– Ты не имеешь права принимать решения за меня, ведь это мой дом, – невестка сорвалась

– Игорь Александрович! – голос Дарьи Владиславовны был настолько громким, что даже Елена слышала каждое слово. – Это как понимать? Ты сестру родную на улицу выставил?!

– Мы никого не выгоняли, – Игорь старался говорить спокойно. – Наташа сама ушла.

– Игорёк, ты же понимаешь, сестре нужно помочь, – голос Дарьи Владиславовны в телефонной трубке звучал проникновенно. – Наташенька совсем одна в чужом городе будет, без поддержки…

– Мам, я всё понимаю, но это не только моё решение. Надо с Леной обсудить, – Игорь потёр шею правой рукой, предчувствуя непростой разговор.

– А что тут обсуждать? Родная сестра всего на пару недель проситься пожить! Неужели твоя жена настолько чёрствая? – В голосе матери зазвенели металлические нотки.

– Мам, не начинай. Лена не чёрствая, просто… – он замялся, подбирая слова.

– Что «просто»? – прервала его мать. – Дом-то теперь и твой тоже! Или ты там на птичьих правах?

Игорь тяжело вздохнул. Разговор явно шёл не туда. Как объяснить матери, что квартира действительно принадлежит Елене, что они с женой только-только притёрлись друг к другу в быту, что Лена очень ценит личное пространство…

– Хорошо, мам, я поговорю с ней сегодня. Но ничего не обещаю.

– Вот и правильно, сынок. Поговори. Объясни, что Наташа – девочка спокойная, аккуратная. Что ненадолго. Сам понимаешь, столько предложений, разброс цен огромный, разные районы, разные квартиры. Дай сестре осмотреться, найти вариант подходящий.

Игорь закончил звонок и устало откинулся на спинку кресла. Предстоял непростой разговор с женой. Он уже представлял, как вытянется её лицо, когда он заведёт речь о временном подселении сестры.

«Господи, хоть бы Наташка действительно быстро нашла себе жильё», – подумал он, поднимаясь из кресла.

Елена сидела на кухне и попивала ароматный чай. Три года назад, когда она купила эту квартиру, всё казалось таким простым и понятным. Свой дом, своя территория, свои правила.

Потом в её жизни появился Игорь – высокий, немного неуклюжий айтишник с удивительно тёплой улыбкой и привычкой смущённо потирать шею, когда нервничает. Он просто очаровал её, и через год они уже стояли в ЗАГСе.

Медовый месяц получился коротким – всего неделя в Абхазии, зато какая! А потом начались будни. Притирались друг к другу долго: он привык засыпать под уютное бормотание телевизора, она – в полной тишине, она легко просыпалась утром и тут же вскакивала, он просыпался с трудом и предпочитал поваляться хотя бы десять минут, прежде чем встать. Господи, сколько же было споров и обид по пустякам! Но справились. Научились уважать чужие привычки, подстраиваться, идти навстречу.

И вот теперь, когда семейная жизнь наконец-то наладилась, когда в их маленькой квартире установился уютный быт – этот звонок свекрови. Елена прекрасно слышала, о чём муж разговаривал со своей матерью по телефону. Точнее, конечно, она слышала реплики Игоря, а слова свекрови просто додумала, благо это было не сложно. Все её типичные фразочки Елена уже заучила: «А что тут думать? Мне всё и так ясно!», «Родные же люди» и так далее.

Наталья – младшая сестра мужа. Двадцать два года, только-только закончила педагогический в своём райцентре. Елена видела её всего пару раз – на свадьбе да на дне рождения свекрови. Тихая вроде девочка, воспитанная. Но одно дело – короткая встреча на семейном празднике, и совсем другое – делить с ней небольшую двушку, где даже у них с мужем места-то впритык.

Начался дождь. Первые крупные капли забарабанили по карнизу, потекли струйками по стеклу. Елена поёжилась.

Первая неделя с Натальей оказалась на удивление спокойной. Елена всё ждала подвоха, но золовка вела себя безупречно: вставала не слишком рано, уходила куда-то после обеда на несколько часов, возвращалась под вечер, сама предлагала помощь по хозяйству. Даже тапочки всегда аккуратно ставила в прихожей.

– Ну вот, а ты переживала, – довольно улыбался Игорь, обнимая жену. – Наташка у нас молодец.

За ужином Елена поинтересовалась:

– Наташ, ну как, нашла что-нибудь подходящее? С районом определилась уже?

Наталья отложила вилку и как-то замялась:

– Если честно… Я пока работу ищу. Хочу сначала понять, где офис будет, сколько смогу платить.

– То есть квартиру ты даже не начала искать? – Елена напряглась. – Прошла уже неделя, а ты…

– Лен, ну как я могу снять квартиру, не зная, потяну ли? – перебила её Наталья. – Считаю, что нужно сначала найти работу.

– А как успехи с поиском? – в голосе Елены теперь отчётливо слышался холод.

– Есть пара интересных предложений! – оживилась Наталья. – Да вы не переживайте, я от вас съеду, как только Максим приедет.

– Кто? – не поняла Елена.

– Максим, мой парень. Мы с ним давно встречаемся, собираемся жить вместе. Я съеду, как только он приедет. Обещал приехать послезавтра.

Елена недоверчиво покачала головой, но решила не спорить. Ещё два дня – не такой большой срок.

Но через два дня всё пошло совсем не так, как она ожидала. На пороге появился пухленький молодой человек с рюкзаком.

– Привет! Я Максим, – радостно объявил он, шагнув в прихожую.

Наталья, выскочив из своей комнаты, повисла у него на шее:

– Ой, наконец-то! Пойдём, я покажу, где мы будем жить!

– Что значит «будем жить»? – опешила Елена.

– Ну как что? – удивилась Наталья. – Максим же приехал. Он со мной будет.

– Мы так не договаривались! – возмутилась Елена.

– Так я же говорила, что он приедет, – пожала плечами Наталья.

– Ты сказала, что он приедет и ты сразу съедешь.

– Ну да, съеду. Квартиру найти – дело пары дней. А пока он поживёт с нами! Это же было очевидно!

– Что за приказной тон? Ты не имеешь права принимать решения за меня, это мой дом!

– Не только твой, но и Игоря, – Наталья уверенно посмотрела на брата, явно ожидая поддержки.

– Нат, ну правда, договаривались, что будешь ты одна максимум две недели. Не наглей, – покачал головой Игорь.

– Вот именно, – подхватила Елена. – Ты, Наташа, можешь остаться ещё на несколько дней, а Максим едет жить в гостиницу.

– Тогда я с ним уйду! – вспыхнула Наталья.

Супруги переглянулись:

– Воля твоя. Можешь съезжать хоть сейчас.

Когда за возмущённой парочкой захлопнулась дверь, Елена только вздохнула. Не зря она переживала, когда соглашалась впустить Наталью в свою квартиру. И ведь этот скандал – это только начало!

Не прошло и получаса после ухода Натальи и Максима, как телефон Игоря разразился трелью. На экране высветилось «Мама». Елена, увидев, как муж поморщился, приготовилась к неприятному разговору.

– Игорь Александрович! – голос Дарьи Владиславовны был настолько громким, что даже Елена слышала каждое слово. – Это как понимать? Ты сестру родную на улицу выставил?!

– Мы никого не выгоняли, – Игорь старался говорить спокойно. – Наташа сама ушла.

– Сама?! – голос в трубке гремел, как Иерихонская труба. – А то, что вы её парня пустить отказались – это ничего? Девочка неделю жила тихо, как мышка, ни слова поперёк! И что получила взамен? Где она теперь, ты подумал?

– В гостинице, наверное, – Игорь потёр шею правой рукой. – Мам, у нас были определённые договорённости.

– В гостинице?! – Дарья Владиславовна перешла на визг. – Да ты знаешь, сколько сейчас номер в гостинице стоит? У них что, по-твоему, денег куры не клюют? А всё из-за твоей… – она осеклась.

– Договаривай, мам, – голос Игоря стал жёстким. – Из-за кого?

Повисла короткая пауза.

– Из-за твоей жены, – отчеканила Дарья Владиславовна. – Сам-то небось не против был сестру приютить? Это всё она со своими принципами! Квартира, видите ли, её! А ты там кто? Пустое место?

Елена, стоявшая рядом, выпрямилась. За год семейной жизни она уже привыкла к подобным выпадам свекрови, но каждый раз поражалась, как можно так передергиватьситуацию.

– …И вообще, я твоего отца вспоминаю, царствие ему небесное! Он бы никогда…

– Мама, прекрати!

– Что «прекрати»? Правду говорить? А ты подумал, каково сестре? Одна в чужом городе, без поддержки! А и парень её… Мальчик, между прочим, из хорошей семьи, работящий. Был уверен, что им есть где пожить! А вы их просто выгнали!

– Мы его первый раз в глаза увидели! – не выдержал Игорь. – И вообще, причём тут это? Была договорённость – Наташа поживёт одна, пока квартиру ищет. Одна, мам! А она даже не искала квартиру!

– Конечно! – В голосе Дарьи Владиславовны зазвучали покровительственные нотки. – Она сначала искала работу. Это правильно, это по-взрослому! А вы…

– А мы что? Мы её впустили в наш дом, кормили, ни слова плохого не сказали. Но всему же есть предел! Нельзя вот так, без спроса…

– Родной сестре надо спрашивать разрешения, чтобы с любимым человеком быть?

Елена отошла к окну, скрестив руки на груди. Ситуация была до боли знакомой – стоит только проявить характер, как сразу начинаются упрёки. Игорь бросил трубку на диван и подошёл к жене:

– Лен…

– Всё в порядке, – она повернулась к мужу. – Я давно поняла, что для твоей мамы я всегда буду той самой разлучницей, которая увела любимого сыночка.

– Милая, – Игорь взял её за плечи, – ей не удастся заставить меня выбирать между вами. Я уже выбрал, когда женился. И с этим им придётся смириться.

– А Наталья?

– А что Наталья? Пусть поживёт в гостинице, повзрослеет немного. Может, быстрее работу найдёт и квартиру снимет.

В этот момент телефон снова зазвонил. На этот раз писала Наталья:

«Можно я вещи завтра заберу? Мы с Максом в хостеле пока устроились…»

Елена показала сообщение мужу:

– Ну что, пусть приходит?

– Пусть, – кивнул он. – Только вечером, когда я с работы вернусь. На всякий случай.

С характером свекрови она как-нибудь справится. В конце концов, это не первый и не последний конфликт. Главное – они с Игорем понимают друг друга. А остальное… Остальное утрясётся со временем.

Следующие три месяца в их жизни царила странная тишина. Наталья и Максим как сквозь землю провалились – ни звонков, ни сообщений. Дарья Владиславовна тоже не объявлялась.

– Может, позвонишь матери? – как-то спросил Игорь за ужином, ковыряя вилкой в тарелке.

– А что я ей скажу? – Елена пожала плечами. – «Извините, что не позволила превратить мою квартиру в проходной двор»? Или «Простите, что имею своё мнение»?

Игорь вздохнул:

– Ты же знаешь, она просто…

– Слишком любит свою дочь, – закончила Елена. – Знаю. Но это не повод садиться нам на шею.

В один из снежных ноябрьских вечеров Игорь вернулся с работы необычно задумчивый.

– Наташку сегодня встретил, – сказал он, устраиваясь в кресле. – В торговом центре, она там в детском развивающем центре работает. Администратором.

– Да ты что? – Елена оторвалась от ноутбука. – И как она?

– Нормально вроде. С Максимом своим квартиру снимают, он на завод устроился. – Игорь помолчал. – Знаешь, она извинялась. Сказала, что погорячилась тогда.

Елена хмыкнула:

– Надо же. А мама твоя в курсе этого раскаяния?

– В том-то и дело… – Игорь как-то странно усмехнулся. – Наташка говорит, до сих пор ворчит на нас. Сейчас уже пореже, а первое время так еженедельно.

– И что, теперь так и будет? – Елена захлопнула ноутбук. – Вечно я буду виновата во всех бедах?

– А тебя это заботит? Знаешь же, что я всегда на твоей стороне! – Игорь пересел к ней на диван. – Кстати, Наташка сказала, что теперь нас очень хорошо понимает. Оказывается, к ним подруга её приехала погостить на недельку. Месяц жила, и съезжать не собиралась. И Наташка говорит, что это ужасно – когда в твоём доме кто-то чужой.

Елена не выдержала и рассмеялась:

– Вот это поворот! И что она теперь?

– А что она? Набралась смелости и выставила подругу. Говорит, тобой вдохновлялась. Говорит, три дня не разговаривали, зато теперь опять дружат.

– Значит, не всё потеряно? – Елена прислонилась к плечу мужа.

– Не всё, – согласился он. – Наташка, кстати, сказала, что день рождения матери в этот раз решили у них отмечать, чтоб родне добираться проще было, сейчас почти все же уже здесь. Предлагает нам тоже приехать. Сказала, хватит уже в молчанку играть.

– И что мы?

– А что мы? Пойдём, конечно. Может, и правда хватит.

Елена задумалась. В словах мужа был смысл – нельзя вечно воевать. Тем более, если Наталья действительно поняла их позицию… Может, и Дарья Владиславовна со временем смирится?

– Хорошо, – сказала она наконец, – пойдём. Давай тогда купим ей тот сервиз, который она в прошлый раз присматривала в каталоге. Помниться, очень уж он её понравился.

День рождения Дарьи Владиславовны собрал всю семью в небольшой съёмной квартире Натальи и Максима. Елена, помогая невестке с салатами на кухне, отметила про себя, как та изменилась за эти месяцы. Стала серьёзнее, собраннее. Даже в глазах появилась какая-то новая, взрослая уверенность.

Свекровь встретила их сдержанно, но без прежней холодности. Сервизу искренне обрадовалась – всё-таки помнили, какой ей понравился. За столом разговор тёк неспешно, больше о работе Натальи и Максима, о том, как молодые собираются делать ремонт в съёмной квартире. О прошлых обидах никто не заговаривал – все понимали, что не время и не место.

***

Игорю и Елене удалось отстоять свои границы, хотя родственнички у них весьма бесцеремонные. Но это ведь ещё не самый худший вариант, правда?

Оцените статью
– Ты не имеешь права принимать решения за меня, ведь это мой дом, – невестка сорвалась
Отпустить прошлое