— Я надеялась, что из больницы ты уже не выйдешь, — прошипела Маргарита старшей сестре, — думала, что на тот свет уберешься! Все твое мне тогда бы досталось. И мужа бы я к рукам прибрала, и квартирку твою! Ты себе даже не представляешь, насколько сильную ненависть я к тебе испытываю. Да я бы все отдала, лишь бы от тебя избавиться!
Карина проснулась рано утром и увидела, что мама куда-то собирается. Восьмилетняя девочка приподнялась на кровати и спросила:
— Мам, а ты куда?
— К бабушке твоей, — зло заявила Светлана, — пойду спрошу, думает ли её сыночек деньги нам платить! Четыре месяца уже от него ни копейки не видели. Рита проснётся — обязательно её покорми, сама позавтракай, уроки у младшей проверь и со школы Риточку обязательно дождись.
— Мам, у нас сегодня всего три урока, это что, мне целый час Риту ждать придётся? — возмутилась Карина, — мама, почему она сама со школы дойти не может?
— Карина, мы с тобой это много раз уже обсуждали, — разозлилась Светлана, — сделай, как я прошу. Без разговоров! Ответственность за Риточку лежит на тебе!
После развода родителей Карина была просто вынуждена повзрослеть. Отец ушёл из семьи, и забота о младшей сестричке Маргарите легла на её плечи. Мать девочек, Светлана, много работала, чтобы детей обеспечить хотя бы самым необходимым. Геннадий ещё до развода обещал бывшей супруге помогать, но, как только в его паспорте появился штамп о расторжении брака, о своём обещании он тут же забыл.
Деньги от отца перепадали только Рите. Она практически каждый вечер после школы бегала к нему в гараж, жаловалась на мать, и на старшую сестру. Геннадий Риту любил, а вот к Карине, старшей дочери, мужчина относился почему-то равнодушно. Не было между ними особой связи.
С Ритой у Карины отношения были сложными. Сёстры не ладили, конфликты всё время затевала младшая. Рита постоянно старалась подставить Карину перед матерью или перед отцом. Светлана Григорьевна старшую наказывала в большинстве своём физически, а любимую Риточку не трогала и пальцем. Стоит ли говорить, что выросли сёстры практически врагами.
Карина уже лет в тринадцать начала получать знаки внимания от мальчишек. Подарки воздыхателей Карина домой старалась не приносить — знала, что Рита наябедничает матери и та устроит выволочку.
— Я сколько раз тебе говорила ничего у пацанов не брать, — хватаясь за ремень, орала Светлана Григорьевна, — возьмёшь цветочек — расплачиваться будешь совсем другим! Честных мужиков не бывает, запомни это! На отца своего посмотри: двух детей заделал — и в кусты. Его ваша судьба абсолютно не волнует, живёт себе и в ус не дует. На вас двоих в лучшем случае в месяц две тысячи дает. Чтобы больше не смела ничего домой приносить! Пойду в школу, узнаю, кто тебе цветочки таскает, и обоих вас перед всеми опозорю. Ещё и к родителям его наведаюсь, пусть знают, кого воспитали!
Лучшим другом Карины была бабушка, Вера Яковлевна, мать Светланы. Старшую внучку жалела, видела, что дочь к ребёнку относится несправедливо. Много раз со Светланой проводила беседы, пыталась ей объяснить, что нельзя одного ребёнка любить, а другого от себя отталкивать. Но Света только огрызалась:
— Ты, мама, в мою жизнь не лезь! Как помогать воспитывать, так некому, а как советы раздавать — так целая очередь. И без вас как-нибудь справлюсь! Я дочерям плохого не желаю, хочу на своих ошибках показать, как жить нельзя. Не устраивает — забирай и тяни Карину сама, я только рада буду!
Вера Яковлевна очень хотела забрать к себе старшую внучку, да только понимала, что им вдвоём на маленькую пенсию попросту не прожить. С младшей внучкой у пенсионерки отношения не складывались. Рита была заносчивой, скандальной и нечистой на руку — после её визитов у неё постоянно пропадала мелочь.
Став старше, Рита постоянно конкурировала со своей старшей сестрой. Карину Господь красотой не обделил, а вот Рита получилась «неудачной». Всё портил огромный орлиный нос, на худеньком личике он смотрелся непропорционально и нелепо. За восемнадцатилетней Кариной во всю увивались парни, а у шестнадцатилетней Риты не было ни одного ухажёра. Этот факт девушку чрезвычайно злил.
— Да знаем мы, чего они к тебе ходят, — шипела Маргарита, — у тебя, Карина, репутация отвратительная! Слышала бы ты, что тебе в школе говорят.
— И что же? — спокойно интересовалась у младшей сестры Карина, — ну скажи, что говорят.
— Маме обязательно расскажу, — кривилась Рита, — а с тобой беседовать у меня желания нет. Я брезгую!
Рита действительно матери про старшую сестру говорила гадости. Светлана Григорьевна каждому слову младшей дочери верила, уже совершеннолетнюю Карину она продолжала воспитывать затрещинами и подзатыльниками. Ближе к девятнадцати годам девушка не выдержала — после очередной ссоры, инициатором которой стала Рита, она собрала свои вещи и съехала к бабушке. Вера Яковлевна переезду внучки обрадовалась. Ей шёл восемьдесят второй год, и одна с хозяйством пенсионерка не справлялась. В планах Веры Яковлевны было подарить квартиру старшей внучке, но осуществить задуманное она не успела. После похорон Светлана Григорьевна пригласила дочь на серьёзный разговор.
— Живи здесь одна, — сказала она Карине, — я тебя выгонять не буду. Пусть эта квартира отойдёт тебе, а двухкомнатная, в которой мы проживаем с Ритой, достанется ей. Чтобы было всё по-честному! Чтобы вы потом, когда меня не станет, из-за жилья не ссорились.
***
Карина воспряла духом: неужели мама решила сделать ей такой царский подарок? Девушка устроилась на работу, параллельно училась в техникуме. Зарплату практически всю она откладывала на ремонт. Жила очень скромно, без излишеств. Почти полтора года у Карины ушло на то, чтобы собрать деньги и привести квартиру бабушки в божеский вид. Карина сделала глупость: пригласила в гости после ремонта маму и сестру. Рита тут же разглядела новую мебель, свежие обои и заявила:
— Я буду жить здесь!
Карина опешила:
— Рит, мы с мамой договорились, что в квартире этой буду жить я. Я всё здесь под себя сделала. Ты хозяйничай в вашей квартире. Мама пообещала тебе её оставить.
— Так когда это будет, — скривилась Рита, — я хочу жить в этой квартире. Карина, я разве непонятно объясняю? Давай собирай свои вещи и выметайся! Завтра я сюда въеду.
Светлана Григорьевна попыталась погасить конфликт. Застолья не получилось, мать и сестра Карины ушли. Вечером Светлана Григорьевна позвонила старшей дочери и сказала:
— Карин, планы поменялись. Съезжай из квартиры, там будет жить Риточка.
Карина испробовала всё, чтобы оставить за собой право проживать в квартире бабушки. Но на компромисс Светлана Григорьевна не пошла. Когда старшая дочь ей пригрозила судом, рассмеялась:
— Да иди куда хочешь. Ты ремонт в квартире сделала по собственной инициативе, я тебя об этом не просила. По закону жильё мне принадлежит, поэтому я решаю, кому там проживать. Карина, не порти со мной отношения, съезжай по-хорошему. У тебя есть все шансы устроить личную жизнь, а на Риту без собственного жилья кто посмотрит? Ты же прекрасно это понимаешь. Я тебя не выгоняю на улицу, у меня есть свободная комната, заселяйся и живи. Ну пусть сестричка твоя почувствует свободу, глядишь, и жениха найдёт!
Карина к матери переезжать не стала, на родительницу она обиделась. Ушла Карина к своему молодому человеку, Дмитрию. Тот тоже жил в квартире покойной бабушки, которую родители сразу же после её кончины переписали на него. Через пять лет сожительства Карина за Диму вышла замуж. Женщина смогла устроиться в жизни, у неё была работа, семья, крыша над головой, даже с матерью она помирилась.
А вот Рита всем этим похвастаться не могла. Мать Карины отремонтированную квартиру на младшую дочь переписала, но это наладить личную жизнь Рите не помогло — женихов на горизонте у неё не было. В двадцать два года Рита нигде не работала, она сидела на шее матери. Светлана Григорьевна работала в две смены, чтобы любимую дочурку всем обеспечить. Периодически обращалась к Карине за помощью и та матери не отказывала. Ей её было искренне жаль.
— Мам, а Рита не собирается на работу выходить? — спрашивала у родительницы Карина, — ну, пора как бы, она уже давно совершеннолетняя. Образование тоже есть, диплом имеется, поэтому пусть работает.
— Пока не хочет, — пряча взгляд, объясняла Светлана Григорьевна, — говорит, что ещё к таким серьёзным переменам не готова.
— Хорошо устроилась, — злилась Карина, — не готова она! Совести вообще, мама, у Риты нет. Она у тебя не постесняется и потом половину пенсии отбирать! Странная вообще, дома сидит безвылазно и принца ждёт. Как она собирается с мужчинами знакомиться, если никуда не выходит?
***
Рита созрела только к двадцати пяти годам. По протекции матери она устроилась на овощебазу кладовщицей. Там-то Маргарита и встретила свою судьбу — грузчика Василия. Побитый жизнью сорокатрехлетний мужчина обратил внимание на молоденькую коллегу, у них завязались отношения. Рита, абсолютно не избалованная, быстро потеряла голову. Светлана Григорьевна выбор дочери неожиданно одобрила.
— Ой, Ритуля, я так за тебя рада, — ликовала мать, — наконец-то тебе повезло! Василий — хороший человек, это я сразу поняла. По разговору! А то, что женат… Так это не страшно! Всегда же можно развестись!
Карина тоже пару раз видела потенциального зятя, и ей он не нравился.
— Плюгавый какой-то, — говорила Карина Диме, своему мужу, — видела сегодня Ритку с ним в магазине. Боже мой, как Штепсель и Тарапунька! Длинный, худой, неопрятный какой-то, и Рита рядом с ним стоит, в пупок ему дышит!
— Да тебе-то что, — смеялся Дима, — пусть живёт с кем хочет! В её случае на безрыбье и Васька — рак. Сама же понимаешь, что с таким характером она вряд ли кого-то достойного встретит. Ни один нормальный мужик с ней не уживётся!
Дима оказался прав. Карина несколько лет издалека наблюдала за отношениями Риты и Василия — новости докладывала ей мама:
— Что-то в последнее время у Ритули никак не ладится, — сетовала Светлана Григорьевна, — Васька вроде бы уже и развёлся, они поженились, с Ритой живут неплохо, оба работают, ни в чём не нуждаются. А Рита всё равно жалуется! Говорит, что Вася последнее время какой-то холодный стал, внимание на неё перестал обращать, под любым предлогом к бывшей семье сбегает — то по детям соскучился, тоже бывшей срочно помощь требуется. Ой, как бы беды не вышло! Как бы не развелись!
***
Василий ушёл от Риты, когда та забеременела. Супруге он сказал правду:
— Ребёнка не брошу, но жить с тобой, Рита, не хочу. Я три года назад большую ошибку совершил, когда с тобой гулять стал. Сложная ты очень женщина, Маргарита, с тобой жить невозможно! Сама из себя ничего не представляешь, а запросы, как у английской королевы! Не получится у нас с тобой ничего, я к бывшей жене вернусь. Оказывается, я её до сих пор люблю!
Рита родила сына и скинула ребёнка на мать. Со старшей сестрой Маргарита теперь старательно пыталась наладить отношения. Во-первых, ей требовалась финансовая помощь — алименты Василий платил честно, но мало. Во-вторых, близкая подруга Карины работала в торговле, и могла для молодой матери достать одежду, обувь и аксессуары.
Карина же сближаться с Ритой не спешила. Младшей сестре она не доверяла, прекрасно знала, что действует та из корыстных побуждений. Светлана Григорьевна тоже пыталась помирить дочерей — женщина преследовала свои интересы. Если бы Карина с Ритой помирились, то на старшую можно было бы скинуть часть обязанностей по воспитанию и содержанию маленького сына Маргариты.
У Карины к тридцати годам появилось собственное жильё — вместе с супругом она купила ещё одну двухкомнатную квартиру специально под сдачу. деньги на счёт Карины падали ежемесячно, и Рите они не давали покоя:
— Мам, ты поговори с Кариной, пусть она деньги, которые со сдачи квартиры получает, нам с Мишенькой отдаёт! Мамуль, ты же понимаешь, что мы в них нуждаемся больше, чем она!
Светлана Григорьевна к старшей дочери с этим вопросом как-то подкатилась, но получила вполне резонный отказ:
— Мам, я содержать Риту не собираюсь, — заявила родительнице Карина, — эти деньги нам с Димой самим пригодятся.
— Да на что? — всплеснула руками Светлана Григорьевна, — у вас же всё есть! Автомобиль новый, жильё своё, ребёнок сыт, одет, накормлен, вы оба работаете, зарплату получаете! Зачем вам ещё деньги?
— Мам, я даже обсуждать это не буду! Это — мои деньги, и точка. Если Рита хочет улучшить свою жизнь, пусть тоже выходит на работу. Я в декрете не сидела, когда дочке исполнилось полгода, я наняла няню и вернулась в офис. Ты можешь присматривать за Мишей, а она пусть идёт зарабатывать деньги. Давай больше не будем возвращаться к этому разговору? Я не хочу с тобой ссориться!
Видимо, мать Рите передала слова Карины, потому что требования поделиться прекратились. Относительно спокойно семья Карины прожила целый год. Рита больше её не беспокоила, и Светлана Григорьевна за помощью к старшей дочери почти не обращалась.
***
Карина решила, что пора им с Димой за вторым, муж инициативу поддержал. Забеременела Карина быстро, супруги узнали, что ждут мальчика. Рита неожиданно активизировалась — она стала названивать старшей сестре и предлагать ей свою помощь.
— У меня после Мишеньки столько вещей осталось, — щебетала Рита, — всё тебе отдам! Можешь даже коляску не покупать, она у меня тоже есть.
Карина вежливо отказалась.
— Спасибо, мы новые купим! Слава богу, сейчас с этим проблем нет, в магазинах есть всё для малышей».
— Ну как хочешь, — обиделась Рита, — если деньги девать некуда, то покупай новое. В любом случае обращайся, помогу чем смогу. Ты всегда можешь на меня рассчитывать!
Подходил срок, Карина вовсю готовилась стать матерью во второй раз. Светлана Григорьевна дочери пообещала, что будет на подхвате — если что, поможет зятю с внучкой. Карина со спокойной душой уехала в родильный дом, а за день до выписки узнала интересную новость: оказывается, в её квартире живёт младшая сестра. Рассказал ей об этом муж в телефонном разговоре.
— Два дня назад прихожу с работы, Рита вовсю на кухне хозяйничает. Оказывается, твоя мама её привезла и с дочкой нашей оставила!
— Зачем? — поразилась Рита.
— Ну, тёща сказала, что дневать и ночевать у нас у неё нет времени, она за внуком присматривает. А вот Рита свободна. Маргарита поэтому к нам и приехала. Ещё такие разговоры странные ведёт, Карин! Спрашивает, как я отношусь к женщинам с детьми, интересуется, если с тобой что случится, намерен ли я жениться во второй раз.
Карина сразу догадалась, откуда растут у этой истории ноги. Дело в том, что роды у Карины были тяжёлые, от них она еле оправилась. Рита, видимо, от матери об этом узнала и подсуетилась — решила занять её место.
— Дима, а чего ты её не выгонишь? Скажи, чтобы ехала к себе! Нечего ей делать в нашей квартире, — возмутилась Карина, — и вообще, почему ты мне сразу об этом не сказал?
— Да волновать не хотел, — покаялся Дмитрий, — тебе и так тяжело. Я с врачом беседовал, она мне сказала, это чудом удалось и тебе, и сыночку нашему жизнь сохранить. А Риту я просил уехать, но она ни в какую! Говорит, что здесь останется. Помогать, если что, мне будет.
— Хорошо, придётся самой, — разозлилась Карина, — ничего, послезавтра меня выписывают, я ей небо в алмазах покажу!
Сразу же после выписки в квартире Димы и Карины грянул безобразный скандал — сестры кричали друг на друга. Карина держала новорожденного сына на руках, когда Рита неожиданно кинулась на неё с кулаками.
— Всё самое лучшее тебе достаётся! И мужик нормальный, и работа достойная! Я чем хуже? Я бога молила, чтобы ты из больницы не вышла, я тебе свечки за упокой ставила, понятно?! А ты, гадина, живучая оказалась. Выжила! Ненавижу, будь ты проклята! И ты, и дети твои, и всё поколение твоё до седьмого колена! А ты, Димка, тряпка. Столько я перед тобой хвостом крутила, а ты даже на меня не взглянул ни разу! Что недостаточно хороша?! Да и к чёрту вас обоих, ноги моей больше здесь не будет!
Естественно, после такого Карина с младшей сестрой не общается, финансовая помощь с её стороны прекратилась. Она деньги теперь даже матери не даёт, потому что знает прекрасно — родительница тратит их на любимицу. Светлана Григорьевна тоже не горит желанием общаться со старшей дочерью и старшими внуками. Раз Карина больше деньгами не помогает, то зачем им вообще видеться?