Как выбрать аккумулятор для автомобиля? Какой лучше?

Современный автомобильный аккумулятор — это не просто незначительная деталь, которую можно пренебрегать, но и не объект культа. Хотя он может служить долгие годы, его можно рассматривать как расходный материал.

Несмотря на то, что аккумулятор может долго «умирать», иногда несколько месяцев, важно правильно понимать сигналы о необходимости замены. Сегодня мы обсудим, как правильно выбрать замену для изношенного аккумулятора.

Виды аккумуляторов для автомобиля

В последнее время разнообразие автомобильных аккумуляторов значительно увеличилось. К привычным свинцово-кислотным, гелевым и AGM добавились кальциевые, щелочные, EFB и гибридные. Особо находчивые маркетологи даже придумали категорию малосурьмянистых аккумуляторов.

Однако все эти новые типы аккумуляторов не произвели революцию в своей области. В основном здесь работает рыночное правило: кто первым придумает необычное название и представит его как инновацию, тот и выигрывает. На самом деле разница в химическом составе некоторых типов аккумуляторов составляет считанные проценты, а противоречивые мнения об их практическом использовании ещё больше усложняют ситуацию. Например, бывает, что дешёвая батарея служит дольше дорогой брендовой, причём на одной и той же машине и в одинаковых условиях эксплуатации.

Исключением являются AGM и EFB, которые действительно показывают лучшие результаты на автомобилях с системой Start/stop. Это связано с тем, что постоянные циклы запуска и рваный режим городских поездок с хроническим недозарядом быстро выводят из строя обычные аккумуляторы. Многие производители прямо указывают, что их модели нельзя использовать с системой Start/stop. В то же время аккумуляторы AGM и EFB часто имеют соответствующую маркировку. В остальных случаях, при обычной эксплуатации в условиях средней полосы, невозможно точно оценить надёжность и эффективность всех существующих типов батарей.

Как выбрать аккумулятор для автомобиля

Наиболее важные параметры, которые необходимо учитывать при выборе АКБ, перечислены ниже.

Расположение выводов (полюсовка)

Прежде чем выбирать аккумулятор, нужно узнать, где находятся клеммы на вашем автомобиле.

Есть два вида полярности подключения: прямая и обратная. При прямой полярности положительный вывод аккумулятора находится слева, если повернуть батарею стороной выводов к себе.

При обратной полярности «плюс» расположен справа.Есть также аккумуляторы с универсальной полярностью: в них контакты могут быть расположены симметрично посередине корпуса или по диагонали, на углах. Такие батареи обычно используют на грузовиках, спецтехнике, водном транспорте и других видах транспорта, кроме легковых автомобилей.

Габаритные размеры

Это тоже очень важная характеристика, которая очевидна и не требует подробных объяснений.

Емкость

Этот вопрос вызывает больше всего споров на форумах — после выбора бренда, конечно. Если говорить кратко, то можно установить аккумулятор большей ёмкости, а меньшей — нет. С первым случаем всё понятно.

В критической ситуации, например зимой, когда нужно завести машину после нескольких дней простоя, а потом ехать в пробках, на батарею и генератор ложится повышенная нагрузка из-за большого количества потребителей. Более ёмкий аккумулятор сможет обеспечить всех энергией в пиковой нагрузке.

Мощность генератора при этом не изменится, поэтому для восполнения заряда понадобится больше времени, чем с менее ёмкой батареей. Но уже через полчаса езды по трассе аккумулятор полностью зарядится, и у электрической системы снова появится дополнительный резерв.Конечно, здесь важно руководствоваться здравым смыслом.

Не стоит стремиться к бесконечному увеличению количества ампер-часов, но установить аккумулятор на 15–20 % большей ёмкости, чем штатный, при замене — разумное решение.

Тип

Если ваш автомобиль оснащён системой Start/stop, эксплуатируется в холодном климате на постоянной основе или имеет другие специфические условия использования, то вам следует обратить внимание на подходящий тип аккумулятора. Основные особенности разных видов батарей будут рассмотрены далее.

Какой аккумулятор лучше купить на автомобиль: рейтинг

Честно говоря, 99% рейтингов аккумуляторов в интернете составлены случайным образом и похожи друг на друга. В преимуществах всегда перечисляют то, что указано в рекламных материалах производителя или спонсора обзора. Недостатки либо скромно отсутствуют, либо к ним относят цену, вес, размер, неизвестность бренда и другие характеристики, которые никак не влияют на рабочие качества.

Поэтому в этой беседе мы не будем упоминать конкретные марки и модели. Составить реальный рейтинг эффективности аккумуляторов на длительной дистанции (несколько лет) без серьёзного всестороннего исследования невозможно: для этого нужна большая выборка очень похожих автомобилей, работающих в одинаковых условиях. А отзывы в интернете для каждой модели противоречивы и только запутывают.

Гораздо важнее понимать, какой тип аккумулятора подходит для конкретных условий и чем эти типы отличаются. Поэтому далее мы рассмотрим особенности основных видов аккумуляторов.

Обычные свинцово-кислотные

Это вечная классика. Такие аккумуляторы самые дешёвые, но обычно и наименее эффективные по совокупности характеристик. Их главное преимущество — низкая цена.

Среди недостатков можно отметить необходимость регулярно проверять уровень электролита (он постепенно испаряется), относительно быстрый саморазряд, а также средние показатели пускового тока и срока службы.

Кальциевые (Ca), малосурьмянистые и гибридные

Главное отличие от классических аккумуляторов заключается в том, что в таких моделях свинцовые пластины легированы кальцием (в первом варианте) или содержание сурьмы на пластинах минимизировано (во втором варианте).

Эти решения позволяют замедлить естественное испарение электролита и отложить момент добавления дистиллированной воды. Это, в свою очередь, увеличивает общий срок службы аккумулятора без потери его характеристик.

Кроме того, использование кальция и/или уменьшение содержания сурьмы положительно влияет на характеристики саморазряда при хранении. Комбинированные аккумуляторы представляют собой обычные кислотно-свинцовые батареи, но часть пластин в них легирована кальцием, а часть изготовлена с пониженным содержанием сурьмы.

Одна из характерных черт «кальция» — боязнь глубокого разряда. Если обычный свинцовый АКБ вполне можно вытянуть из практически полного нуля (пусть и с некоторой потерей номинальной емкости), то пара таких «упражнений» для кальциевой АКБ могут сделать ее полностью непригодной.

EFB аккумуляторы

Аббревиатура EFB расшифровывается как Enhanced frame battery, что в переводе означает «батарея с улучшенной рамкой». Под рамкой понимается особая конструкция, которая защищает свинцовые ячейки от осыпания, тем самым продлевая срок службы аккумулятора.

Сложно однозначно оценить эффективность EFB по сравнению с аккумуляторами AGM, поскольку они иногда сравниваются и даже отождествляются. Проблема заключается в стандартизации. В Европе для EFB существует стандарт EN 50342-6, который описывает требования к батареям с маркировкой EFB.

В то же время в России подобные стандарты для этого типа аккумуляторов отсутствуют. Это означает, что местные производители могут заявлять любые характеристики, и не всегда они соответствуют реальным стандартам EFB.

Аккумуляторы EFB особенно хорошо справляются с работой в условиях постоянного прерывистого режима разряда и заряда, что делает их подходящими для систем Start/stop.

AGM аккумуляторы

В этом аспекте различия с обычными аккумуляторами на жидком электролите становятся весьма существенными. AGM не нуждается в обслуживании и отличается от традиционных аккумуляторов устойчивостью к многократным глубоким (но кратковременным) разрядам.

Также он способен быстро восстанавливать ёмкость и может быть установлен в любом положении. Однако стоит отметить, что такие аккумуляторы предъявляют высокие требования к системе бортовой зарядки.

GEL аккумуляторы (гелевые)

Гелевые аккумуляторы можно считать усовершенствованной версией AGM. Они также не содержат жидкости, поэтому не протекают, могут выдерживать сильные разряды без потери функциональности, работают дольше обычных аккумуляторов, теряют меньше ёмкости на морозе и обеспечивают более высокий ток. Однако все эти характеристики у гелевых аккумуляторов выше, чем у AGM.

Считается, что срок службы гелевого аккумулятора может быть до трети больше, его можно хранить в разряженном состоянии несколько дней, он обладает лучшей морозостойкостью, а пусковые токи у него на 10–30 % выше, чем у AGM. Конечно, стоимость гелевых аккумуляторов также выше.

Так что же выбрать?

Таким образом, выбор аккумулятора зависит не только от его типа и характеристик, но и от условий эксплуатации, а также от ваших потребностей и возможностей.

Важно помнить, что даже самые современные и дорогие аккумуляторы могут выйти из строя раньше времени. Поэтому перед покупкой рекомендуется тщательно взвесить все плюсы и минусы разных типов аккумуляторов, а также подумать, насколько необходимы вам дополнительные функции и возможности дорогих моделей.

Возможно, для ваших целей подойдёт более простой и дешёвый вариант, который будет служить вам верой и правдой.

Оцените статью
Как выбрать аккумулятор для автомобиля? Какой лучше?
Родственники нагло хотели заселиться в квартире невестки