— Ну здравствуй! Почему так долго открываешь? Я 5 минут здесь стою, думал уже полицию звать на помощь!
Марина пыталась сообразить, не сон ли это или галлюцинация. На часах 10 утра, она вернулась с ночной смены в больнице час назад и только легла. На пороге стоял неопрятный мужчина лет 60-ти, с большой сумкой в руках, похожей на баул.
— Я твой двоюродный дед, брат Маши. Меня зовут Николай, — сказал он, не дождавшись приглашения, и уверенно прошёл в квартиру.
— Здравствуйте, — пролепетала ошарашенная Марина спросонья. — Мне никто не сказал, что вы приедете. Меня могло и дома не быть, я медсестрой работаю.
— Ну я бы тогда вскрыл замки, меня ж здесь все соседи знают. Дай мне второй комплект ключей, — Николай поставил свой баул в коридоре и пошел мыть руки.
— Вы надолго приехали? — Марина решила выяснить, сколько времени продлится соседство с нежданным гостем.
— Как дела решу, так и поеду домой.
Марина приехала в Питер из Нижегородской области, у нее здесь живет родная тетя и брат. В поселке, где она выросла, работы почти нет и зарплаты слишком маленькие. Ни развития, ни перспектив. Решила переехать, чтобы работать медсестрой, устроить свою жизнь и маме помочь, чтобы ей полегче было.
Пока искала работу, жила у тети, думала встать на ноги и снять квартиру потом, когда стабильный доход появится.
Но уже через две недели после переезда Наталья Алексеевна внесла коррективы в планы Марины на эту жизнь.
— Ты же понимаешь, что я уже немолода, мне нужен рядом надежный мужчина. Квартира у меня маленькая, особо не развернешься. Но ты не переживай, я тебя не брошу. Будешь жить у бабки Марии. Ты ее не знаешь, потому что она с нашей родней почти не общалась, приезжала только наследство делить, а вы с Сережей тогда еще маленькие были. Детей у нее нет, муж давно умер.
— Если она с родней не общалась, то с чего ей сейчас пускать меня к себе жить? — Марина не понимала, как ей переехать к родственнице, которую она никогда в глаза не видела.
— Она живет в деревне, а квартира стоит пустая.
Пенсии сама знаешь, небольшие, а лекарства и продукты дорожают. Будешь жить в ее квартире, оплачивать все квитанции, а в выходные ей с огородом помогать.
Наталья Алексеевна рассказала о двоюродной бабушке Марины, что та перестала общаться со всей родней почти 20 лет назад, что-то там с наследством не поделили. Потом она получила квартиру в Питере и переехала сюда жить. Год назад заболела сильно, перенесла операцию. Деваться было некуда, вспомнила про родню, позвонила Наталье Алексеевне. Так они начали общаться. Без теплоты, а скорее по необходимости, но все-таки разговаривали. Мария Алексеевна все время жаловалась, что очень дорого все, за пустую квартиру платить приходиться, а сдавать ее не хочет. Поэтому, Наталья Алексеевна предложила ей пустить Марину пожить в квартире в обмен на оплату квитанций и помощь по дому и огороду.
Так Марина оказалась в небольшой двушке Марии Алексеевны. Ей разрешили разместиться в проходном зале, а спальню родственница закрыла на ключ, потому что там хранились ее вещи. Марина нашла работу медсестрой, платила коммуналку и помогала Марии Алексеевне с огородом. Бабуля была не самым приятным собеседником, вечно жаловалась и злилась на всех. Но общались они редко, поэтому Марину все устраивало.
И вот теперь двоюродный дед, о котором ей никто не рассказывал, свалился как снег на голову.
— Я буду спать здесь!
Сказал Николай, положив полотенце на единственный диван в этой квартире.
— Здесь уже сплю я. Мне никто не сказал, что вы приедете, не было возможности подготовиться.
— Это моя квартира, а тебя просто пожить пустили. На кухне себе постелешь! — новоиспеченный дед швырнул одеяло на пол.
Конечно, внутри у Марины бушевал ураган, но она молча взяла раскладушку и втиснула ее в 5 квадратных метров кухни. Утром позвонила Наталье Алексеевне, чтобы она приютила ее на время, пока родственник решает свои дела.
— Мариночка, прости, но ты уже взрослая и сама должна решать свои проблемы. Я встретила хорошего мужчину, и у нас только начало все завязываться, мне не до гостей и помощи родственникам, — сказала Наталья Алексеевна.
Две недели Марина старалась смириться с ситуацией, утешая себя мыслью, что дела у Николая закончатся, он уедет к себе в Саратов и жизнь вернется в прежнее русло.
На работе спасал коллектив, время пролетало быстро. В перерывах за чаем делилась с коллегами своими переживаниями и усталостью от бессонных ночей на раскладушке.
— Как ты это терпишь, я бы замки сменила и все тут! Он тебе документы вообще показывал? Может, это мошенник, — возмущалась напарница Марины.
Казалось, что эти две недели тянулись целую вечность, и домой после работы возвращаться совсем не хотелось. Днем Николай съедал все Маринины запасы еды и куда-то ходил, а вечером лежал на диване. Марина решила, что готовить и покупать продукты теперь не будет — пусть родственник сам о себе заботится.
Однажды она вернулась домой с ночной смены и, зайдя в квартиру, сразу заметила, что сумки ее двоюродного деда, которая стояла здесь все две недели, нет. “Неужели все решил и уехал?” — не решалась поверить Марина своему счастью. Дома его и правда не было: зубной щетки в ванной тоже, в квартире порядок, какого не было целых две недели. Наконец-то, можно выдохнуть и выспаться как следует, растянувшись во весь рост на диване. Она окинула взглядом зал, к которому уже привыкла за год и предвкушала отличный вечер в одиночестве.
Марина включила чайник, чтобы налить себе чашечку кофе и посмотреть какой-нибудь фильм со счастливым концом. Пока она мысленно смаковала свой заслуженный отдых, Марина не сразу заметила, что ее ноутбук исчез вместе с родственником.
— Господи, я еще кредит за него не выплатила, неужели украл? — сказала Марина вслух.
Ноутбука нигде не было.
От обиды на собственную доверчивость и подлость сбежавшего пожилого жильца у девушки полились слёзы.
— Наверняка он уже в поезде или вообще в Саратове. Да и как я докажу, что это он его взял? Если он его уже продал где-нибудь, то на меня вообще вся родня ополчится и будет считать лгуньей, — жаловалась Марина тете по телефону.
— Не пойман — не вор. Полиция тоже вряд ли поможет, такие дела обычно в висяки попадают. К тому же Николай всё же родственник — не по-людски на родственников в органы заявлять. Такие дела внутри семьи решают. Сочувствую тебе, но попробуй просто отпустить ситуацию, ты молодая, еще не на один ноутбук заработаешь.
Впереди было два выходных и Марине хотелось провести их в постели, но нужно было ехать помогать Марии Алексеевне. Завтракать не было настроения, поэтому она собралась и поехала в деревню первым автобусом.
“Лучше уж прополкой картошки отвлечься, чем лежать весь день и думать об этом”, — думала Марина.
— Чего весь день хмурая ходишь? — спросила Мария Алексеевна, когда Марина закончила.
— Ничего, просто неделя была тяжелая, настроения нет, — ответила двоюродная внучка.
— Да знаю я, что случилось, мне Наташа звонила, брат мой накуролесил и свалил. Пьет он давно уже. Приезжает, когда жена выгоняет, и живет в моей квартире, пока она его не простит.
— Могли бы предупредить, я ведь совсем о нем ничего не знаю.
— Не думала я, что он твой ноутбук возьмет. Я свою комнату потому на ключ и закрыла, чтобы он мои вещи не трогал.
Марина допила чай, помыла посуду и собралась выходить, чтобы успеть к 20:00 на автобус. Мария Алексеевна вышла ее провожать, хотя обычно даже не прощалась, а просто просила захлопнуть дверь посильнее.
— Пенсия у меня небольшая, но я всю жизнь живу скромно и лишнего не трачу.
Так что вот, — Мария Алексеевна ловко сунула деньги Марине в карман.
— Да что вы, я не возьму! Вы ведь здесь не при чем, — Марина попыталась вернуть ей деньги, но Мария Алексеевна твёрдо сжала ее руку.
— Не дури, купишь себе ноутбук, который он спер, здесь должно хватить. Меня не любит родня, никто ко мне не ездит, да и я к ним не рвусь. Жизнь у меня тяжелая была, привыкла уже злиться на всех.
А ты мне помогаешь, молчишь, когда ворчу и огород вон весь без травинки. Так что не держи обиду и деньги возьми.
Марина расплакалась, обняла Марию Алексеевну, и они еще долго разговаривали обо всем в этот вечер. Девушка много узнала о жизни своей двоюродной бабушки и о том, как жили ее предки, о которых она даже не подозревала.
С тех пор она приезжала в деревню с ночевкой и слушала допоздна рассказы родственницы. Замки в квартире она сменила. А Мария Алексеевна позвонила брату через неделю и сказала, что теперь он не может приезжать и жить в квартире, когда ему вздумается. И если вдруг захочет и даже предупредит, то пусть захватит с собой деньги за присвоенный ноутбук. Почему-то Николай больше приезжать не хотел.