– Мам, я хочу спать. Давай я тебе позже перезвоню, и мы все обсудим? – не дождавшись ответа, Лена положила трубку и переключила телефон на беззвучный режим. Она прекрасно знала, что мать так просто не успокоится и еще минимум три раза попытается дозвониться до своей «безответственной дочери».
***
Через пару часов Лена стояла на кухне и пекла блинчики. К ней подошел Артем и обнял сзади.
– Уже что-то стряпаешь? – улыбнувшись, произнес он.
– Да, Лиза хотела блинчики. И так, считай, всю неделю не понятно, чем питается. Я решила ее порадовать, – объяснила Лена. – Кстати, мама звонила, – она резко обернулась к мужу. – Она предлагает встретить Новый год вместе.
– Опять? – недовольно произнес Артем. – Я не хочу тебя обидеть, но весь вечер сидеть за столом, смотреть телевизор и есть салаты уже порядком надоело. Может, поедем к моему другу загород? У него прекрасная дача. Генка приглашал нас.
– Ты не представляешь, как мне это надоело, – грустно вздохнула Лена. – я не знаю, как ей сказать, что мы не будем отмечать Новый год вместе. К тому же мне бы хотелось отпраздновать не дома. Не представляешь, как обидно потом за всеми мыть тарелки и повторно убираться вместо заслуженного отдыха. Этот праздник вызывает у меня отвращение, потому что я не получаю от него никакого удовольствия.
Артем прекрасно понимал ее чувства, но не хотел ссориться. Он уже давно хотел предложить отмечать Новый год иначе. Все десять лет брака, молодые люди встречали Новый год в их квартире совместно с родственниками Лены.
– Ой, опять она звонит, – сказал Лена, посмотрев на телефон.
– Скажи, что мы уезжаем в гости тридцать первого декабря, что у нас есть планы.
Лена кивнула и нервно ответила матери.
– Лена! Почему ты не берешь трубку? – взволнованно затараторила Евгения Дмитриевна.
– Мы спали. Я тебе сразу об этом сказала, – спокойно ответила дочь.
– Ну пока вы спали, я уже кое-что прикинула. Смотри, вы будете готовить оливье, заливное из индейки…
– В этом году мы будем отмечать не дома, – перебила ее Лена.
– Что, прости? – переспросила Евгения Дмитриевна.
Лена прокашлялась и повторила. – Мы будем отмечать Новый год с друзьями загородом.
– Ты, наверное, сейчас шутишь? То есть тебе плевать на мать, отца и других родственников?
– Вовсе нет. Просто в этом году мы решили отпраздновать именно так, – ответила девушка.
– Кто «мы»? – надменно уточнила мать.
– «Мы» – это я и Артем, – пояснила Лена.
– То есть ты хочешь, чтобы я готовила и обслуживала твоих бабушку, дедушку и тетю Люду у себя дома? А ты не забыла посоветоваться со мной прежде чем, принимать какие-либо решения? – дерзко спросила Евгения Дмитриевна.
– Я вроде уже взрослая, чтобы спрашивать у тебя разрешение, – уверенно ответила Лена, хотя чувствовала, как накаляется обстановка.
– Встречать Новый Год с семьей – это традиция. А ваши друзья и отдых подождут! – рявкнула женщина.
– Не подождут, – строго ответила Елена.
– С тобой все ясно! – недовольно бросила на прощание Евгения Дмитриевна и положила трубку.
Услышав короткие гудки, она посмотрела на экран телефона и пробубнила, глядя на мужа: – Похоже, она не в восторге от наших планов и скорее всего теперь не будет со мной разговаривать.
– Я думаю, она отойдет через несколько дней. Все наладится, – попытался приободрить супругу Артем.
Однако мужчина сильно ошибся в своих предположениях. Она не выходила на связь в течение двух недель. Было видно, что Лена переживала из-за этого, но не теряла стойкости и не звонила первой.
– Там, правда, будет очень хорошо. Новый год пройдет на славу! – заметив погрустневшую жену, произнес Артем.
– Я не сомневаюсь в этом. Просто переживаю из-за мамы, – призналась Лена. – Когда я была маленькой и даже в подростковом возрасте, она часто устраивала мне молчанку. Это было очень тяжело. Я не понимала, чего она от меня хочет, и постоянно чувствовала вину за свои поступки. В общем, как и сейчас.
– Да, у вас с мамой не самые здоровые отношения, – подытожил муж.
– Думаю, ты прав, – кивнула Лена.
– Ты не должна себя винить. Не стоит пытаться угодить всем вокруг. Иначе жизнь пройдет мимо, а ты так и будешь жить по чьей-то указке, – произнес Артем, поглаживая волосы супруги.
Приготовления к Новому году шли полным ходом. Лена закупала все необходимое по списку, который они составили с супругой Гены. Они решили не готовить слишком много, в основном это были мясные и рыбные блюда, которые можно было бы приготовить на открытом огне прямо на даче.
Лена никогда ранее не чувствовала такой легкости от предвкушения праздника, даже захотелось снова поверить в деда Мороза. Кроме продуктов, женщины заказали украшения для дома, а мужчины заранее привезли на дачу настоящую елку, чтобы можно было перед новым годом вместе с детьми ее украсить.
В суете подготовки, Лена почти забыла о ссоре с матерью. Но утром тридцать первого декабря Евгения Дмитриевна напомнила о себе звонком.
– Леночка, привет. Мы с твоим отцом решили заехать в гипермаркет, пока здесь не слишком много людей. Скажи, что ты будешь готовить на новогодний стол, чтобы нам не повторяться? – затараторила женщина.
– Доброе утро, – несмело ответила Лена. – Мы уже обсуждали этот вопрос в прошлый раз, – добавила она.
– Ааа, ты сегодня будешь готовить? – произнесла Евгения Дмитриевна, будто не услышала слов дочери. – Ну тогда слушай. У меня будет селедка под шубой, бутерброды с красной рыбкой, ну икры баночку возьмем, шампанское. Все как полагается, – перечислила женщина.
– Мам, ты опять меня не поняла. Мы не будем отмечать новый год дома. Я же говорила, – спокойно ответила Лена.
– Я в шоке. Мы же договорились отмечать Новый год вместе, как и всегда, – Евгения Дмитриевна начала нервно метаться по магазину.
– Мы не договаривались. Ты закатила скандал после того, как я сказала, что в этом году мы хотим отпраздновать с друзьями, а потом игнорировала меня две недели, – объяснила дочь.
– Хочешь сказать, что ты собираешься бросить мать в праздники? Могла бы предупредить заранее, – недовольным тоном произнесла Евгения Дмитриевна.
– Я тебя предупредила. Кроме того, я писала и звонила, а ты продолжала молчать. Твое поведение не изменит наших планов.
– То есть ты больше не любишь своих родителей? Я же подарила тебе жизнь, ты мне должна! – возмущенно воскликнула женщина.
– Я ничего не должна. И так всю жизнь делаю только то, что ты хочешь. Нравится отмечать с родственниками? Пожалуйста! Только в этом году без моего участия, – резко ответила Лена.
– Я все поняла, – с недовольством вздохнула мать. – Так и передам твоей бабушке. Счастливого Нового года! – добавила она с ноткой язвительности и положила трубку.
После этого разговора Лена чувствовала себя как на иголках. Теперь она окончательно запуталась. Мысли о том, что, возможно, она поступает неправильно, оставив мать на произвол судьбы, не давали ей покоя.
Артем вчера до позднего вечера работал, поэтому сегодня Лена не будила его и дала возможность супругу отоспаться и хорошенько отдохнуть перед главным праздником года.
Когда он проснулся, заметил супругу, которая задумчиво смотрела в окно, покручивая в руках чашку остывшего кофе. Артем сразу почувствовал, что перемены в ее настроении не случайны. Ведь еще вчера Лена с радостью делилась своими планами, а сейчас она выглядела подавленной.
– Доброе утро, – произнес Артем, поцеловав жену. – Дай-ка угадаю – твоя мама звонила? – спросил он с легкой иронией.
– Да, – коротко ответила Лена. – Она обиделась на меня за то, что я не изменила своего решения.
– Никогда не понимал твою мать. Почему она так хочет управлять твоей жизнью? – раздраженно произнес супруг.
– Наверное, потому что хочет для меня самого лучшего? – тихо ответила Лена, неуверенно глядя на мужа.
– Ты такая наивная, – сказал Артем, его раздражение нарастало. – Она тобой пользуется и манипулирует чувствами! Вот и все. Нет тут никакого лучшего! По крайней мере для тебя.
Лена опустила голову, не зная, что ответить.
– Через несколько часов Новый год. Давай отметим, как и планировали? – предложил супруг, обняв Лену.
Спустя несколько часов вся семья собралась на даче у приятеля Артема – Гены. Этот невероятно харизматичный человек всегда был полон радости и веселья. С ним никогда не было скучно.
– А мы что, грустить сюда приехали? – спрашивал он, смеясь. – Все строгие лица прибережем для работы, а сегодня будет отдыхать! – добавил мужчина, переворачивая шампуры на мангале.
Дети весело бегали по садовому участку, бросая друг в друга снежки и сбивая с ног. Женщины, наслаждаясь бокалом красного сухого вина и советскими новогодними фильмами, нарезали салаты.
Лена еще никогда не чувствовала себя так комфортно. Обычно ее тридцать первое декабря проходило в бешеной запарке, а сейчас все вместе неспешно накрывали стол. О таком можно было только мечтать!
Поздравления с наступающим праздником сыпались отовсюду. Когда пришло время садиться за праздничный стол, очередной звонок вырвал Лену из мечты в реальность.
– Леночка, это тетя Люда. Я стою у вашей двери. Открывайте, – произнесла женщина.
– Нас нет дома, – после долгой паузы произнесла Лена. – Разве вам мама не сказала, что в этом году мы отмечаем Новый год отдельно?
– В смысле отдельно? Она мне ничего не говорила! – женщина начала возмущаться. – Это шутки такие?
– Никаких шуток. Мы с семьей загородом. Я не знаю что на Новый год планировала моя мама. Простите, но мне пора к столу, меня ждут. С наступающим!
Людмила Григорьевна начала что-то кричать в ответ, но Лена ее уже не слышала, потому что положила трубку. Как можно быть настолько наглой, чтобы прийти без приглашения? Хотя и раньше Лена никого не приглашала. Это Евгения Дмитриевна от ее лица приглашала всех родственников и знакомых в гости к дочери.
Телефон Елены начал бы разрываться от гневных звонков матери, но она вовремя это поняла и отключила телефон. Кто хочет поздравить, могут написать сообщение. А сегодня она собиралась по-настоящему отдохнуть! Вместе со всеми веселиться, любоваться салютом, зажигать бенгальские огни и петь песни.
Это был самый лучший Новый год! Хотя позже Лене все же пришлось серьезно поговорить с Евгенией Дмитриевной, которая никак не хотела понимать простых вещей. Следующий год покажет, какие уроки извлекла Евгения Дмитриевна из этой непростой ситуации.