— Лида еще два года назад на меня завещание составила, — заявила младшая сестра Анастасии, — она не хочет, чтобы тебе досталось ее имущество. Ты, Настя, сама все испортила! Нужно было общение с нами поддерживать, встречать, как положено. Мы приезжали в гости, а ты нос воротила!
Из четырёх сестёр Анастасии Сергеевны в живых осталось только двое: старшая Лидия и младшая Анна. Все трое уже были на пенсии. Лидия Сергеевна и Анна Сергеевна жили рядом друг с другом, а вот среднюю сестру занесло на юг страны. Анастасия Сергеевна на черноморское побережье переехала сразу же после замужества. В отличие от сестёр, женщина могла похвастаться стабильным достатком — бизнес по сдаче большого дома в туристический сезон приносил хорошие деньги.
Дети у Анастасии Сергеевны, что называется, удались. Старший сын, Игорь, выучился на юриста, открыл адвокатскую контору и в узких кругах был довольно известным специалистом. Младшая дочь Анастасии Сергеевны, Полина, продолжила дело родителей — вместе с супругом она тоже занималась гостиничным бизнесом.
У Анны было не всё так радужно. Детей женщина не нажила и официально замуж так и не вышла. Свою любовь она встретила незадолго до выхода на пенсию. С Николаем сожительствовала, мужчина был против оформления отношений в ЗАГСе. Лидии тоже не повезло — пятнадцать лет назад она похоронила единственного сына. Виктор очень рано начал пить, сгорел из-за своей зависимости в двадцать пять лет.
Анастасия Сергеевна ни старшую, ни младшую сестру не бросала. По несколько раз в год она принимала Лидию и Анну у себя, деньги отправляла по первому требованию и младшей, и старшей сестре. До недавнего времени Анастасия Сергеевна и не догадывалась, что и Лида, и Аня её откровенно используют. Оказывается, сёстры «дружили» против неё.
Полгода назад Анастасии Сергеевне позвонила младшая сестра и сказала:
— Мы скоро с Колей будем в ваших краях. Можно у тебя остановиться? Мужу кое-какие вопросы нужно решить в городе. Ты же знаешь, он уже четыре года борется за восстановление прав на наследование дома матери. Никак с братом договориться не может по поводу делёжки дома.
Анастасия Сергеевна противиться не стала:
— Конечно, приезжайте. Я комнату вам подготовлю. А чего Коля в суд не пойдёт? Вроде бы можно восстановиться в правах, даже если срок упущен. Только на это веские причины должны быть.
— Нет, Настя, поход в суд для нас не выход. Коля не знал о том, что мать у него умерла, но это разве серьёзный повод? Он с родителями и младшим братом двадцать лет почти не общался. Они из-за чего-то там поссорились. Коля мне причину так и не озвучил. Вот, пытается мирно договориться. Но пока, если честно, получается плохо.
Анастасия Сергеевна, как положено, подготовилась к встрече гостей. Минут за пятнадцать до своего приезда ей позвонила младшая сестра и сообщила, что они уже въезжают в коттеджный посёлок. Анастасия Сергеевна быстро поставила кастрюлю с овощным рагу на плиту — хотела подогреть еду и сразу покормить гостей с дороги.
В дом вошла только Анна, Николай почему-то остался в машине. Анастасия Сергеевна насторожилась и стала младшую сестру расспрашивать:
— Аня, а чего Коля твой не заходит?
Анна помыла руки и вытерла их кухонным полотенцем.
— Он на тебя обиделся, — заявила старшей сестре Анна Сергеевна.
— За что? — обомлела Анастасия Сергеевна, — я что плохого сделала твоему Коле?
— Ну, в прошлый раз ты недостаточно тепло его встретила, — сложила губы куриной гузкой младшая сестра, — мужу своему помогать заставила. Забор он у тебя чинил, а ты даже рюмки ему за это не налила! Разве так делается? Да и вообще, Настя, было видно, что ты нам не рада! Сестру, которая к тебе приезжает в лучшем случае три-четыре раза в год, уж можно было бы и уважить. И еще мне кажется, что к моему Коле ты относишься как-то предвзято. Я почему-то уверена, что он тебе не нравится!
Признание Анны Анастасию Сергеевну поразило.
— Ань, да ты что? С чего ты это взяла? Я к Николаю отношусь абсолютно нормально. Ты знаешь прекрасно, я никогда не лезу в чужие отношения. А что касается рюмки… Да не употребляет у нас дома никто, я и алкоголя-то не держу. Что же ты сразу не сказала? Я бы к соседу сбегала, наливки у него домашней взяла. Пригласи Николая, обед же остынет. Не будет же он всю неделю в машине ночевать!
Колю пришлось поуговаривать. Барин не сразу соизволил принять приглашение хозяйки дома. Анна со своим сожителем у Анастасии Сергеевны прожили почти десять дней, и всё это время гость и свояченицу, и свояка игнорировал. Со всеми за стол не садился, ел отдельно — после того, как все поужинают, Анна сожителю подавала еду. Грязную одежду Николай демонстративно бросал в хозяйский бочок, и Анастасия Сергеевна и его вещи тоже стирала в машинке. Николай за день мог перекинуться от силы тремя фразами со свояком, всё свободное время мужчина проводил в своей комнате — смотрел телевизор, то и дело гонял сожительницу на кухню то за бутербродом, то за фруктами, то за домашним квасом.
Муж Анастасии Сергеевны, Анатолий Степанович, много раз возмущался:
— Насть, тебе не кажется, что Колька здесь ведёт себя как хозяин? У меня такое ощущение, что я сюда в гости прихожу! Что это за выкрутасы? Что он тебе вообще позволяет?! По холодильникам ночью шныряет, станок мой потихоньку бритвенный берёт, думает, что я не замечаю. Ты сестре сделай внушение, пусть она объяснит своему сожителю, что так делать нельзя!
Анастасия Сергеевна прекрасно знала, что критику, высказанную в адрес любимого мужчины, Анна не воспримет. Ссориться ей с сестрой не хотелось, поэтому она просто терпеливо ждала, пока гости уедут.
Через месяц после отъезда Анны Анастасии Сергеевне позвонила Лидия.
— Настя, привет! Ну что, ждёшь ты меня?
Анастасия Сергеевна, пользуясь тем, что старшая сестра её не видит, закатила глаза.
— Здравствуй, Лидочка! Конечно, жду. А ты что, навестить меня хочешь?
— Да, планирую. У нас и лета толком нет, в этом году дожди хлещут, погода такая промозглая, у меня суставы ломит. Хотела немного оздоровиться, воздухом морским солёным подышать. Так можно я приеду? Да?
— Приезжай, конечно, — разрешила Анастасия Сергеевна, — примерно в каких числах тебя ждать?
— Ну, это от тебя зависит, — протянула Лидия Сергеевна, — Насть, у меня денег нет на билет! Придётся тебе помочь.
Анастасия Сергеевна вздохнула.
— Хорошо, Лид, я поняла. Тебе, как обычно, в спальном вагоне место нужно?
— Да, как обычно, — заявила Лидия Сергеевна, — ты же знаешь, дорогая, я не могу ехать в купе или уж тем более в плацкарте! Люди бывают разные, в поезде особенно стоит опасаться случайных попутчиков. Подмешают мне что-нибудь в чай и ограбят. И это в лучшем случае! Ты деньги мне перешли, я на ближайшую дату билет сегодня же куплю. Потом тебе позвоню.
Кстати, все поездки к ней Анастасия Сергеевна всегда спонсировала. У Лидии денег на билеты вечно не было. Путешествовать старшая сестра Анастасии Сергеевны предпочитала с комфортом — в спальном вагоне и желательно в полном одиночестве. На билеты всякий раз уходила кругленькая сумма, и Анатолий Степанович жену потом ругал:
— Ишь ты, королева какая! Спальный вагон ей подавай. Настя, пусть в плацкарте едет, что это за замашки? К нам приезжает твоя Лида минимум три раза в год, только на билеты уходит прилично денег, и это ещё не считая подарков. Твоя старшая сестра каждый раз умудряется у тебя что-нибудь да выпросить! В прошлый раз уволокла с собой нашу новую кофемашину. Давление у неё, видите ли, низкое, врачи ей хороший кофе порекомендовали пить!
Анастасия Сергеевна понимала, что муж прав, но ничего с собой поделать не могла. И за Лиду, и за Анну она чувствовала ответственность. Наверное, потому что у неё одной жизнь сложилась так, как и хотелось.
Лидия Сергеевна прибыла через три дня. Сестре она заранее позвонила и потребовала, чтобы её кто-нибудь встретил на вокзале.
— Таксисты, Настя, у вас в городе звери просто, — говорила она Анастасии Сергеевне, — половину моей пенсии за дорогу в один конец сдерут! Я что, миллионер?! Пусть Толик твой за мной приедет.
— Толик не может, — объяснила старшей сестре Анастасия Сергеевна, — его в городе нет, он в командировку уехал на три дня. Лид, возьми такси, я все расходы тебе компенсирую потом.
— Это что получается, я чемодан до стоянки сама тащить должна? — возмутилась Лидия Сергеевна, — нет, Настя, так дело не пойдёт! Пусть он тогда сын твой приедет. Игорь сам себе хозяин, может отлучиться на часик-другой. Настя, я жду! Поторопись, пожалуйста! Мне жарко, я боюсь, что давление упадёт.
Пришлось Анастасии Сергеевне звонить старшему сыну и просить его съездить за тёткой. Игорь Лидию Сергеевну привёз. Для Анастасии Сергеевны настало тяжёлое время — Лидия Сергеевна постоянно капризничала, от сестры она требовала особого отношения.
— Настя, я хочу прогуляться к морю, — каждое утро говорила Лидия Сергеевна сестре, — бросай все свои дела и проводи меня!
— Я не могу, Лида, — объясняла старшей сестре Анастасия Сергеевна, — у меня заселение через час, люди приедут, я должна им комнату показать, постельное бельё выдать, инструктаж провести! Я не могу всё бросить и уйти. Ты же прекрасно понимаешь, что в гостиничном бизнесе очень важна репутация. Если люди вовремя не заселятся, то обязательно оставят обо мне отзыв как о недобросовестном арендодателе. Пострадает моё доброе имя! Лида, ты же знаешь дорогу. Сходи сама.
— Вот ещё, — фыркала Лидия Сергеевна, — в такую даль одной пешком топать? Спасибо большое, Настя, за отличный отдых! Из-за тебя придётся весь день провести в душной комнате!
Постояльцы Лидии Сергеевне мешали, она позволяла себе посторонним людям делать замечания, требовала, чтобы в определённое время никто ни в доме, ни уж тем более во дворе под её окнами не шумел. Гости жаловались Анастасии Сергеевне, та проводила со старшей сестрой беседы, которые Лидию Сергеевну раздражали. Через четыре дня вздорная пенсионерка решила переехать — сестра Анастасии Сергеевны потребовала:
— Позвони Полине, пусть она для меня отдельный номер подготовит! Уж лучше, Настя, жить в гостинице, чем у тебя! Здесь же проходной двор, спать невозможно! Постояльцы твои — люди абсолютно беспардонные, могут заявиться поздно ночью, меня разбудить. А я должна ночью высыпаться, чтобы днём себя хорошо чувствовать! Давай, звони Полине, пусть меня забирает.
Анастасия Сергеевна попыталась переложить ответственность за свою родственницу на дочь, но Полина в категоричной форме отказалась:
— Не надо, мама, тётю Лиду сюда привозить! Я прекрасно знаю, какой у неё тяжёлый характер, мы не уживёмся. Да после её проживания в мою гостиницу ни один нормальный человек больше не заселится, дурная слава сразу же пойдёт! Мам, ты извини, но тётю Лида я принять у себя не могу. Да и места у меня нет, у меня всё забито! Бронь на месяц вперёд.
Лидия Сергеевна в гостях у младшей сестры пробыла всего пять дней, потом заставила купить ей обратный билет и отбыла восвояси. Анастасия Сергеевна недоумевала — Лидия и раньше была вздорной, но в этот раз она точно перегнула палку. Анна, кстати, Анастасии Сергеевне позвонила и высказала той своё недовольство:
— Лида очень расстроена, — говорила она старшей сестре, — говорит, что больше к тебе никогда в жизни не поедет! Ты с Колей отношения умудрилась испортить, а теперь и с Лидой рассорилась? Разве так делается? Чужие люди, Настя, тебе дороже родственников. Ну конечно, у тебя же одни деньги на уме, про хорошие отношения к родным сёстрам ты давно уже забыла!
Осень и зима прошла спокойно, в этом году к Анастасии Сергеевне на Новый год в гости никто не напросился. В марте следующего года хозяйка гостиничного бизнеса решила съездить в свой родной город — она каждый год старалась навещать могилы матери и отца. Планировала задержаться на пару дней или у старшей, или у младшей сестры, но нарвалась на отказ. Анна по телефону сестре объяснила:
— Ты извини, Насть, но у меня остановиться не получится. Ты же знаешь, как Коля к тебе теперь относится! Я уверена, что ему твой приезд доставит много неудобств. С мужем, Настя, я ссориться не готова даже ради тебя! Ты Лиде позвони, может быть, она пустит к себе тебя на пару дней.
Лидия Сергеевна Анастасии тоже отказала:
— Мне кажется, это плохая идея, — заявила старшая сестра, — впечатление о прошлой поездке к тебе остались негативные, я пока не готова, Настя, тебя видеть. Места в моей квартире для тебя нет.
Анастасия Сергеевна забронировала гостиницу и для себя сделала определённые выводы. Больше одной, ни второй в её доме не будет. Никаких поездок за её счёт, подарков и бесплатного проживания. Анастасия Сергеевна почему-то была уверена, что ближе к лету обе сестры забудут о своих обещаниях.
Анастасия Сергеевна родилась тринадцатого июня. К празднику женщина готовилась, она планировала собрать друзей, близких и отметить своё шестидесятипятилетие. Сестёр на торжество не пригласила принципиально. Первой «отметилась» Лидия Сергеевна — она, как ни в чём не бывало, позвонила младшей сестре и поинтересовалась, почему та до сих пор не купила ей билет.
— Сегодня проверила карту — денег нет! Обычно ты числа одиннадцатого мне скидываешь на билет, я уже и подарок тебе купила!
— Не будет денег, — объяснила старшей сестре Анастасия Сергеевна, — и тебя на моём дне рождения тоже не будет! Пользуясь случаем, хочу сказать: больше у себя я тебя не приму! Можешь даже не пытаться отдохнуть за чужой счёт. Если приедешь, то заплатишь за аренду комнаты, как все туристы.
— Настя, ты обалдела? — разозлилась Лидия Сергеевна, — почему я тебе платить должна? Всегда же бесплатно было. Как я к тебе приеду, если ты денег мне не вышлешь? У меня нет возможности раскатывать на поезде несколько раз в год. Пенсия крошечная! Давай, деньги отправляй. Я жду!
— То было раньше, усмехнулась Анастасия Сергеевна, — я же сказала, Лида, что больше ни рубля ни ты, ни Аня от меня не получите! Теперь я даже с родственников деньги за проживание брать начну. А то сели на шею: билеты в оба конца купи, развлеки, подарки собери. Хватит, лавочка прикрыта!
Лидия Сергеевна бросила трубку, через пару минут телефон снова зазвонил.
— Вторая объявилась, — проворчала Анастасия Сергеевна перед тем, как взять трубку.
— А чего это ты нас в гости не ждёшь, что ли? — вместо приветствия спросила Анна, — мы собрались уже, Коля машину заправил. Я жду, когда ты позвонишь, пригласишь. А ты молчишь!
— Не жду — честно ответила Анастасия Сергеевна, — более того, я вас видеть не хочу! Лидии я только что об этом сказала. Больше никаких отпусков, сюда можете не приезжать. В свой дом я вас больше не пущу!
— Вот ты какая, — укорила старшую сестру Анна, — правильно Лида говорит. Жадная ты! Мы, небось, когда уезжали, ты со своим муженьком кости нам перемывала, считала, сколько мы съели и воды истратили? Правильно Лида сделала, что два года назад завещание в мою пользу написала! Обойдёшься, ничего тебе из квартиры старшей сестры не достанется!
— Да? Ну ладно, — протянула Анастасия Сергеевна, — не больно-то уж и хотелось! Ничего мне от вас не надо, больше с вами я общаться не хочу. Живите сами, как хотите! Помогайте друг другу, отдыхайте друг у друга. А мне трезвонить перестаньте. Всего вам доброго и крепкого здоровья!
Анастасия Сергеевна, конечно, расстроилась, когда узнала о том, что Лидия заранее написала завещание. И обидела её не мысль, что ей теперь не достанется половина двухкомнатной квартиры. Нужды в деньгах пенсионерка не испытывала, у неё всё было. Просто возмутил сам поступок — получается, Лидия не считает её близким человеком? Даже за сестру не держит? Ни с Анной, ни с Лидой Анастасия Сергеевна больше не общается. Те теперь тоже не навязываются — видимо, оскорбились до глубины души.