— Никуда я не пойду, — в ответ на просьбу дочери возмутилась Нина, — откуда у меня деньги, чтобы квартиру снимать? Твой муж обещал, что нас с Диночкой не выгонит. Если тебе плохо со свекровью живется, то переезжай сюда. Одну комнату я тебе и твоим детям выделю. Заодно порядок тут наведешь! Я одна с хозяйством не справляюсь.
Нина всегда считала себя прекрасной матерью. Она всегда была уверена, что детей воспитала правильно. Старшая Катя рано повзрослела, из дома ушла буквально на следующий день после совершеннолетия и сейчас предпочитала как можно реже видеться с матерью. Нина не понимала, за что та на неё обижалась. Вроде бы ничего предосудительного по отношению к старшей дочери она никогда не совершила, любила и баловала ровно так же, как и младшенькую.
На этот счёт у Кати было свое мнение. Уже взрослая женщина матери до сих пор не могла простить развод с отцом. В том, что у нее не было детства, Екатерина винила родительницу. Михаил, отец Кати, через два года после рождения дочери узнал, что у супруги есть другой мужчина. Спасать семью он не стал, просто подал на развод, выгнал Нину и Катю их своей квартиры и навсегда вычеркнул из жизни не только бывшую жену, но и дочь.
Нина сразу же во второй раз вышла замуж. У Кати с отчимом отношения не сложились. Виктор был человеком грубым, деспотичным и при этом абсолютно несамостоятельным. Нина своему второму мужу заглядывала в рот, а тот только пил и буянил, через день поколачивал и супругу, и маленькую Катю. Когда родилась Дина, мать вообще перестала на старшую обращать внимание, она была занята куда более важными делами. Виктор дочь любил, он никогда на Дину даже голоса не повышал, в то время как Катю за любой проступок наказывал физически.
Став старше, девочка начала возмущаться. Она пыталась защититься от нападок буйного отчима, просила мать, чтобы та развелась и ушла от тирана. Нина такие разговоры сразу пресекала — она отвешивала Кате подзатыльник и зло цедила:
— Мала ещё советы мне раздавать! Без тебя знаю, как жить. Не лезь не в своё дело, лучше иди с Диночкой погуляй. Видишь, отец не в настроении!
— Он мне не отец, — заявляла Катя, — он мне никто!
— Он тебя с трех лет воспитывает, — рявкала Нина, — будь любезна относиться к нему с должным уважением. Твой папаша после развода ни разу не пришёл тебя повидать, он тебе ни разу не позвонил и ни рубля не дал на твоё содержание! А Виктор всё время рядом. Да, он человек со сложным характером, но ко всему можно привыкнуть. Если бы ты поменьше огрызалась, то к тебе относились бы лучше. Давай, прекрати лясы точить, отправляйся на улицу. Часа три с Диночкой погуляй, потом возвращайся. Я надеюсь, Витя к этому моменту уже уснёт.
Дина росла избалованной. В семье работала только Нина, Виктор перебивался случайными заработками и денег домой практически не приносил. Даже при весьма скромном достатке она умудрялась баловать младшенькую, при этом во всём ущемляя старшую. Кате было обидно: Дине покупалось десятое нарядное платье, а ей не было денег даже на новую спортивную форму. Любые возмущения Нина сразу пресекала:
— Вот когда начнёшь зарабатывать, тогда и будешь решать, на что свои деньги тратить! Чем тебя твоя старая форма не устраивает? Да, коротковата немного, но на физкультуру пойдёт! Я, Катя, миллионов не зарабатываю, всю семью одна тащу на своём горбу. Могла бы сказать спасибо за то, что ты одета и сыта. Диночка маленькая, она в садик ходит, как ее не наряжать? Ты что же хочешь, чтобы другие дети смеялись над твоей сестричкой? Чтобы говорили, что она хуже всех? Прекрати истерику! Учебный год скоро закончится, к осени я куплю тебе новую форму. Не придётся это донашивать.
Катя, конечно, искала варианты заработать, поэтому летом, во время каникул, мыла машины и помогала старушке-соседке с уборкой, за что получала небольшие суммы. Деньги у Кати отбирала мать и тратила их потом по собственному усмотрению. В основном, на сожителя и младшую дочь. Катя никогда не чувствовала себя нужной. Девочка рано поняла, что ей придётся рассчитывать только на себя.
С Владом Катя познакомилась в пятнадцать. Взрослый парень, звезда местной футбольной команды, ухаживал красиво, только Кате он совсем нравился. Влада нельзя было назвать красавцем, было в его внешности что-то отталкивающее. Катя долго думала, стоит ли вообще соглашаться на эти отношения, даже с лучшей подругой по этому поводу советовалась.
— А ты знаешь, Катька, я бы согласилась, — говорила ей подруга, — мне кажется, Влад этот твой — человек приличный, будет тебе помогать, деньги давать, если понадобится. А что касается сближения… Так и скажи ему, что до восемнадцати лет ни-ни! А потом потерпишь, привыкнешь… Он же не дурак, чтобы закон нарушать? Ему карьера важна. От Влада будет куда больше толку, чем от наших местных пацанов. Вон, Борька сколько за мной ухаживал? Свидания в заброшенной кочегарке устраивал, цветы охапками носил. А как своего добился, так сразу бросил, с Надькой вон из соседнего подъезда встречается! Не упускай шанс, может быть, этот Влад тебе устроит красивую жизнь.
Катя последовала совету подруги. Год она встречалась с Владом и тот действительно в её сторону никаких поползновений не делал. Зато полностью свою возлюбленную обеспечивал. Катя теперь не переживала по поводу одежды, обуви и развлечений. Влад по первой просьбе покупал ей всё, что нужно. От матери эти отношения долго скрывать не получилось — Нина стала замечать, что у дочери в гардеробе появились обновки. Устроила допрос с пристрастием, и Катя раскололась.
— Вырастила на свою голову, — орала Нина, охаживая старшую дочь половой тряпкой, — позорище! Ты в подоле ещё принеси, и добей меня окончательно! А я-то думаю, почему на меня соседи так смотрят? Да потому что дочь у меня по рукам пошла!
— Мама, — оправдывалась Катя, — между нами ничего нет. Мы просто встречаемся. Честное слово, мам! Влад на самом деле очень хороший. Да, он некрасивый, но не жадный. Надо мной одноклассники смеяться перестали, я теперь выгляжу нормально. У меня есть одежда и косметика.
— Не жадный, говоришь, — протянула Нина, — ну-ка пригласи-ка своего ухажёра к нам в гости. Хочу на него посмотреть.
— Да как я его сюда приведу? — потирая рукой ушибленное бедро, поморщилась Катя, — дядя Витя постоянно пьяный валяется. Не дай бог ещё драку устроит!
Нина немного помолчала и дочери сказала:
— Витька я беру на себя. Завтра отправлю его мамаше в гости, давно он родительницу не проведывал. Вернётся поздно в невменяемом состоянии — дорогая свекровушка, пока с сыном пару литров сивухи не выпьет, не успокоится.
Влада Катя в гости пригласила, молодой человек приехал. Нина подробно расспросила потенциального взятия, узнала, сколько он зарабатывает, гоняя по полю мяч. Поинтересовалась, какие планы у него на Катю. Влад ответил честно:
— Вашу дочь люблю. Хотел бы на ней жениться. Если, конечно, Катя согласится…
— Да согласится, куда она денется, — всплеснула руками Нина, — я вас благословляю! Но, Влад, предупреждаю сразу: чтобы никаких неожиданностей в виде беременности до её совершеннолетия! Мне позор не нужен!
Влад молча кивнул. Он не собирался ни к чему принуждать Катю. Ждал, когда его любимая девушка будет морально готова к более серьёзному шагу.
Катя замуж за Влада выходила не по любви. Девушка просто хотела сбежать подальше от матери, отчима и наглой сестрицы. Дина истинного отношения к Кате никогда не скрывала, она в лицо ей говорила, что терпеть не может. Пакостила нарочно и делала всё, чтобы Катя была лишний раз наказана. Доброго к себе отношения Дина не замечала.
Свадьбу сыграли скромную. Влад предлагал Кате сыграть пышное торжество, но она отказалась. После бракосочетания переехали в съемную квартиру — Катя не пришлась по душе свекрови. Влад много работал, помимо спортивной карьеры молодой мужчина занимался развитием бизнеса — вместе с другом он основал небольшую фирму по ремонту бытовой техники и гаджетов.
С матерью Катя не общалась, они поссорились. Нина настояла на том, чтобы прийти на роспись в ЗАГСе и своими высказываниями чуть не испортила праздник:
— Катя, у тебя что, совсем вкуса нет? Что это за балахон? Это разве свадебное платье? Надо было хоть посоветоваться, на примерку меня с собой взять. Ей-богу, стыдно за тебя! Хорошо еще, что родственников не приглашали.
— Мама, это моя свадьба, — обиделась Катя, — я купила то платье, которое мне понравилось! Почему я должна спрашивать у тебя каких-то советов? Пожалуйста, не порти мне настроение. Я не хочу с тобой ссориться в этот важный для меня день!
— Да, конечно, мать тебе ведь не нужна! — взвилась Нина, — нашла богатенького мужа и забыла о нашем существовании. Даже на свадьбу приглашение выпрашивать пришлось, ты же не соизволила пригласить свою семью на роспись! Мне очень обидно, что Вите ты запретила приходить. Он, между прочим, тебя вырастил!
Пять лет Катя с мужем прожили в съёмной квартире. Влад деньги, которые он зарабатывал, старался откладывать — он хотел как можно скорее собрать крупную сумму и купить квартиру без всяких кредитов и ипотек. Во время игры Влад получил травму, восстановиться после неё так и не смог, поэтому с карьерой футболиста пришлось завязать. Подался мужчина на службу, стал пограничником по контракту. Работа была довольно тяжёлой, восемь-десять месяцев в году Влад проводил в командировках. На тот момент у супругов уже родился сын, и Катя в одиночку занималась его воспитанием.
После ухода из спорта Влад всё же решил обеспечить семью собственным жильём. Деньги, которые он несколько лет откладывал, использовал как первоначальный взнос — ипотеку на одну треть от стоимости трёхкомнатной квартиры всё же пришлось оформить. В трёшку Влад перевёз свою семью и отбыл в первую длительную командировку.
Катя в принципе и с ребёнком, и с бытом справлялась. По мужу она скучала, но нытьём Владу не докучала — понимала, что супруг старается для семьи. Где-то через три месяца после переезда ей позвонила мать и слёзно попросила:
— Катенька, пожалуйста, приюти нас с Диночкой! С Виктором жизни совсем не стало, он руки распускает, меня только что избил. Дине тоже досталось, сказал, чтобы мы собирали свои манатки и убирались, потому что жить, видите ли, мы ему мешаем. Идти некуда! Катенька, я прошу тебя, позволь нам хотя бы несколько дней у тебя перекантоваться! А потом я что-нибудь придумаю.
Катя не очень-то и часто общалась с матерью. Близких отношений между ними в принципе никогда не было, но родительницу, оказавшуюся в сложной жизненной ситуации, она всё же пожалела.
— Ладно, приезжайте. Я сейчас тебе адрес напишу. Мама, сколько раз я тебя просила уйти? Я не пойму, зачем ты терпела издевательство над собой? Виктора лечить нужно, он — больной человек! Мне кажется, его даже клиника уже не спасёт.
— Я жалею о том, что тебя не послушалась, — всхлипнула мать, — Кать, ты, пожалуйста, такси нам вызови. Витька из кошелька даже мелочь выгреб, поэтому, собственно, скандал между нами и произошёл. У меня совсем денег нет!
Катя перевезла мать и сестру к себе, выделила им самую большую комнату, помогла распаковать вещи. Даже выслушала претензии младшей сестры — Дине её спальня не понравилась.
— Я не очень-то хочу в одной комнате жить с мамой, — заявила она сестре, — я привыкла перед сном со своим молодым человеком по видеосвязи разговаривать, а она мне будет мешать! Подслушивать! Никакого личного пространства.
— Потерпишь, — вздохнула Катя, — только эта комната свободна. Дин, мне кажется, что сейчас ты немного не в том положении, чтобы мне условия ставить. Давай как-то мирно сосуществовать? Мне не нужна ругань, я хочу жить спокойно!
Дина фыркнула, но промолчала. Дальше провоцировать сестру она не стала.
Нина клятвенно обещала помогать дочери и по хозяйству, и с внуком, и с продуктами. Всего несколько дней после переезда матери обошлось без скандалов, а потом Нина, видимо, окончательно привыкнув, стала делать дочери замечания, раздавать советы и высказывать претензии. С переездом младшей сестры и матери работы у Кати прибавилось, по хозяйству ей никто не помогал. Шестнадцатилетняя Дина отказывалась заправлять за собой постель, мыть посуду и готовить.
— Делай всё сама, — рявкала младшая сестрица, — мне на учёбу надо. Я и так из-за тебя постоянно опаздываю. Живёшь в краю географии, час приходится в автобусе трястись, чтобы до шараги доехать. А вечером я возвращаюсь уставшая, мечтаю только об одном: поесть и прилечь. Что тебе делать? Ты не работаешь, весь день дома с ребёнком сидишь. Вот и убирайся!
Нина младшую дочь поддерживала. Женщина возвращалась с работы и постоянно возмущалась тем, что её должным образом не встречают:
— Я должна прийти с работы и сразу же сесть за накрытый стол! — выговаривала она дочери, — вечно приходится ждать, пока ты расшевелишься и на стол накроешь! Могла бы и ванну к моему приходу набрать. Знаешь прекрасно, что я ровно в семь вечера вхожу в эту квартиру.
— Да вот ещё, — огрызалась Катя, — красную дорожку перед твоими ногами не выстелить? Мама, ты не инвалид, ты можешь сама о себе позаботиться. Хватает того, что я готовлю на вас всех и порядок в квартире поддерживаю. Вы с Диной абсолютно ничего делать не хотите, живёте на всём готовом! Мама, пожалуйста, прекрати каждый день принимать ванну. Можно ведь обходиться и душем. Ты себе представляешь, какой счёт в конце месяца принесут за воду?
— И что, грязной теперь ходить? — возмущалась Нина, — что там в этом душе намоешь? Да и горячая ванна помогает расслабиться после тяжёлого дня. Катька, не указывай! Тоже мне, нашлась хозяйка!
Нина то уходила, то возвращалась, она жила в квартире Кати набегами. Когда Екатерина сделала, наверное, главную ошибку в своей жизни, Нина как раз проживала вместе с ней. Катя, соскучившись по мужскому вниманию, решила сходить на встречу одноклассников, встретила свою первую любовь. У них как-то быстро все закрутилось, и Катя, месяц промаявшись, забрала ребёнка и ушла к своему бывшему однокласснику. Нина, воспользовавшись ситуацией, тут же позвонила зятю и всё ему рассказала:
— Влад, я прошу прощения за дочь! Я никогда бы не подумала, что Катя окажется такой легкомысленной. Ты не волнуйся, я тебя без поддержки не оставлю! Влад, у меня к тебе будет просьба. Пока тебя нет, можно мы будем жить с Диной в твоей квартире? Возвращаться к бывшему мужу я не хочу, в наших отношениях я поставила уже точку. А снимать квартиру… Сам понимаешь, зарплата у меня не такая большая, чтобы я могла себе это позволить. Да и за квартирой присмотр будет. Я обещаю содержать её в чистоте и порядке.
Влада, конечно, новость об измене супруги подкосила. Через несколько месяцев после ухода Кати он вернулся в родной город и решил обсудить с пока ещё законной женой планы на ближайшее будущее. Катя, к тому моменту уже пожалевшая о своём опрометчивом решении, стала просить у него прощения.
— Влад, прости, пожалуйста. Я не знаю, как так вышло. Я очень перед тобой виновата, я признаю. Дай мне, пожалуйста, последний шанс. Я обещаю, что больше тебя я никогда не предам! Артём нарисовал мне красивую картинку, задурил голову, а я поверила… Тебя очень долго не было, и… Сын по тебе очень скучает. Влад, давай попробуем ещё раз?
Влад супругу простил. Катю он любил, А без сына вообще своей жизни не представлял. Семья воссоединилась. Жену и ребёнка Влад перед тем, как отбыть в очередную командировку, перевёз к родителям. Мужчина хотел, чтобы Катя была под присмотром.
Жизнь со свекровью как-то сразу не заладилась. Отец Влада тоже регулярно закладывал за воротник, устраивал скандалы, нападал на жену, на невестку и даже на маленького внука. Катя прожила со свёкрами три месяца, потом позвонила мужу и сказала, что хочет вернуться в свою квартиру. Влад не протестовал.
— Хорошо, переезжай. Мама мне звонила, говорила, что отец там вытворяет. Кать, я вернусь из командировки и напишу рапорт о переводе. Устал я мотаться по городам. Да, немного потеряю в зарплате, но зато постоянно буду рядом.
Катя обрадовалась: все её проблемы потихоньку решались. Осталось только мать из квартиры выселить и переехать. Причём сделать это нужно было как можно скорее: свёкор, каждый вечер возвращаясь с работы в подпитии, грозился выгнать невестку и внука на улицу посреди ночи. Свекровь, конечно, заступалась, но отец Влада не очень-то и прислушивался к словам супруги. Катя боялась остаться ночью вместе с сыном на улице.
Нине просьба дочери не понравилась. Кате она заявила, что съезжать никуда не собирается:
— Да иди ты к чёрту со своими требованиями, — окрасилась Нина, — никуда мы с Диночкой не съедем, нам и здесь хорошо. Мы уже обжились, у каждой своя комната, мы друг другу не мешаем. Я вообще считаю, что Влад совершил ошибку, когда тебя простил! Зачем ему гулящая жена? Я обязательно по этому поводу с ним поговорю. Пусть лучше на Диночку обратит внимание, она — умница, таким мужем, как Влад, уж точно будет дорожить!
Катя возмутилась:
— Мам, ты что говоришь такое? Ты пытаешься моего мужа свести с моей сестрой? Совсем совесть растеряла? Освобождайте квартиру, мне нужно переехать как можно скорее! Свёкор точно такой же, как и отчим. Тоже пьёт и руки распускает. Я переживаю за ребёнка! Сколько дней тебе нужно на то, чтобы освободить квартиру?
— Да никто её освобождать не будет, — усмехнулась Нина, — я же сказала! Жильё это принадлежит твоему мужу, вот с ним и будем беседовать. Я уверена, что Влад пойдёт мне навстречу и на улицу нас с девочкой не выгонит.
— Мне силой вас вышвыривать, что ли? — разозлилась Катя.
— Если тебе так мешает свекор, то ты можешь приехать, — милостиво разрешила дочери Нина, — выделю тебе самую маленькую комнату. Заодно и меня от домашней работы избавишь. Надоело мне ползать с тряпкой по углам! Ну что, приедешь? По дороге продуктов купи, у нас холодильник пустой!
Выселял тещу Влад. Нина, собирая вещи, громко кричала на хозяина квартиры, обзывая его подкаблучником и тюфяком. Катя живет вместе с мужем и сыном, Влад старается лишний раз не вспоминать об измене супруги. Отношения постепенно налаживаются, Катя строго следит за тем, чтобы никто не нарушал покой ее маленькой семьи.