«Утёрли нос немцам»: Советский мотор, который опережал BMW и превосходил его по всем параметрам

Когда речь заходит о советском автопроме, многие сразу вспоминают вечную надёжность и простоту «Нивы», или чуть старше — легендарный ВАЗ-2101. Но что, если я скажу вам, что был мотор, который не просто шёл вровень с немецкими BMW, а опережал их по ряду параметров? Да, и это не шутка. Речь идёт о двигателе, который стоял под капотом скромного, на первый взгляд, «Москвича-412». Этот мотор не только опередил свое время, но и доказал, что советские инженеры могут «утереть нос» немецким конкурентам, и не просто случайно, а на международном уровне.

Впереди планеты всей

В 1960-е годы мир только начинал видеть, как стремительно развивается автомобилестроение. В это время на московском заводе МЗМА под руководством талантливого Игоря Окунева создавался новый мотор, который, как бы это ни звучало удивительно, стал настоящей революцией в мире советской моторостроительной школы.

Советский верхневальный двигатель с полусферическими камерами сгорания, алюминиевым блоком и рабочим объёмом 1,5 литра оказался не просто современным для своего времени, но и, по сути, предвосхитил многие технические решения, которые позднее переняли его зарубежные конкуренты. Взглянем на его главного «соперника» — мотор BMW M10, который также родился в 1960-е годы.

Оба двигателя были схожи по концепции: объём 1,5 литра, цепной привод ГРМ и даже наклонённый монтаж, чтобы уменьшить высоту подкапотного пространства. Но на этом сходства и заканчивались.

В чём «фишка»?

Мотор «Москвича-412» был, как говорится, «впереди паровоза». Во-первых, алюминиевый блок цилиндров с чугунными гильзами позволял не только снизить вес двигателя, но и облегчал ремонт. Да, в СССР не так просто было найти запчасти, но снять и поменять гильзы — это был не просто шаг вперёд, это была почти фантастика по тем временам. В Германии, между прочим, BMW продолжали использовать чугунные блоки, а про съёмные гильзы они и не помышляли.

Давайте поговорим о цифрах. Мотор развивал 75 лошадиных сил при 5800 оборотах в минуту, что было достаточно впечатляюще для 1960-х. Но главной «фишкой» этого двигателя была его надёжность. В то время, как немецкие коллеги могли гордиться своей инженерной точностью, советский мотор не требовал долива масла между плановыми ТО, а мог без ремонта проехать до 150 тысяч километров. В условиях Советского Союза, где сервис оставлял желать лучшего, это было критически важным качеством.

Не забудем и о спортивных успехах этого мотора. На Дмитровском полигоне «Москвич-412Р» с мотором объёмом 1,8 литра установил рекорд скорости — 177,82 км/ч на 500 километров. А другой, с мотором объёмом 1,5 литра, прошёл 1000 км со средней скоростью 163,79 км/ч. Как вам такое, немецкие автостроители?

Кроме того, именно на «Москвичах» советские гонщики стали участвовать в международных ралли и даже занимали неплохие позиции в марафонах Лондон-Сидней и Лондон-Мехико. Конечно, западные эксперты не могли остаться в стороне: английские журналисты в своих статьях того времени часто отмечали, что двигатель «Москвича» был одним из главных плюсов советского автомобиля.

Что пошло не так?

К сожалению, в условиях социалистической экономики, даже гениальные решения не всегда имели шанс на долгую жизнь. Мотор, созданный на московском заводе, вскоре был передан на производство Уфимскому моторному заводу, и в результате производственные мощности не позволили удовлетворить весь спрос. АЗЛК продолжал ставить устаревшие двигатели на часть своих моделей, поскольку новые моторы не всегда были доступны.

Однако сама конструкция 1,5-литрового двигателя была настолько удачной, что её можно было легко форсировать. Советские инженеры создали целое семейство моторов на базе этой конструкции, с увеличенным объёмом и мощностью, вплоть до 112 лошадиных сил. Для советского автомобиля это было настоящей сенсацией.

Да, «Москвич-412» не стал таким знаменитым на Западе, как BMW, но его вклад в историю автомобилестроения неоценим. Этот двигатель доказал, что советские инженеры могли создавать нечто уникальное, опережающее свое время и конкурентов. Он был символом того, что советская инженерная школа могла создавать технологии, которые превосходили западные аналоги не только на бумаге, но и на дорогах.

Оцените статью
«Утёрли нос немцам»: Советский мотор, который опережал BMW и превосходил его по всем параметрам
– Обживайся в квартире невестки. А её саму я знаю, куда сплавить, — уверенно вещала свекровь