— Я предлагаю тебе жить вместе, — сказал Ларисе муж, предавший ее много лет назад, — я сейчас нуждаюсь в помощи! Я понимаю, что когда-то тебе боль причинил, но Бог ведь учил прощать, да? Лара, мне требуется уход, и кроме тебя мне его обеспечить никто не может. Жена меня бросила, дети тоже знать не хотят. Конечно, денег же теперь у меня нет!
В шестом часу утра Ларису разбудил телефонный звонок. Женщина, сквозь сон услышав знакомую мелодию, резко подскочила и схватила смартфон, даже не посмотрев, кто хочет с ней связаться в такую рань.
— Мам, привет, — из трубки раздался голос старшей дочери, и сердце Ларисы забилось ещё сильнее, — как дела? Чего делаешь?
— Кристина, что-то случилось? Ты в порядке? Что-то с внуком? Отвечай немедленно!
— Всё хорошо, мам, — удивилась Кристина, — и с Марком тоже всё хорошо. А ты чего такая взвинченная?
— Ты меня напугала, — выдохнув, призналась Лариса, — без пятнадцати шесть! Ты мне звонишь мне в такую рань явно не просто так!
— Мам, прости, — воскликнула Кристина, — я совсем забыла, что у нас большая разница во времени. Никак не могу к этому привыкнуть! У нас и правда всё хорошо, честное слово. Я тебе звоню, чтобы посоветоваться. Я с папой недавно разговаривала…
У Ларисы тут же испортилось настроение. О бывшем муже она ничего слышать не хотела. Анатолий много лет назад её предал, даже спустя почти два десятилетия Лариса к нему испытывала отвращение и ненависть.
— Ну и чего ему надо? — поинтересовалась Лариса у дочери, — почему он вообще о существовании в твоём вспомнил? Удивительно даже! Когда было нужно, ни алименты не платил, ни с днём рождения не поздравлял. А сейчас, смотри-ка, каждую неделю названивает!
— Мама, папа болен, — призналась Кристина, — ему операцию делать нужно. Папа просил меня узнать, проводят ли в наших клиниках хирургическое вмешательство подобного плана.
— Ты ещё скажи, что помогать ему собираешься, — разозлилась Лариса, — вот честное слово, Кристина, лучше бы ты мне не звонила! С утра настроение только испортила! Я вообще ничего про этого предателя слышать не хочу, я не хочу, чтобы вы с ним общались. Пусть его дети второй жены лечат, он же вас на них променял. Все, потом поговорим! Я хочу выспаться.
Лариса бросила трубку и откинулась на подушку. Бывший муж недавно ей тоже звонил, но, в отличие от дочери, она даже разговаривать с ним не стала. Предателя и обманщика она уже давно вычеркнула из жизни.
***
Восемнадцать лет назад Лариса осталась одна. Муж из семьи ушёл внезапно, одним днём — вернулся из очередной командировки, собрал свои вещи и уехал. Лариса, конечно, заметила, что отношение мужа в последнее время к ней поменялось. Анатолий перестал интересоваться её делами, всё меньше и меньше проводил времени с детьми. Лариса чувствовала неладное, пыталась поговорить с мужем, вывести его на откровенность, но Анатолий только отмахивался.
— Да всё нормально, Лара, я просто устал. Попробуй две недели пожить в поезде, я потом на тебя посмотрю! Дай мне немного отдохнуть? Я вчера только из командировки вернулся! Вот приду в себя, высплюсь, тогда и силы на тебя, на детей появится. Я сейчас хочу просто отдохнуть!
Работал Анатолий проводником, дома часто отсутствовал. Лариса привыкла со всем справляться сама, быт вела твёрдой рукой, детей воспитывала фактически в одиночку. Муж работал, но в семье денег от этого не прибавлялось — Анатолий жадничал, Ларисе приходилось буквально выпрашивать у него деньги.
С уходом Анатолия жить стало, конечно, сложнее. К материальным трудностям прибавились и моральные терзания — Лариса не могла видеть слёзы детей. Больше всего по отцу скучал младший сын, Сашка. Кристина на тот момент уже одиннадцалетняя, эмоции старательно скрывала. Хоть Лариса и знала, что она тоже мучается.
Анатолий по решению суда должен был выплачивать детям алименты, деньги приходили не каждый месяц, копился долг. Лариса пахала за троих, чтобы иметь возможность одеть, обуть и накормить двух детей.
***
Рассчитывать Лариса могла только на родителей. Её мать и отец проживали в деревне, держали хозяйство и каждый месяц привозили дочери и внукам туго набитые домашними продуктами пакеты. Мать Анатолия тоже в стороне не осталась — ей сын финансово помогал, а она эти деньги передавала невестке. Именно по просьбе свекрови Лариса забрала исполнительный лист.
— Ларочка, пожалуйста, убери, — долго просила её свекровь, — Толик будет добровольно помогать детям, это я тебе обещаю. Я с ним беседу провела, достаточно жестко объяснила, что он в первую очередь отец!
Лариса подумала и решила пойти на уступки свекрови. Мать Анатолия не обманула — после того, как исполнительный лист Лара забрала, деньги от бывшего мужа начали поступать регулярно. С Анатолием Лариса не общалась, детей ему не навязывала. Если в какое-то время после развода она ещё была согласна на встречи Анатолия с детьми, то после знакомства со второй супругой Инной, бывшего мужа Лариса резко передумала.
Инну, видимо, не очень сильно устраивало желание Ларисы жить хорошо. Она была против того, чтобы Анатолий первой семье помогал финансово. Дошло до абсурда — однажды поздно вечером приехала домой к Ларисе, чтобы серьёзно с ней поговорить.
— Из-за тебя Толик на работу устроиться не может, — с порога накинулась на свою предшественницу Инна, — кто его возьмёт с такими долгами?
Лара, не ожидавшая такого напора, даже немного растерялась:
— А причём здесь долги и работа? Связь между этим всем какая?
— Прямая, — разоралась Инна, — если должник, то значит ненадёжный! И неважно, кому человек должен: бывшей жене, детям или банку. Забери исполнительный лист, дай нам жить спокойно. Вы с Толиком несколько лет уже как развелись, а ты до сих пор козни ему строишь! Жить не даёшь, палки в колёса вставляешь! У него, между прочим, тоже семья, он — отец троих детей. По-твоему, о них он думать не должен?
— А вон оно что, — усмехнулась Лариса, — ты, значит, считаешь, что твоих детей он должен обеспечивать, а о своих забыть? Я правильно понимаю?
— Да понимай как хочешь, — вызверилась Инна, — исполнительный лист забери, иначе вообще ни копейки не получишь! Толик не работает, пока сидит на моей шее. Я его долги выплачивать не собираюсь! Если в ближайшее время ничего не изменится, я его просто выгоню. Зачем мне лишний рот? Мне с таким трудом удалось найти для него тёпленькое место, его уже практически взяли, но служба безопасности узнала про задолженность по алиментам, и теперь его с таким чёрным пятном на биографии не берут! Забери исполнительный лист, тебе же будет хуже!
В ситуацию вмешалась свекровь и всё же продавила Ларису. В принципе, о своём поступке женщина не жалела — так хотя бы Анатолий, устроившись на работу, начал всё же помогать детям. С Кристиной у мужчины отношения наладились, а вот младший сын Сашка видеться с отцом отказался. Лариса в глубине души этому радовалась, дочь осуждала, но вслух претензий не произносила. Знала, что на них Кристина отреагирует болезненно.
***
Много лет Анатолий не давал о себе знать. Платил сыну и дочери он ровно до совершеннолетия, потом пропал с радаров. Проблемы сына мужчина никогда не решал, Лариса сама Сашу вытаскивала из жизненных передряг. Если Кристина сначала прилежно училась, потом строила карьеру, то младший еще в подростковом возрасте пошел по наклонной. О зависимости от запрещенных веществ Лариса узнала не сразу, а когда забила тревогу, было уже поздно.
В реабилитационный центр Лариса первый раз поместила сына восемь лет назад. Она понимала, что Саша без ее помощи не выкарабкается. Парень совсем опустился: в погоне за дозой стал воровать, продавать личные вещи. Лариса очень долго уговаривала сына начать лечение и сразу же, добившись его согласия, увезла его в другой город.
Восемь месяцев Саша провёл в реабилитационном центре. Вернулся он оттуда совсем другим человеком. Первым делом парень перед матерью извинился:
— Мам, я знаю, что много горя тебе принёс, — каялся Александр, — прости меня, пожалуйста! Я обещаю, что теперь жизнь наша наладится. Я всё для этого сделаю! Сегодня же начну искать работу, ты теперь ни в чём нуждаться не будешь.
Лариса слушала сына и плакала от счастья. Сложный период позади, её любимый ребёнок здоров. Лара была уверена, что никогда он больше к употреблению не вернётся. Саша устроился на работу, начал встречаться с девушкой, дело быстро шло к свадьбе. Лариса, желая обеспечить молодую семью собственным жильём, быстро продала дом, который достался ей в наследство от родителей. Денег хватило на однокомнатную квартиру, ремонт в которой молодые делали уже после свадьбы самостоятельно.
Лариса на младшего сына нарадоваться не могла. Кристина на тот момент уже вышла замуж и вместе с супругом эмигрировала за границу. Она тоже брату помогала — именно Кристина отдала Саше деньги на покупку автомобиля. У Ларисы сначала родилась одна внучка, через пару лет — вторая, и женщина окончательно успокоилась. Она была уверена, что больше никаких потрясений на жизненном пути её не ждёт.
Полтора года назад к Ларисе поздно ночью приехала невестка с детьми. От снохи женщина узнала просто чудовищную новость — оказывается, её сын снова встал на скользкую дорожку.
— Он мне говорил, что больше никогда к запрещёнке не вернётся, — билась в истерике невестка, — он мне обещал! Я знаю про его прошлое, Сашка мне честно рассказал и про употребление, и про реабилитационный центр. Столько лет он держался! Началось всё с сигарет с непонятным содержимым, потом, видимо, перешёл на что-то тяжёлое, Лариса Ивановна, у него почти миллион долгов! Он должен всем нашим друзьям и знакомым, он моим родителям только триста тысяч должен! Все эти деньги ушли сами понимаете на что. Люди домой приходят, требуют возврата, а сегодня… А сегодня я поняла, что с ним жить больше не могу! Он вернулся поздно ночью с очередных посиделок с друзьями, я не спала, его ждала. Сразу заметила, что глаза у него какие-то стеклянные. Он пришёл, разулся, сразу же направился в детскую. Дети уже спали. Он взял из кроватки нашу младшую, понёс её на балкон. Я за ним побежала. Лариса Ивановна, я чудом успела! Он ребёнка с пятого этажа выкинуть хотел! Всё, сил моих больше нет, я не собираюсь с ним жить. Я не хочу подвергать своих детей опасности. И я не хочу больше вам врать! Сашка снова употребляет.
Лариса думала, что в тот момент её удар хватит. Она столько времени боролась за здоровье сына, она столько денег потратила на его лечение, и что в итоге? Всё пошло прахом! Уговорить невестку остаться Ларисе не удалось, супруга сына той же ночью уехала к родителям, забрав с собой двух дочерей, а Лариса понеслась снова спасать сына.
***
Саша с женой развёлся, жить переехал к матери. Однокомнатную квартиру, а заодно и машину, пришлось продать, чтобы полностью перекрыть долги, которые мужчина набрал на своё «увлечение». Лечение в клиниках не помогало, в два разных учреждения Лариса пыталась определить сына, но в каждом он не пробыл даже и недели.
После развода сына и его переезда жизнь Ларисы стала напоминать сущий кошмар. Александр, взрослый крепкий мужчина, стал распускать руки. Он силой отбирал у матери деньги на очередную дозу. Лариса плакала, уговаривала, пыталась воззвать к его совести, но Сашка её не слышал. Он постепенно терял человеческий облик.
Внучек Ларисе видеть не позволяли. Её бывшая невестка через несколько месяцев после развода в интернете познакомилась с каким-то мужчиной и уехала к нему, бросив дочерей от первого брака на своих родителей. Лариса много раз приходила в гости к ее родителям, приносила подарки, но видеться с девочками ей не разрешали. Мать бывшей супруги Саши забирала пакеты из рук Ларисы и надменно цедила:
— Могла бы и с курьером передать. Не обязательно было сюда тащиться?
— Вера, дай, пожалуйста, девочек увидеть, — просила Лариса, — я по ним скучаю, мне очень их не хватает. Ну пожалуйста, хотя бы пять минут позволь с ними поговорить!
— Ещё чего? — отвечала Ларисе бывшая сватья, — тебя вообще к детям подпускать опасно. Что ты вырастила? Сашку твоего разве можно человеком назвать? Он моей дочери жизнь сломал! Я ни его, ни тебя теперь видеть не хочу. Внучки тебя забыли, для них ты теперь чужой человек. Прекрати сюда таскаться! И подарки нам твои дурацкие не нужны, всё равно ничего путного ни разу не принесла. Хочешь помочь? Деньги давай! На содержание двух девчат обе зарплаты уходят, мы с мужем забыли, когда последний раз себе что-то покупали. Кстати, сыночек твой алименты платить не собирается? Хотя чего это я спрашиваю. Откуда у него деньги, у него одно на уме, о детях и не вспоминает!
Лариса, чтобы лишний раз увидеть внучек, она стала приходить в детский садик, куда ходила старшая. Пыталась даже с воспитателями поговорить, но те отказались показывать ребёнка «чужому», как они выразились, человеку. Лара знала, что родители её бывшей невестки с детьми обращаются плохо, это было видно. Старшая внучка была одета хуже всех в группе, зимой ходила в тоненькой осенней курточке, которую Лариса сама покупала ей несколько лет назад.
Из садика девочку забирал в основном дедушка, и Лара, стоя поодаль, со слезами на глазах наблюдала, как тот обращается с малышкой: дёргает за руку, толкает, голос повышает. Судьба внучек Ларису очень беспокоила. Она стала искать способ забрать их к себе. Проблему обсудила с дочерью, но Кристине эта идея не понравилась.
— Мам, а куда ты их заберёшь? В квартиру, где буянит Сашка? Тебе одной-то рядом с ним оставаться опасно, а ты девочек привести хочешь. Это во-первых. А во-вторых, ни Юлька, ни её родители малышек тебе не отдадут! И в суд, мне кажется, обращаться бесполезно. Как ты факт жестокого обращения с ними докажешь? Они ходят в садик, они социализируются, бабка с дедом их кормят, одевают. Одевают, может быть, не во всё новое, но дети одевают! Не знаю, мам, всё это очень сложно. Можно, конечно, попробовать с Юлей переговорить… У меня она в социальных сетях в друзьях есть, я вечерком ей напишу, попрошу номер телефона. Созвонимся, поговорим, потом результаты тебе сообщу.
Вышло так, как и предполагала Кристина. Переговорив с бывшей невесткой, она позвонила матери и сообщила:
— Мама, о том, чтобы девочек тебе отдать, не может быть и речи. Юлька об этом ничего и слышать не хочет. Я только заикнулась, а она как начала орать! Говорит, чтобы ты вообще к её детям близко не приближалась, иначе она Сашку прав родительских лишит.
***
Анатолий объявился несколько месяцев назад. Бывшей супруге он позвонил и как-то буднично предложил:
— Ты не хочешь ко мне переехать?
Лариса, доведённая проблемами с сыном до отчаяния, не сдержалась и на бывшего мужа накричала:
— Слушай, у тебя вообще совесть есть? Мы с тобой развелись почти двадцать лет назад! С какой радости я вообще должна к тебе переезжать? Да я с тобой на одном гектаре сам знаешь чего не сделаю! Забудь вообще этот номер телефона. Кстати, где ты его взял?
— Лар, не кричи, — ничуть не обидевшись, попросил Анатолий, — у меня к тебе, можно сказать, деловое предложение. Я прекрасно знаю про заболевание сына и примерно представляю, как тебе сейчас живётся. Я уверен, что головой ты понимаешь, что Сашку уже не спасти. Он тебя прибьет когда-нибудь во время очередной ломки! Переезжай ко мне, а? Я болею, мне нужен уход. Вдвоём как-нибудь справимся!
— Ещё чего, — вызверилась Лариса, — пусть за тобой Инна твоя любимая ухаживает! Или её дети! Ты же у нас человек милосердный, трёх чужих детей пригрел! Да это ты в Сашкиной болезни виноват! Это после того, как ты нас бросил, он по наклонной пошёл. Он переживал, он тебя ждал, он только слёз пролил, а ты даже позвонить ему не сподобился! У тебя сейчас хватает наглости просить меня о том, чтобы я за тобой ухаживала? Да я даже на похороны к тебе не приду! Я тебя видеть не хочу! Твой ребёнок погибает, а ты так спокойно говоришь, что его уже не спасти? Пошёл к чёрту! Не звони сюда больше!
— Лара, да подожди! Нужно уметь смотреть правде в глаза. Сашка уже потерян для общества, у него два пути: или в тюрьму, или на кладбище. Кристина мне рассказывала, что он вытворяет. Мне бы не хотелось, чтобы ты пострадала от рук собственного сына. Переезжай, ты ведь ничего не теряешь. Я же ведь тебя не заставляю жить со мной, как с мужем! Будем существовать как соседи, выручать друг друга, помогать. Ну давай! А я, может быть, квартирку тебе за доброе сердце оставлю. Что касается Инны и её детей… Как только я инвалидность получил, я им стал не нужен. Жена меня выгнала, велела больше никогда на пороге её дома не появляться. Хорошо ещё, что я подстраховался и на жильё успел денежек подсобрать. А так бы на улице давно уже сгинул. Послушай…
Лариса бросила трубку. Только в одном ее ненавистный бывший муж был прав: жить в одной квартире с больным сыном было опасно. Не дожидаясь, пока Александр сделает с ней что-то плохое, она приобрела комнату в бывшем общежитии и отселила сына туда. Да, Лариса фактически его бросила на произвол судьбы, но у нее не было выбора. Чтобы окончательно себя обезопасить, она обменяла двухкомнатную на однокомнатную с доплатой.
Кристина отца без помощи не оставила. Анатолию сделали операцию, мужчина чувствует себя хорошо. Он не прочь снова сойтись с Ларисой, но бывшая жена не идет на контакт. Александра посадили, получил он шесть лет реального срока за довольно серьезное преступление. Лариса сына не поддерживает.