Сегодня, на повестке дня — правильная установка шаровой запорной арматуры.
В самом начале статьи, хотел бы коснуться технологии производства, так как от этого и зависит сторона установки подобных изделий. Любой шаровой кран — это не монолитное изделие из металла, поскольку сам шаровой затвор (шар) невозможно поместить в корпус и зажать между прокладок, без предварительного разделения частей корпуса.
Итак, шаровой кран — это результат конвейерной сборки, которую осуществляют люди после предварительного изготовления деталей на станках. И состоит он из следующих элементов:
Что касается шарового затвора, то он помещается в корпус крана и притягивается гайкой, тем самым обеспечивается надежное положение шара между уплотнителями. И, поскольку это крепежное соединение является разборным, то всегда существует вероятность протечки, как и у любого другого резьбового соединения.
На самом деле, кран функционирует в обоих направлениях, но заводское место соединения является самым уязвимым в конструкции изделия и огромная доля существующих кранов выходит из строя именно по причине потери герметичности этого соединения, и факторов несколько:
-
брак или плохое качество изделия;
-
гидроудар в системе;
-
срок службы изделия.
При установке шаровой запорной арматуры, мало тех, кто обращает на это внимание — но факт остается фактом. Кран всегда устанавливается цельной частью корпуса к источнику давления рабочей среды, будь то воды или газа. Иногда, непосредственно кран и становится причиной аварийных ситуаций.
Правильный вариант установки:
В данном случае (картинка выше), при аварийной ситуации, если корпус лопнул по шву — шаровой затвор по-прежнему остается в корпусе крана. При этом, за счет разрушения корпуса изделия — полноценная герметичность обеспечиваться не будет, но затвор сдержит поток под давлением и останется возможность избежать потопа (если это вода).
У профессионалов своего дела — установка шаровых кранов осуществляется именно так, как и у электриков — фаза с правой стороны в разъеме электрической розетки и всё это считается правилом хорошего тона между мастерами.