Система охлаждения двигателя — критически важный элемент, от которого напрямую зависит здоровье двигателя и его долговечность. Термостат, как ключевая часть этой системы, контролирует прохождение охлаждающей жидкости и управляет её движением между малым и большим кругом циркуляции.
Неполадки в работе термостата, как правило, становятся очевидными в холодное время года, когда особенно важно быстро прогреть салон и двигатель, или в жару, когда система охлаждения работает на пределе. Однако многие водители сталкиваются с трудностями при диагностике неисправностей термостата. Если раньше каждый шофёр знал, как проверить этот узел, не снимая его, то сегодня этот навык частично утрачен. Давайте разберёмся в причинах, симптомах и простом способе проверки.
Термостат — это механический клапан, который открывается при достижении определенной температуры, позволяя охлаждающей жидкости двигаться по большому кругу через радиатор. Когда двигатель запускается «на холодную», жидкость циркулирует только по малому кругу, проходя через радиатор печки, что позволяет быстрее прогревать как двигатель, так и салон.
В случае выхода термостата из строя могут возникнуть две основные проблемы:
-
Термостат заклинило в закрытом положении — охлаждающая жидкость не поступает в радиатор, циркулируя только по малому кругу. Это приводит к быстрому перегреву двигателя и создаёт угрозу выхода из строя других компонентов.
-
Термостат заклинило в открытом положении — жидкость постоянно циркулирует по большому кругу. Это вызывает сложности с прогревом двигателя и повышенный расход топлива.
Проблемы термостата легко спутать с симптомами других неисправностей, например, с воздушной пробкой в системе охлаждения. Поэтому так важно провести правильную диагностику перед заменой этой детали.
Подробный способ проверки термостата без снятия
Чтобы провести быструю диагностику, необходимо соблюсти несколько условий: двигатель должен быть полностью холодным, а вы — готовыми оперативно выполнить проверку сразу после запуска.
-
Запустите холодный двигатель и откройте капот. Наблюдение начинается с того, как быстро начинает прогреваться система.
-
Пощупайте патрубки системы охлаждения — первыми прогреваются патрубки малого круга, то есть те, что направляются к радиатору печки. На исправном термостате патрубок, идущий к большому радиатору, вначале останется холодным.
-
.Как только двигатель достигнет температуры в 80-90°C, термостат должен открыться, и в этот момент патрубок большого круга начнёт стремительно нагреваться. Если он остаётся холодным или прогревается вместе с малым патрубком, это может свидетельствовать о том, что термостат либо «застрял» в открытом положении, либо не функционирует вовсе.
Признаки неисправного термостата
Иногда даже простая проверка по патрубкам не даёт полной уверенности в состоянии термостата. Поэтому полезно знать дополнительные симптомы, которые указывают на его неисправность:
-
Медленный прогрев двигателя. Если стрелка температуры дольше обычного поднимается до рабочей отметки, термостат, скорее всего, не закрывается полностью.
-
Перегрев двигателя в пробках. Это верный признак того, что клапан не открывается и охлаждающая жидкость не поступает в радиатор.
-
Резкие колебания температуры. Частое падение и подъем температуры — сигнал, что термостат заклинило в полузакрытом положении или же он работает с перебоями.
Проверка термостата — важная часть технического обслуживания, особенно перед наступлением зимнего или летнего сезона. Дело в том, что неисправность этого узла может не только вывести из строя двигатель, но и увеличить расход топлива, снизить мощность автомобиля и даже привести к критическим повреждениям. Простая проверка патрубков, как делали старые шофёры, помогает вовремя заметить проблему и не допустить больших поломок.