Всё о замене антифриза: порядок действий и рекомендуемая частота.
Даже если срок службы антифриза на вашем автомобиле не ограничен, рекомендуется проводить его профилактическую замену каждые несколько лет. Вот как это можно сделать самостоятельно, без обращения в сервисный центр.
Как часто менять антифриз
Хотя этот параметр формально указан для любого автомобиля в соответствующей документации, в реальности стоит обратить внимание на некоторые причинно-следственные связи, которые не отражены в сухих цифрах сервисной книжки.
Регламент замены антифриза
Ответ довольно прост: нужно следовать рекомендациям производителя, но с учётом реальных условий эксплуатации.
Если для вашего автомобиля замена антифриза предусмотрена раз в пять лет, можно сократить интервал до четырёх лет. Или же первую замену сделать по регламенту, а затем повторять процедуру каждые четыре года. Это связано с особенностями российских условий: холодной зимой, долгим межсезоньем, большими перепадами влажности, тяжёлыми пробками в крупных городах и так далее. Всё это влияет на состояние технических жидкостей, поэтому сокращение межсервисных интервалов — необходимость.
С другой стороны, не стоит впадать в крайности. Например, нет смысла менять охлаждающую жидкость (ОЖ) одновременно с маслом.
Если в руководстве по эксплуатации не указаны чёткие сроки замены ОЖ или написано «на весь срок службы», не стоит воспринимать это буквально. Сейчас автомобили редко служат 20–30 лет или проезжают полмиллиона километров. Даже если формально регламент по замене антифриза отсутствует, не стоит оставлять его в системе дольше, чем на 6–8 лет. Со временем жидкость теряет свойства, а также могут появиться осадки и локальные очаги коррозии, что приведёт к досрочной замене помпы, радиатора или других элементов контура.
Сегодня производители определяют срок службы автомобиля до 200 тысяч километров и до 10 лет. Эти данные не являются слухами из гаража, а подтверждены официальными источниками. Например, «Лада Ларгус» рассчитан на 160 тыс. км или 10 лет, а Hyundai устанавливает для своих автомобилей срок службы в 180 тыс. км или 10 лет. Кроме того, согласно Закону о защите прав потребителей, если срок службы товара не указан производителем, он по умолчанию считается равным 10 годам.
Сколько антифриза нужно для замены
Что касается объёма системы охлаждения, здесь всё однозначно: для каждого автомобиля он индивидуален и обязательно указан в руководстве по ремонту.
Для среднестатистического легкового автомобиля с двигателем объёмом от 1,2 до 3 литров может понадобиться от 4 до 10 литров охлаждающей жидкости.
В документации обычно указаны два параметра: общий объём и объём, который можно заменить. Поэтому при покупке охлаждающей жидкости нужно ориентироваться на второй параметр и дополнительно взять запас в размере одного-полутора литров.
Как заменить антифриз своими руками
Вот как можно переформулировать текст:
Общая последовательность действий при замене охлаждающей жидкости (ОЖ) выглядит следующим образом. Подробные рекомендации, которые всегда должны иметь приоритет перед общей схемой, следует искать в руководстве по ремонту и обслуживанию.
Подготовка к замене:
-
Прогреть мотор до рабочей температуры.
-
Полностью открыть кран отопителя («печку» — на максимум) и дождаться открытия термостата, чтобы прогнать жидкость через радиатор в течение нескольких минут. Это позволит максимально поднять осевшую в контуре взвесь, чтобы слить её вместе со старой ОЖ.
Замена охлаждающей жидкости:
-
Заглушить двигатель, подождать 5–10 минут и аккуратно открыть крышку расширительного бачка.
-
Надеть плотные резиновые перчатки (чтобы не обжечься), подготовить сливную тару и подставить её под сливное отверстие. Обычно антифриз сливают из нижней точки радиатора, но на некоторых автомобилях есть дополнительные точки слива — например, пробка на блоке цилиндров.
-
Аккуратно открутить пробку и дождаться, пока старая жидкость полностью не стечёт.
-
Закрутить сливную пробку и залить свежую охлаждающую жидкость до уровня «макс» на расширительном бачке.
-
Завести двигатель с открытым краном отопителя. Крышку расширительного бачка на данном этапе можно не закручивать. Уровень ОЖ будет немного уходить по мере нагрева мотора и открытия термостата. Важно не допускать падения уровня сильно ниже «мин», постепенно доливая, но не превышая отметку «макс».
-
После того как полностью откроется термостат (это будет понятно по горячему патрубку на радиатор), дать двигателю поработать ещё 3–5 минут, закрыть крышку бачка и заглушить двигатель.
-
Дать двигателю полностью остыть, после чего проконтролировать уровень антифриза в бачке. При необходимости долить.
Надо ли промывать систему охлаждения при замене антифриза
На необходимость промывки системы охлаждения влияют такие факторы, как пробег и возраст автомобиля, а также то, как проводилось техническое обслуживание. Если с самого начала эксплуатации автомобиля регулярно менять антифриз, примерно раз в 4-5 лет, то к 15 годам в системе охлаждения, скорее всего, будет мало загрязнений. В таком случае промывка не обязательна, хотя и не повредит. Но если на автомобиле с большим пробегом замена антифриза производится впервые, рекомендуется сначала промыть систему охлаждения.
Для промывки системы охлаждения используется тот же алгоритм, что и для обычной охлаждающей жидкости. Разница лишь в том, что для специализированных средств, представленных в автомагазинах, может потребоваться особая последовательность действий. Поэтому при использовании промывок радиаторов необходимо строго следовать инструкциям для конкретного средства.