Однажды, решив, что пора заменить старый аккумулятор на своём автомобиле, я зашёл в местный сервис, чтобы проконсультироваться с одним из старых мастеров, которого все называли просто «Аккумуляторщик». За его плечами были десятилетия работы с самыми разными АКБ, и я знал: если кто и подскажет, какой аккумулятор лучше — то это он.
— Вот что ты думаешь про AGM? — начал я разговор.
Седовласый механик взглянул на меня, словно оценивая, насколько я готов к разговору. Потом кивнул, взял меня за плечо и повёл к дальнему углу мастерской, где на полках стояли несколько массивных, чёрных аккумуляторов с маркировкой «AGM».
— Слушай, паря, — сказал он, немного понизив голос, словно собирался поведать мне секрет, известный лишь посвящённым, — AGM, они ведь не простые. Это аккумуляторы со стекловолоконным наполнителем. Видишь эту надпись? «Absorbent Glass Mat».
Это значит, что электролит у них не в жидком виде, а впитан в специальные коврики. Такая конструкция даёт кучу преимуществ, но, как и всё хорошее, за эти плюсы приходится платить.
Я кивнул, давая понять, что готов выслушать его точку зрения. Аккумуляторщик взял один из образцов и повернул его так, чтобы мне было видно крышку.
— Главное их преимущество — безопасность. Они полностью герметичны, и при случайном переворачивании ни капли кислоты не прольётся. Это особенно важно для современных машин, где АКБ ставят не только под капот, но и в салон или багажник.
Если у обычного аккумулятора начнётся утечка, вся эта кислота может повредить автомобиль, особенно проводку. С AGM такой проблемы нет — их можно даже боком класть.
Пару лет назад у меня был клиент на стареньком внедорожнике. Поставил AGM, да в горах опрокинул машину. Перевернулся на крышу и провёл так целых два часа, пока его вытаскивали. И что ты думаешь? Аккумулятор ни капли не потерял, а ведь он лежал под углом почти 90 градусов.
— Это, конечно, впечатляет, — кивнул я. — А что ещё?
— Долговечность и стабильность при циклах зарядки-разрядки. — Аккумуляторщик продолжал, явно увлёкшись темой. — Эти аккумуляторы созданы для частого использования в системах «старт-стоп». У большинства машин при каждой остановке двигатель глохнет, а при трогании снова запускается, и это серьёзно нагружает обычные АКБ. AGM же выдерживают в два-три раза больше циклов, чем традиционные модели. У меня был клиент, использовавший свою машину для доставки в городе, где за день он останавливался и заводился десятки раз. Обычные АКБ у него «умирали» за полгода. А вот AGM отработал почти три года — и то только потому, что он оставил свет включённым на ночь и полностью его разрядил.
— Хорошо, но ведь наверняка есть и недостатки? — я прищурился, пытаясь понять, где же подвох.
Старый мастер хмыкнул и поставил аккумулятор на место.
— Конечно. Во-первых, цена. Эти батареи гораздо дороже обычных свинцово-кислотных. Да, ты получаешь больше циклов зарядки и лучшие характеристики, но по карману это бьёт ощутимо. Если ты готов платить за спокойствие и уверенность — плати. Нет — ну что ж, придётся возиться с обычной батареей.
Был у меня один товарищ на новом кроссовере. Поставил обычный аккумулятор вместо AGM, сэкономил тысяч пять. Через полгода приезжает, говорит, что машина стала заводиться через раз, а в холод вообще не крутит стартер. Поставили обратно AGM — и горя не знает.
— А кроме цены? — настаивал я, пытаясь выяснить все подводные камни.
— Чувствительность к температуре, — ответил аккумуляторщик, переходя к минусам. — Эти батареи не любят высокую температуру. Если машина стоит в жарком климате или часто работает в нагруженном режиме, аккумулятор быстро перегревается, и это сокращает срок его службы. В моторном отсеке я всегда рекомендую ставить их только с теплозащитным кожухом. Без него через год-два — и прощай AGM. С одной дамой был такой случай: купила себе дорогую модель, поставила под капот своего BMW, да вот только забыла, что у неё стоит нестандартный турбодвигатель, который греет подкапотное пространство как печка. Спустя полтора года батарея вздулась и потеряла ёмкость.
— Печально. А как насчёт подзарядки? Говорят, они капризные, — осторожно заметил я.
— Да, это правда, — согласился мастер. — AGM требуют более точного регулирования зарядного напряжения. Если ты попытаешься их заряжать обычным зарядным устройством или использовать генератор с нестабильным выходом, они либо недозарядятся, либо начнут «кипеть». А если уж «завелись газы», то даже с их герметичностью можно получить внутренние повреждения. Был у меня случай с таксистом, который хотел сэкономить и зарядил AGM дешёвым зарядником. Ну, результат предсказуем — пришлось полностью менять батарею.
Я задумался. Кажется, плюсы AGM очевидны, но и минусы нельзя игнорировать.
— Значит, если у меня автомобиль с системой «старт-стоп» или батарея стоит в багажнике, то лучше выбрать AGM? — уточнил я.
— Верно, — кивнул аккумуляторщик. — AGM — это для тех, кто ценит надежность и безопасность. Такие аккумуляторы идеальны для современных машин с большим количеством электроники и частыми циклами пуска. Но если у тебя старый дизель без «старт-стопа» и ты не хочешь тратиться, то можно взять обычный обслуживаемый АКБ и проверять уровень электролита раз в полгода. Всё зависит от твоих запросов и готовности платить.
Я поблагодарил мастера и отправился домой с ощущением, что наконец-то нашёл ответы на все свои вопросы. AGM — это действительно мощный и продвинутый вариант, но его стоимость и требования к эксплуатации подходят не всем. Но если выбирать лучшее — выбор очевиден.