Современные технологии в автомобилестроении не стоят на месте, и одним из знаковых изменений последних лет стало развитие рулевых систем. Традиционный гидроусилитель руля (ГУР), известный своей надёжностью и привычной конструкцией, уступает место более современным электроусилителям руля (ЭУР).
Разберёмся, почему электроусилители столь быстро завоёвывают рынок и чем они превосходят своего гидравлического конкурента. Мы выделим 7 ключевых преимуществ ЭУР, которые объясняют его доминирование в современных автомобилях.
1. Экономия топлива — меньше лишней работы
Одним из главных аспектов, на который обращают внимание производители автомобилей и их владельцы, является расход топлива. В эпоху стремления к экологичности и топливной эффективности ЭУР стал настоящей находкой. Гидроусилитель руля работает за счёт насоса, который приводит в движение специальную жидкость, создающую давление для облегчения управления. Однако насос приводится в действие постоянно, даже когда помощь водителю в управлении не требуется. Это означает, что энергия двигателя тратится впустую, ведь даже на прямой дороге, где руление минимально, система продолжает «съедать» топливо.
ЭУР же в этом плане гораздо эффективнее. Электрический двигатель включается только тогда, когда это действительно необходимо – при повороте рулевого колеса. Например, при движении по трассе на высокой скорости, когда повороты минимальны, электроусилитель практически не используется. В отличие от ГУР, который потребляет энергию постоянно, ЭУР значительно снижает затраты топлива за счёт своей «умной» работы. Согласно исследованиям, эта экономия может составлять до 0,2 литра на 100 км пробега. При длительных поездках или частых поездках по городу это приводит к существенным финансовым и экологическим выгодам.
2. Упрощённая конструкция — меньше узлов, меньше проблем
ЭУР имеет значительно менее сложную конструкцию по сравнению с ГУР. В гидравлической системе есть множество компонентов: насос, шланги высокого давления, бачок для жидкости, фильтры и клапаны. Все эти элементы работают под высоким давлением, что делает их потенциально уязвимыми к утечкам, поломкам и износу. ГУР требует регулярного технического обслуживания: проверки уровня жидкости, замены масла в системе и диагностики состояния шлангов.
Электроусилитель, напротив, представляет собой компактную систему, которая состоит из электродвигателя, блока управления и сенсоров, которые взаимодействуют с рулевым механизмом.
Это не только упрощает установку и обслуживание системы, но и снижает вероятность отказов. Электроника, в отличие от гидравлики, менее подвержена механическим повреждениям и износу. Кроме того, в случае поломки большинство проблем с ЭУР может быть диагностировано через бортовую систему автомобиля, что упрощает ремонт и уменьшает затраты на обслуживание. В ЭУР просто нечему течь, а значит, водителю не придётся беспокоиться о внезапных утечках и связанных с ними дорогостоящих ремонтах.
3. Экологичность — прощайте, утечки жидкости
Экологическая безопасность становится одним из главных приоритетов для автопроизводителей по всему миру. Гидроусилители руля используют специальные жидкости, которые необходимо регулярно заменять, что само по себе создаёт нагрузку на окружающую среду.
Утечки гидравлической жидкости — частое явление в автомобилях с ГУР, и такие утечки могут не только загрязнять окружающую среду, но и представлять опасность для других участников дорожного движения. Масло, попавшее на дорожное полотно, может стать причиной аварий.
ЭУР же не использует никакие жидкости, полностью избавляясь от этой проблемы. Благодаря отсутствию гидравлики, электроусилители более экологичны и требуют меньше внимания со стороны водителей. Нет необходимости контролировать уровень масла или думать о его утилизации. Более того, за счёт более низкого энергопотребления ЭУР снижает углеродный след автомобиля, что важно в условиях борьбы с глобальным потеплением и ужесточения экологических норм.
4. Тишина и плавность работы
Шум и вибрации, сопровождающие работу ГУР, могут доставлять дискомфорт, особенно на малых оборотах двигателя или при манёврах на парковке. Насос гидроусилителя постоянно работает, создавая фоновый шум, который особенно заметен в автомобилях с бензиновыми двигателями. В то же время, электроусилитель работает практически бесшумно. Электрический мотор включается только тогда, когда необходимо, и работает настолько тихо, что водитель практически не слышит его работы. Особенно в тех случаях, когда мотор установлен не в салоне автомобиля, а непосредственно на корпусе рулевой рейки — пример тому модели концерна VAG и т.д.
Кроме того, ЭУР обеспечивает более плавную работу руля. Если в гидравлической системе возможны рывки при повороте руля из-за перепадов давления в системе, то в ЭУР всё происходит слаженно и без резких изменений усилия. Это делает вождение более комфортным и приятным, особенно на длинных поездках или в условиях городского трафика, где точность управления имеет первостепенное значение.
5. Информативность управления и активная помощь
ЭУР значительно улучшает обратную связь на руле. В системах с гидроусилителем, особенно при резких манёврах или на высоких скоростях, обратная связь часто теряется, что приводит к ощущению «пустоты» на руле. Это связано с тем, что ГУР работает за счёт давления в системе, а не за счёт точного регулирования усилия на руле в зависимости от условий вождения.
Электроусилитель же интегрирован с электронными системами автомобиля, такими как ABS и ESP, что позволяет ему адаптировать усилие на руле в зависимости от скорости движения, угла поворота и состояния дорожного покрытия. При низких скоростях ЭУР предоставляет водителю больше усилий для лёгкого маневрирования, а на высоких скоростях уменьшает их, делая управление более точным и стабильным. Особенно полезна функция «активной самоустановки», которая возвращает колёса в центральное положение при движении по прямой. Это не только облегчает управление, но и снижает утомляемость водителя, так как нет необходимости постоянно подруливать.
6. Надёжность и безопасность — меньше отказов
Надёжность ЭУР превосходит ГУР благодаря простоте конструкции и интеграции с электроникой автомобиля. В то время как в гидравлической системе всегда существует риск выхода из строя одного из многочисленных компонентов (например, утечки жидкости или разрыва шлангов), ЭУР менее подвержен механическим повреждениям. Даже если датчики или электродвигатель ЭУР выходят из строя, система может продолжать работать в аварийном режиме. Водитель не теряет контроль над автомобилем, хотя усилие на руле может несколько увеличиться.
Дополнительным плюсом является встроенная система диагностики, которая постоянно контролирует состояние ЭУР.
В случае возникновения проблем водитель немедленно узнает об этом благодаря предупреждению на приборной панели. Это даёт возможность своевременно обратиться в сервис и избежать более серьёзных последствий. В гидравлических системах такие предупреждения часто приходят слишком поздно — когда жидкость уже утекла или насос вышел из строя.
7. Компактность и гибкость установки — новая свобода для инженеров
Один из главных факторов, делающих ЭУР более привлекательным для современных автомобилей, — это его компактность и универсальность при установке. В отличие от гидроусилителя руля (ГУР), который включает множество громоздких компонентов, таких как насос, трубопроводы, бачок с гидравлической жидкостью и фильтры, ЭУР значительно проще в своей конструкции. Он представляет собой компактный электромотор, который напрямую подключен к рулевому механизму, и блок управления, отвечающий за регулировку работы системы. Это избавляет производителей от необходимости прокладывать сложную сеть трубопроводов и шлангов по всему автомобилю.
Меньшие размеры — больше пространства
Отсутствие сложных гидравлических систем и громоздких насосов освобождает подкапотное пространство, что крайне важно для современных компактных и среднеразмерных автомобилей. Каждый кубический сантиметр под капотом используется максимально эффективно, и ЭУР позволяет инженерам экономить ценное пространство, которое может быть использовано для других важных систем — например, для аккумуляторов или компонентов системы охлаждения. Это особенно важно для электромобилей, где каждый сантиметр подкапотного пространства на вес золота.
Электроусилитель руля — это не просто технологическое новшество, а необходимый шаг вперёд в современном автомобилестроении. Его преимущества перед гидроусилителем очевидны: экономия топлива, экологичность, надёжность и комфорт. Для водителей это означает более безопасное, экономичное и приятное вождение, а для инженеров — упрощение конструкции и снижение затрат на производство и обслуживание. Будущее рулевого управления уже наступило, и это будущее за электроусилителями.