— Заберите вы себе эту квартиру, я на съемную уйду, — теряя терпение, кричала на родителей Юлия, — как долго вы еще надо мной издеваться будете? Из-за вас у меня нет личной жизни, из-за вас я в сорок лет не замужем! Прекратите сюда приезжать, больше я вас на порог этой квартиры не пущу!
Галина Сергеевна до сих пор чувствовала беспокойство и ответственность за свою взрослую дочь. Тридцатидевятилетняя Юля без ведома мамы не могла и шагу ступить. Как только Галина Сергеевна узнавала, что наследница собиралась сделать какую-то крупную покупку, отправиться в отпуск или ещё как-то разнообразить свою жизнь, то тут же хваталась за сердце — она звонила дочери и требовала ответа.
Незадолго до отпуска мать позвонила дочери и поинтересовалась:
— Юля, я не пойму, а ты куда-то собралась? — Галина Сергеевна, переговорив с информатором, и разузнав о планах, тут же набрала Юлю, — какой ещё отпуск? Да ещё и за границу намылилась! У тебя что, инстинкт самосохранения напрочь отсутствует? Разве можно одной отправляться в эту дикую страну?
— Мама, а ты откуда знаешь? — искренне удивилась Юля, — я только недавно путёвку в Турцию купила, вот буквально три дня назад! Я не пойму, кто тебе на меня стучит?! Как ты, живя в другом городе за триста километров от меня, умудряешься знать абсолютно все подробности моей жизни?
— Это неважно, — рявкнула Галина Сергеевна, — отвечай мне на вопрос: зачем ты собралась в отпуск?
— Чтобы отдохнуть, мама, — Юля, объясняя очевидные вещи, начала выходить из себя, — год прошёл, все эти одиннадцать месяцев я впахивала в поте лица, и теперь имею законное, между прочим, право на полноценный отдых! Купила путёвку я за свои деньги, у вас ничего не прошу. Что тебя не устраивает?
— Юля, нормальные дети, уважающие и любящие своих родителей, отпуск проводят рядом с ними, — гаркнула Галина Сергеевна, — сдавай свою путёвку и приезжай к нам. У нас на даче столько работы! Помидоры нужно подвязать, огурцы начали первый урожай давать. Скоро банки надо будет закатывать. Я что, опять должна со всем этим возиться одна? Я всё сказала! Завтра жду тебя дома!
— Мама, я никуда не поеду, — возмутилась Юля, — я не смогу уже сдать путёвку. Я же объясняю, что три дня до вылета всего осталось, мне денег никто не вернёт. Да и не буду я этого делать! Я заслужила отпуск, и провести его хочу в хорошем отеле рядом со средиземным морем.
Юля разозлилась и бросила трубку, а Галина Сергеевна рванула к домашней аптечке. Уже много лет мать и дочь не могли прийти к компромиссу — Галина Сергеевна до сих пор требовала от Юли полного подчинения. Супруг боевой пенсионерки, отец Юли, в вопросы их взаимоотношений не вмешивался, Галина Сергеевна уже давно загнала Александра Андреевича под каблук, и права голоса в собственной семье он не имел. Юлю, конечно, жалел, но никогда за дочь не заступался — себе было дороже вступать в конфронтацию с дражайшей супругой.
Юлия, немного успокоившись после очередного скандала с мамой, задумалась. Она пыталась понять, откуда родительница узнала про путёвку:
— Это точно не совпадение, — самой себе говорила Юля, — мать ведь точно знает, куда я собралась лететь. Значит, ей кто-то донёс! Кто? В принципе, планы на отпуск я ни от кого не скрывала, но коллеги вряд ли знакомы с моей матерью. Остаются только подруги или родственники. Ну и как найти стукача? Господи, когда я наконец-то смогу жить так, как хочу? Сил больше нет терпеть мамины выходки!
Юля тогда ещё не подозревала, что личным информатором Галины Сергеевны уже много лет служила её близкая подруга, и по совместительству троюродная сестра Ольга. Именно она выкладывала тётке все секреты Юли. Идти на поводу у властной родительницы женщина не собиралась, поэтому спокойно улетела в отпуск. Телефон она нарочно выключила, о чём по прилёту пожалела — уже в аэропорту её ждал неприятный сюрприз.
Юля шла к выходу, уткнувшись в телефон. Остановиться ее заставил громкий окрик — кто-то звал ее по имени:
— Юля! Немедленно остановись!
Юлия вздрогнула. Обернувшись, она увидела мать. Галина Сергеевна бросилась к дочери, громко вереща:
— Юля, это что такое? Ты почему не приехала? Я тебе разве разрешала куда-то лететь?! Немедленно отвечай!
Юлия по привычке втянула голову в плечи. Еще скандала ей на публике не хватало! Юля схватила маму за рукав и тихонько пробормотала:
— Мама, я так рада тебя видеть! Ты почему не предупредила меня о том, что приехала? Давай доберемся до дома и там спокойно поговорим?
— Нет, ты мне ответь, — бушевала Галина Сергеевна, — скажи, что ты себе позволяешь? Почему я должна за тебя переживать? Ты меня вынудила все бросить и приехать сюда, отец один на хозяйстве остался. Юля, ты почему меня не слушаешь?!
Юле стоило огромных трудов уговорить мать не скандалить при людях. Домой ехали молча, Юля злилась. Только добравшись до квартиры, она дала волю чувствам:
— Это что такое? Ты почему меня позоришь? Зачем ты явилась? Мама, как это понимать?
— Я за тебя переживаю, — гнула свою линию Галины Сергеевна, — я за эти две недели глаз не сомкнула. Вообще не спала, ни часочка! Я и подумать не могла, что ты меня ослушаешься, Юля! Договаривались же, что отпуск свой ты проведёшь рядом с нами. Хорошо ещё, что дозвониться до подруги твоей удалось, она мне и сказала, что ты в отпуск укатила. Успокаивала меня ещё, не волноваться просила. Хамка!
— Мама, — схватилась за голову Юля, — когда ты перестанешь меня позорить? Кому ты звонила? Откуда вообще у тебя контакты моих подруг? Прекрати меня контролировать, я уже давно взрослая, мне скоро сорок лет! Я не собираюсь всю жизнь сидеть возле твоей юбки. Дай мне свободу, которую я заслуживаю! Я работаю, сама себя обеспечиваю, вам ещё финансово помогаю. Что ты ещё от меня хочешь?! Ты не даёшь мне устроить отношения, ты отваживаешь от меня всех мужчин. Вспомни Влада! Мы, между прочим, жениться собирались, а ты всё испортила!
О своём бывшем Юля вспоминать не любила. С Владиславом она познакомилась четыре года назад и рассталась совсем недавно. Действительно, Галина Сергеевна сделала всё, чтобы дочь избавить от общества не понравившегося ей мужчины. С Владом Юля провстречалась три года, и всё это время она эти отношения от матери держала в тайне.
Галина Сергеевна к дочери в гости всегда приезжала без предупреждения, но Юля благодаря своей смекалке сумела сделать так, чтобы встреча родителей и Влада не состоялась. Любимого мужчину она ухитрялась выставить из квартиры буквально за несколько минут до приезда матери и отца.
Влада поведение невесты искренне возмущало:
— Юль, чего ты себя ведешь, как подросток? Чего мы прячемся? Давай я по-человечески познакомлюсь с твоими родителями, скажу им, что на тебя имею самые что ни на есть серьезные планы. Ну что такое? Почему я раз в месяц должен в спешке собирать свои вещи и сбегать отсюда?
— Дорогой, потерпи, пожалуйста, — умоляла Влада Юля, — у моей матери скверный характер, я боюсь, что она будет против нас с тобой. Козни начнёт строить, пакостить — она всё сделает, чтобы нас с тобой рассорить. Давай мы просто, как и планировали, тихонько распишемся, а я потом просто родителей поставлю перед фактом. Уж запрещать мне жить с моим законным мужем они точно не посмеют!
Планам Юли было не суждено сбыться. Галина Сергеевна откуда-то пронюхала о том, что её дочь начала встречаться с мужчиной, приехала и устроила скандал. Больше всего мать возмутило то, что её потенциальный зять — простой работяга, а не как минимум владелец бизнеса.
— Дожилась, — орала на Юлю Галина Сергеевна, — тайком с мужиком встречаешься, а я об этом от посторонних людей узнаю! Зачем этот Влад тебе нужен? Какое он тебе будущее со своей крошечной зарплатой обеспечит? Ты — начальник, а он — грузчик!
— Успокойся, мама, — просила Юлия, — он не грузчик, он — врач. Да, зарабатывают немного, но разве это важно? Я не привыкла к роскошной жизни, мне и этого хватит. Мам, пожалуйста, не пытайся нас рассорить, я не хочу его терять. Я его люблю!
Убеждала родительницу Юля долго. Галина Сергеевна сделала вид, что с выбором дочери смирилась. Она попросила Юлю пригласить Влада в гости, чтобы познакомиться. На «смотринах» пенсионерка закатила грандиозный скандал: она Влада оскорбляла, кричала, что он недостоин её дочери, один раз даже замахнулась полотенцем. Влад не выдержал — ушёл и больше к Юле не вернулся. Растоптанная выходкой матери женщина много раз пыталась поговорить со своим любимым, но Влад сначала на контакт не выходил, а потом сказал:
— Ты извини меня, конечно, Юль, но у нас с тобой ничего не получится. Я не хочу родниться с таким отвратительным человеком, как твоя мать! Знаешь, как говорят: если хочешь узнать, какой будет твоя жена, то посмотри на тещу. Мне такого счастья не надо! Тебе уже давно за тридцать, а ты до сих пор зависишь от мнения мамы. Что за жизнь у нас с тобой будет? Не ищи меня больше, я не хочу тебя видеть!
От разрыва Юля отходила долго, огромным усилием воли она заставила себя начать жизнь заново. Галина Сергеевна эффектом, произведённым на потенциального зятя, осталась довольна.
Мать Юли полагала, что она может распоряжаться жизнью единственной дочери только по одной причине: Юля жила в её квартире. Двушка в большом городе была куплена давно, почти десять лет назад. Галина Сергеевна сначала отселила дочь и дала ей почувствовать себя свободной, но потом вожжи быстро натянула: Юлия начала встречаться с парнями, раннее замужество в плане Галины Сергеевны не входило. Ее единственная дочь сначала должна была стать востребованным специалистом, начать зарабатывать хорошие деньги, чтобы обеспечить родителям достойную старость. А уже потом думать о себе.
Замуж Галина Сергеевна Юлию не отпускала, но зато регулярно капала ей на мозги по поводу внуков.
— Ты нормально зарабатываешь, можешь обеспечить ребёнка, — говорила дочери Галина Сергеевна, — чего тянешь? Ещё лет пять, и всё, ты никогда не родишь. А мы с отцом о внуках мечтаем! Мы хотим почувствовать себя бабушкой и дедушкой. Как родители мы себя полностью реализовали, долг перед тобой выполнили, теперь хотим понянчиться с внуком или внучкой. Ты вообще о детях думаешь?
На глупые вопросы матери старалась не отвечать, но Галина Сергеевна в каждый свой приезд заводила разговор на эту тему, намеренно провоцируя дочь на агрессию. Юля, теряя терпение, начинала ссору, кричала, что без мужа она рожать не хочет, а замуж ей выйти не дают они, родители. Галина Сергеевна картинно хваталась за сердце и принималась причитать, что живут они в современном мире и успешная, прилично зарабатывающая женщина может родить для себя. Для того чтобы воспитывать ребёнка, мужчина ведь не нужен.
Отношения портились с каждым годом. Юля уже всерьёз начала подумывать о том, чтобы съехать из квартиры родителей и навсегда оборвать с ними все контакты. Галина Сергеевна делала всё, чтобы лишиться общения с дочерью.
Ольга несколько недель назад позвонила Юле и между делом поинтересовалась:
— Что делаешь? Что нового? Ты месяц уже на связь не выходишь, я даже переживать начала. У тебя случилось что-то?
Звонила Оля по просьбе Галины Сергеевны — Юля после скандала в аэропорту с матерью не разговаривала из принципа. Юлия, тогда ещё не знавшая, что родственница каждую новость доносит до матери, поделилась с Ольгой радостью:
— Да нет, ничего не случилось, я просто влюбилась. Вот как раз сейчас на свидание собираюсь. Я думала, что после Влада у меня ни с кем отношения уже не получится… В этот раз таких ошибок не совершу, до последнего буду отстаивать Рому. Если придётся сделать выбор, то останусь с ним.
— Юлька, у тебя такие перемены, и ты молчишь? — взвизгнула Ольга, — где твоя совесть? Быстро отвечай на мои вопросы: кто он? Кем работает? Сколько получает? Есть ли твоя квартира и машина? Фотографию мне скинь, хочу на него посмотреть.
Юля неожиданно разозлилась:
— Оля, зачем тебе это знать? Почему тебя так интересует зарплата моего мужчины?
Ольга фыркнула:
— Мне просто интересно. Юлька, а чего ты агришься? Нормальные вполне вопросы я тебе задаю. Я, между прочим, за тебя переживаю. Тебе давно пора подумать о замужестве, я давно тебе об этом говорю. Ну что, фотографию покажешь?
Юля бросила трубку и занялась своими делами. Ольга, разозлившись на сестру, тут же набрала номер любимой тетушки и затараторила:
— Тетя Галя, ситуация просто кошмарная! Вы себе даже не представляете, что я только что узнала. Юлька хахаля себе нашла! Да, вот так. только что с ней разговаривала, она собирается на свидание.
Галина Сергеевна похолодела:
— Олечка, да что ты говоришь! Какого хахаля? Кто он? Опять, что ли, начинается? Рассказывай, что ты о нем знаешь!
— Да толком ничего не знаю, — скуксилась Ольга, — Юлька только имя его назвала: Роман. Я выпрашивала фотографию этого мужика, так Юлька меня облаяла и трубку бросила. Что делать думаете?
Галина Сергеевна несколько минут помолчала и процедила:
— А что делать? Буду действовать как обычно. Поеду и устрою Юльке выволочку! Совсем охамела, мать с отцом позорит. Из одной койки в другую прыгает!
— Правильно, тетя Галя, — одобрительно хмыкнула обиженная на Юлю Ольга, — вломите ей там как следует! Только про меня ничего не говорите, чтобы я потом виноватой не осталась.
Галина Сергеевна не стала откладывать в долгий ящик разговор с дочерью. Рано утром пенсионерка выехала в соседний город, как обычно не предупредив об этом Юлю. Галина Сергеевна в этот раз расстаралась — Юле от матери досталось по первое число:
— Не смей приводить в мою квартиру посторонних мужиков, — орала Галина Сергеевна на дочь, — ты совсем ошалела? Одного от тебя я еле отвадила, так ты через несколько месяцев нового нашла! Прекрати меня позорить перед родственниками и соседями. Кто такой этот Роман? Немедленно расскажи о нем!
Юлю внезапно озарила догадка:
— А я, кажется, поняла, откуда ноги растут! Я никому, кроме Ольги, имени своего мужчины не называла. Вообще никто, кроме нее, о нем не знает! Ну я ей устрою… потом. А тебе, мама, я вот что скажу: больше в квартире твоей я жить не буду. Можешь делать с ней все, что захочешь. Хоть сдавай, хоть продавай, хоть дари. А с меня хватит! Я, мама, выбираю себя. Я выхожу замуж за любимого мужчину и добровольно прекращаю с тобой общение.
Галина Сергеевна снова схватилась за сердце:
— Юля, ты что такое говоришь? Немедленно извинись перед матерью! Ой, дышать нечем, сознание теряю…
Галина Сергеевна собиралась было изобразить обморок, но Юля не собиралась участвовать в этом цирке. Женщина развернулась и вышла из комнаты. Галина Сергеевна бросилась за ней следом в спальню:
— Юля, прекрати болтать глупости! Давай поговорим спокойно! Я ведь ничего сверхъестественного от тебя не требую. Бросай своего Романа и дальше продолжай жить в этой квартире. Тебя же ведь никто отсюда не гонит! Вместо того, чтобы искать себе мужика, лучше бы в клинику обратилась и ребенка родила. Юля, я все узнала! Донор анонимный, никто ни о чем не узнает. Родишь ребеночка и…
Юля мать не слушала — она молча собирала вещи. Решение наконец-то оборвать эту пуповину в ней окончательно окрепло. Квартиру Юля покидала под крики матери, Галина Сергеевна грозилась что-нибудь с собой сотворить и оставить прощальную записку:
— Тебя во всем виноватой сделаю, — орала Галина Сергеевна, — за решетку тебя упеку! Одумайся, Юля, ты большой грех сейчас на душу берешь! Вернись, я готова тебя простить. Юля, поставь чемодан! Отпусти, кому говорю!
Юля не вернулась. Она несколько недель прожила на съемной квартире, а потом переехала к своему будущему мужу. Расписывались скромно, родителей на торжество Юлия не пригласила. Отца она, может быть, и позвала, но за ним бы обязательно увязалась и мать. Свой выбор Юля сделала, и ни разу об этом не пожалела.