Как понять, что катализатор забит, не снимая его

Симптомы, такие как снижение мощности и увеличение расхода топлива, могут свидетельствовать об износе катализатора. Расскажем, можно ли проверить этот элемент самостоятельно, без обращения в сервис.

Рассмотрим типичные проблемы, связанные с катализатором, и возможности их самостоятельного решения.

Почему забивается катализатор

Если исключить экстремальные или откровенно разрушительные условия эксплуатации, катализатор рассчитан на срок службы от 200 до 300 тысяч километров. Хотя это усредненная цифра, сама деталь обладает значительным ресурсом. Однако практика всегда вносит свои коррективы в стройные инженерные теории. Особенно это касается российской практики, особенно вдали от крупных городов и сетевых заправок. Рассмотрим типичные причины выхода катализатора из строя.

Низкое качество топлива

Низкое качество топлива — одна из главных причин забивания катализатора. Механизм прост: слишком высокая температура выхлопных газов из-за некорректного смесеобразования постепенно выжигает керамические соты катализатора. В редких случаях действует обратный механизм: хронический «недожиг» смеси со временем закупоривает катализатор сажей и продуктами неполного сгорания.

Повышенный угар масла в двигателе

Причина, которая наравне с некачественным топливом часто приводит к выходу из строя катализатора. Принцип действия аналогичен описанному выше явлению неполного сгорания. Масло, попадающее через кольца или клапаны в цилиндр, не сгорает полностью и оседает на сотах катализатора.

Иные причины

Подразумевается — прямо или косвенно влекущие последствия в виде слишком высокой температуры выхлопа или наличия твердых частиц в их составе. В первом случае сотовая структура выгорает и разрушается, во втором — забивается нагаром.

Важно понимать, что при любом сценарии изменение решетчатой структуры препятствует нормальному выходу газов. При этом нарушается и основная функция катализатора: очистка этих газов до расчетного уровня содержания опасных примесей. Изменения состава выхлопа регистрирует кислородный датчик (лямбда-зонд) после катализатора, по сигналу которого блок управления вносит коррекции в состав смеси.

Вопреки распространенному мнению в интернете, второй лямбда-зонд, расположенный на выходе из катализатора, не просто контрольный, роль которого ограничивается лишь зажиганием лампочки «Check engine». Его показания, хотя и не так критически важны, как у первой «лямбды», также вносят свой вклад в формирование топливовоздушной смеси. Именно поэтому даже после установки качественного пламегасителя и правильной «обманки» расход топлива всегда будет выше, чем с новым заводским катализатором.

Симптомы забитого катализатора

Существует несколько типичных признаков того, что катализатор не в порядке. Вот они:

  1. Снижение динамических характеристик
    Часто можно услышать, что машина «тупит» или ее «держат за хвост». Забитый катализатор также описывают как «душащий мотор». Это указывает на падение разгонной динамики и снижение приемистости двигателя на скорости.
  2. Повышение расхода топлива
    Этот симптом часто сопровождает снижение динамических характеристик. Автомобиль перестает адекватно реагировать на манипуляции акселератором, что приводит к увеличению расхода топлива.
  3. Изменение состава выхлопа
    Катализатор предназначен для максимальной «экологизации» выхлопных газов. При нарушении его работы наблюдаются изменения химического состава. В первую очередь, на стенде проверки выявляется повышенное содержание CO и CH (окиси углерода и углеводородов).
  4. Индикация «Check engine» на приборной панели
    Блок управления инжекторного двигателя точно оценивает состояние катализатора. Для этого используются сигналы от кислородных датчиков (лямбда-зондов), которых минимум два: до катализатора и после. Первый оценивает выхлопные газы сразу на выходе из двигателя и влияет на формирование топливовоздушной смеси. Второй датчик контролирует состав газов после прохождения через катализатор. ЭБУ сравнивает показатели по принципу «было/стало» и оценивает эффективность работы катализатора. Если катализатор не справляется, водитель получит уведомление в виде желтой лампочки.

Последствия забитого катализатора

В общем случае симптомы включают падение динамики, увеличение расхода топлива и более едкий выхлоп. Изношенный катализатор не представляет немедленного или радикального вреда для двигателя. Однако, если откладывать замену на годы и мириться с ненормальным поведением автомобиля, последствия не заставят себя ждать. В худшем случае, если решетка катализатора выполнена из керамики (также бывают металлические), при перегреве возможно попадание частиц разрушающегося материала обратно в цилиндры.

Это происходит из-за наличия разнонаправленных пульсаций газов в выпускном тракте. На некоторых режимах работы выхлопной поток может кратковременно частично «залетать» обратно в камеру сгорания. В случае неудовлетворительного состояния катализатора, микрочастицы керамики, выкрашивающиеся с поверхности сот, могут попадать в цилиндры. Последствия постоянного присутствия абразива в цилиндре очевидны.

Как определить, забитый катализатор или нет, не снимая его

Помимо описанных выше симптомов и интерпретации значка «Check engine» с помощью OBD-сканера, достоверно оценить состояние катализатора без его извлечения невозможно. Как видно из конструкции, деталь является неотъемлемой частью выпускного тракта, прикрученной (а иногда и приваренной) к другим элементам системы.

Если катализатор можно заменить отдельной деталью, его состояние можно оценить на любой «яме» или эстакаде ГСК. Для этого его необходимо снять и осмотреть на просвет, подсвечивая фонариком с обратной стороны. Ячейки должны быть чистыми, ровными, без выкрошенных зон и грязи, мешающей прохождению газов.

Если владельцу «повезло» и катализатор с завода выполнен неразъемным с другими частями выпуска, даже снятие его с автомобиля вряд ли поможет в диагностике. Осмотреть деталь на просвет не получится — разве что, имея в арсенале диагностических средств качественный эндоскоп с подсветкой.

Катализатор забит: что делать

Несмотря на известные «народные» методы восстановления катализатора после выхода из строя (продувка, прожиг горелкой), все они не имеют большого смысла. Даже если удастся частично удалить грязь, это не вернет тонкое напыление драгметаллов на сотах и не восстановит поврежденную структуру решетки. Если катализатор засорился или разрушился, у владельца есть три варианта действий.

  1. Замена катализатора на новый
    Самый правильный, но самый дорогой и практически не применяемый в нашей стране вариант. Подробно описывать плюсы не нужно, но цена на деталь обычно шокирует неподготовленного автолюбителя.
  2. Установка пламегасителя
    Это решение популярно среди российских автовладельцев в случае выхода из строя катализатора. Отсутствие контроля норм выхлопа и дешевизна пламегасителей определяют его популярность. Вместо второй лямбды устанавливается «обманка», которая сообщает блоку управления, что с выхлопом все в порядке. Однако очистка газов от вредных примесей уже не происходит. За дешевизну «ремонта» приходится расплачиваться резким запахом выхлопа, более басовитым его тоном и увеличением расхода по сравнению с новой заводской конфигурацией выхлопной системы.
  3. Выбивание катализатора
    Откровенно неправильный вариант решения проблемы. Даже без учета экологии, физическое удаление внутренней структуры катализатора (часто соты выбивают ломом) может привести к быстрому прогару выпуска. Кроме того, оставшиеся остатки ячеек могут выкрашиваться и попадать в двигатель, что приведет к серьезным последствиям.
Оцените статью