— Артёмка, не трогай ноутбук, дядя Петя будет ругаться! Верочка, дай сюда пульт, зачем ты нажимаешь на все кнопки подряд, он же сломается! Вот тётя Люся тебе сейчас всыплет, — тряся на руках годовалую дочку, раздавала Нина указания своим старшим детям.
Они сегодня всей гурьбой приехали в гости, чтобы поздравить сноху Людмилу с днём рождения.
— Вы к нам? Вот уж совсем не ждали, — удивилась хозяйка, открывая утром дверь незваным гостям.
— Не ждали? А мы сюрпризом! Решили все вместе нашу любимую тётю Люсеньку поздравить с днём рождения! Да, детки? А что, мы первые? Гостей нет ещё? Ну в принципе, ещё рано, утро же.
В квартиру к ещё сонной Людмиле ворвалась шумная толпа гостей и гостенят.
— А где Петька? Спит ещё? Вот сурок. Эй, братишка, вставай, встречай родню! — закричала Нина.
Она уверенно прошествовала внутрь квартиры, неся на руках хнычущую дочурку. Следом за ней прошли супруг Антон и двое их детей трёх и пяти лет.
— Я понимаю, конечно, что мы рано. Но всё же день рождения никто не отменял, правильно? А где стол? Не готовила ещё? — деловито спросила она у снохи Людмилы. — А то мы уже проголодались. Не завтракали, честно сказать. Дети вечно есть хотят, растут, природа требует своё.
— Я ничего не готовила и не собиралась. У нас с Петром другие планы на сегодня. Поэтому и не приглашала никого, — холодно произнесла Людмила, которая была в лёгком шоке от такого визита.
— Ну для того и существует родня, чтобы помогать друг другу. Сейчас мы всё быстренько организуем, и стол накроем за пять минут. Антош, возьми у меня Анютку, я занята буду, — скомандовала она.
Нина решительно прошла на кухню. Следом за ней, не переставая удивляться её наглости и напору, проследовала хозяйка.
— Готовить ничего не надо, Нина, да и признаться, не из чего. Я же говорю тебе — не планировали мы никаких застолий. Могу вам предложить то, что осталось от вчерашнего ужина. В холодильнике курица есть и запечённая картошка. Детям могу кашу сварить, — предложила Людмила.
— Какую кашу, ты о чём, Люсенька? Мы на день рождения так-то приехали. Артёмка вон подарок тебе приготовил. Артём, тащи сюда свой подарок для тёти, — закричала она.
Прибежал пятилетний сынок Нины и вручил Людмиле склеенный собственными руками из цветной бумаги уже изрядно помятый цветок.
— Вот, паздавляю! — сказал мальчик, смущаясь.
— Спасибо, очень красиво! — улыбнулась она Артёмке.
— Ну? Почувствовала праздник? То-то же! А наш с мужем подарок ещё впереди, — многообещающе сказала золовка. — Да где Петька-то, я не пойму? И дети что, не приедут мать поздравлять? Племянники мои?
— Пётр уехал в супермаркет. Мы с ним собрались сегодня на природу выехать вдвоём. Вот он и решил кое-что прикупить для такого случая. А дети меня вчера ещё поздравили. И Алексей, и Татьяна. Они, кстати, с пониманием отнеслись к моему решению не праздновать со всеми вместе день рождения.
Людмила давала понять, что приезд золовки со всей её семьёй очень сейчас некстати. Но, зная её настырный и бесцеремонный нрав, понимала, что все намёки бесполезны.
— Ну, что вы придумали! Как это не праздновать со всеми? Какой же это праздник тогда? Это и не праздник вовсе, а так, ерунда какая-то получается! Ну мы для этого и приехали, чтобы устроить вам настоящее торжество. Мы это умеем!
— Да, только вас об этом никто не просил, — невесело произнесла Людмила.
— Будем считать, что я этого не слышала! — Нина улыбалась как ни в чём ни бывало. — Верочка, зачем ты ковыряешь обои? Не надо, тётя Люся рассердится. Иди к отцу. Антон, следи за детьми!
Тут подъехал Пётр. Он был с шикарным букетом роз для жены. Войдя в квартиру, слегка опешил от шума и гама.
— О, а у нас тут, оказывается, гости, — удивился он не меньше, чем супруга. — Люда, а ты предупредила их, что мы скоро уезжаем?
— Конечно. Но разве ты свою сестру не знаешь, — не стесняясь Нины, произнесла она. — Прёт как танк. Сейчас вот покормим всю эту голодную братию и тогда уж поедем.
Золовка стала привычно хозяйничать на кухне у Людмилы. Заставила брата выдвинуть на середину и раздвинуть стол. Из холодильника достала всё, на что упал глаз.
— Ну, в принципе, неплохо. Сейчас курочку с картошкой погреем, салатиков настрогаем, колбасу, сыр порежем, бутербродов наделаем со шпротами и солёным огурчиком, — деловито говорила золовка, уже включившись в работу по обустройству праздничного стола. — У вас же есть соленья, огурцы, помидоры, капуста? Давайте сюда, всё пойдёт на ура. А хочешь — пиццу закажем? Я сейчас позвоню!
Хозяевам ничего не оставалось, как уделить какое-то время внезапным и таким напористым гостям. После того, как все выпили и закусили, Нина стала произносить поздравления в стихах.
— Я долго готовилась, искала для тебя именно такие стихи, чтобы проникали в самое сердце. Мы тебя все любим, Людочка, да, дети? Желаем тебе здоровья и всяких благ. А в качестве подарка дарим тебе от нас с Антоном лотерейный билет. И пусть он будет выигрышным!
Она торжественно вручила имениннице свой подарок и залпом осушила бокал с вином.
В это время старшие дети Нины и Антона, уже насытившись, стали самостоятельно бродить по комнатам в поисках развлечений. Через пять минут в гостиной послышался звук разбитого стекла. Когда все сбежались на шум, то увидели, что дети раскокали любимую вазу хозяйки, которую она берегла ещё со времён своей молодости.
— Господи, вы целы? Вера, Артём, не поранились? — запричитала слегка захмелевшая Нина. — Ну как же так? Нужно быть осторожнее. Сейчас тётя Люда вас поругает. Совсем не умеете себя в гостях вести. Ну-ка, сядьте и смотрите мультики.
Людмила устало взяла веник и совок и смела остатки дорогой сердцу вазы в мусорку.
— Ну что, продолжим праздник? Ещё по бокальчику? А то вот тут мой Антоша рвётся поздравить именинницу, — задорно произнесла Нина.
— Да не… Я не хочу… и не знаю я, что говорить, — растерялся её супруг.
— Да что тут знать? Поздравляй да желай чего-нибудь хорошего! Эка невидаль! — не унималась Нина.
— Ну, поздравляю! — произнёс Антон.
Но не успели сидящие за столом выпить за столь многословный и оригинальный по своему содержанию тост, как раздался душераздирающий детский крик из гостиной.
Опять все ринулись туда и обнаружили, что палец Артёма застрял в между дверью и полом.
— Да как же тебя угораздило? Что тебя понесло под дверь, скажи мне? — кричала Нина, пытаясь вызволить палец ребёнка из импровизированного капкана. — Не дети, а из.верги, вечно, найдут себе приключения на одно место.
Артём не переставал визжать на весь дом. Вслед за ним в качестве солидарности со старшим братиком заплакали обе младшие сестрёнки. От детского крика некуда было деться.
Горе-родители кое-как освободили бедолагу, успокоили своих ревущих детей и опять потянулись за стол.
— Так, ну что, пора и честь знать. Отобедали, поздравили, а теперь — домой, гости дорогие, — произнёс Пётр.
— Да ты что, Петь? Ну даешь, братишка! Так хороши сидим. А ты уже нас гонишь, — удивилась Нина. — В кои-то веки мы к вам выбрались всей семьёй. Сегодня выходной день, на работу завтра никому не надо. Так куда мы будем торопиться?
— Домой, домой! У вас вон дети капризничают, домой хотят. Да и наша квартира поцелее будет. А то от них неизвестно чего ожидать в следующую минуту. Того и гляди всё по щепкам разнесут, — сокрушался брат.
— Ничего страшного, покапризничают и перестанут. Это же дети. И с квартирой вашей ничего не сделается. Целой останется, — не унималась подвыпившая Нина.
— Нет, гулянка закончена. Все домой!
— Да мы вообще планировали у вас сегодня ночевать остаться. Да, Антош? Антон же за рулём, а он уже выпил. Так что заночуем здесь, — наивно хлопая глазками, заявила золовка.
— Нет, не заночуете. Вы нас не слышите, что ли? Мало того, что вы приехали по собственной инициативе, без приглашения, так теперь ещё и ночевать у нас собрались. Домой и сейчас же! — теперь уже Людмила присоединилась к супругу.
Она предпочитала не вмешиваться в отношения брата и сестры, но сегодня ситуация была просто вопиющей.
Людмила решила больше не церемониться. Вот уж поистине правду говорят: дай человеку палец, а он всю руку оттяпает. Ни стыда, ни совести у таких людей нет! Хорошего отношения не понимают совсем. Нужно было сразу от ворот поворот им устроить, а не впускать эту наглую орду к себе домой.
Пока в гостиной длилась перебранка, средняя Верочка потихоньку от всех залезла на стол и вся вывозилась в еде, опрокинув при этом пару тарелок на пол. Тарелки разбились, еда разлетелась по полу.
— Так, ну всё! Уговоры на вас не действуют, поэтому я вам помогу, — не выдержал Пётр.
Он набрал номер такси и, вызвав машину, стал собирать племянников.
— Да, не думала я, что вы нас вот так выгонять будете! И не стыдно? Вам что, еды или выпивки жалко? — никак не унималась золовка.
— Машина у подъезда, — открыв входную дверь, сурово произнёс Пётр.
— Я матери всё расскажу. Какие же вы всё-таки бессовестные! — не унималась Нина.
— Обязательно расскажи. Непременно. И про себя тоже, — практически выгоняя за дверь неуёмных гостей, ответил Пётр.
— Уф! Вот так сюрприз тебе в день рождения. Теперь ещё и убираться после них придётся, — сокрушался супруг. — Прости ты, Люда, мою непутёвую родню. Знать бы, что так выйдет, вообще открывать не надо было.
— Да ладно, что уж теперь. Родню не выбирают. Давай быстренько уберём с тобой со стола и поедем всё-таки на природу. Пока день ещё не закончился.
Этот день рождения они запомнят надолго. Действительно, необычный получился праздник.