Что ты сказал, повтори! — удивлённо обернулась на мужа Татьяна, которая в этот момент готовила ужин.
Говорю, мама к нам завтра переезжает, — поразил жену Денис своим заявлением.
Не поняла! — жена со злом бросила на стол кухонное полотенце. — Сюда, в нашу однушку? Ты ничего не путаешь, дорогой? К нам на голову, что ли, сядет?
Супруга закричала так, что разбудила годовалую дочь, которую только что с таким трудом укачала.
Тань, не надо так реагировать, — Денис пошёл следом за женой в комнату, где плакала дочка. — Мы должны ужаться. И с этим ничего не поделаешь. Хотим мы этого или нет, но нам всё равно придётся это сделать.
Придётся? Что за глупость? — не могла успокоиться Таня. — Кто сказал, что я должна это делать?
Танюш, у мамы безвыходная ситуация.
Да что случилось, ты можешь мне объяснить наконец! У свекрови же своя квартира есть. Что за сумасшествие такое!
Да там такая проблема серьёзная, что двух словах её не опишешь.
Но ты уж постарайся, будь добр, опиши мне! Объясни, почему твоя мать должна у нас на голове сидеть? По какой такой причине? — Таня опять не сдержалась и перешла на крик.
Маленькая Машенька вновь заплакала. За ней проснулся и начал хныкать трёхлетний Алёшка.
Не кричи, прошу тебя! Детей вон всех перебудила, — проговорил Денис. — Что ты истеришь, как ненормальная? Я сам расстроен, если честно. До сих пор не могу в себя прийти от того, что случилось.
Мы вчетвером живём в однушке, а ты ещё и свою мать притащить сюда хочешь? — не могла успокоиться Таня. — Расскажи мне, что такого произошло!
И Денис стал рассказывать, в какую серьёзную передрягу попала его мать.
Я ей сто раз говорил — мама, не доверяй ты никому. Сейчас везде одни мошенники. Каждый пытается обмануть одинокую пожилую женщину.
Матери Дениса было далеко за шестьдесят. Так её судьба сложилась, что женщина не смогла выйти замуж. Не встретился ей тот единственный и любимый. А потом, как будто спохватившись, уже ближе к сорока годам Светлана решилась родить для себя ребёнка, чтобы в старости не остаться одной. Так на свет появился Дениска, который и стал смыслом её жизни.
Сейчас, после того, как сын создал свою семью, Светлана Николаевна жила одна. Квартира её была небольшой, однокомнатной. Когда-то женщине повезло, она получила её от фабрики как мать-одиночка и ни копейки за неё не заплатила.
Денис и Татьяна сразу после свадьбы решили жить отдельно от матери, купив однушку. Семья их быстро подрастала. И после рождения второго ребёнка супруги задумались о расширении своей жилплощади. Денис даже как-то предложил Тане жить вместе со свекровью, а их две квартиры продать, купив одну большую.
Жене этот вариант не понравился, и она пока была в раздумье, соглашаться ей на это или нет. Квартиру побольше, конечно, хотелось, а вот жить со свекровью — как-то не особо. Хоть отношения между женщинами были неплохие, но всё же Татьяне хотелось быть единоличной хозяйкой в своей квартире. И её можно было понять.
И вот сейчас Денис рассказал жене о том, что стряслось с его матерью.
Да днях к ней пришёл сотрудник управляющей компании. Мужчина так представился. Мама спросила у него документы, он ей показал — всё, как положено. А потом с милой улыбкой говорит:
Светлана Николаевна, хочу вам сообщить, что мы начинаем капитальный ремонт вашего дома. Это дело недешёвое, сами понимаете. Мы запланировали отремонтировать стены, заменить окна и полностью переоборудовать подвал. Хотим поменять там старые проржавевшие трубы и тем самым устранить вечные протечки, отчего в вашем подвале всегда стоит сырость и появляется плесень. А это в свою очередь негативно сказывается на здоровье всех жильцов дома. Вы же знаете о проблемах вашего дома?
Да, да! — охотно согласилась с ним Светлана Николаевна. — Знаю! Сколько раз мы уже всем домом писали письма в разные инстанции, жаловались. Да только толку пока нет. Хорошо, что вы об этом задумались. С этим давно надо что-то делать.
Ну, и что? — удивилась Таня. — Там действительно пора делать ремонт. Дом в плачевном состоянии. Свекровь на время ремонта к нам решила переехать, что ли?
Нет, дорогая, всё гораздо серьёзнее. Всё очень плохо, Таня. Этот сотрудник управляющей компании оказался совсем не сотрудником.
В смысле — не сотрудником? А кем же тогда?
Он сказал матери, что для того, чтобы начать ремонт, необходимо согласие всех жильцов дома. Ну, чтобы управляющая компания смогла воспользоваться фондом капитального ремонта. И дал матери подписать какие-то документы. Якобы согласие и договор на ремонтные работы. Понимаешь, он её так торопил, что мама ничего не заподозрила. Как он объяснил ей, ему нужно успеть обойти все квартиры в их доме. А шрифт там был очень мелкий. И много страниц, которые нужно было читать, вникать в то, что там написано. Но он не дал матери этого сделать. И она подписала так, не читая.
Как — не читая? — ахнула Татьяна, уже понимая, к чему клонит муж. — Да разве так можно?
А так! Понимаешь, мама привыкла доверять людям. Она сама честная и порядочная, оттого и всех людей считает такими же. А этот гад оказался мошенником. Обычный квартирный аферист. И теперь получается, что квартира матери по документам принадлежит другому человеку. А её выгоняют на улицу. Вот такие дела!
Да это просто беспредел какой-то! Надо же обращаться куда-то! В прокуратуру, в полицию. Чего вы ждёте? Ведь можно же запросто доказать, что твою мать обманули, ввели в заблуждение. Через суд отозвать назад договор купли-продажи, который свекровь подписала, не зная, ЧТО подписывает. Ведь есть же управа на них! Почему вы опустили руки, я не пойму?
Скорее всего, ты права и можно что-то сделать. Я ещё не консультировался у юристов. Но на это нужно время и деньги. И юрист хороший нужен, опытный. А где всё это время будет мама находиться, ты подумала? Поэтому я тебя и прошу об этом. Пусть завтра мама переедет к нам.
Господи, ну что же делать! Раз так, я согласна, — не слишком охотно выдала Татьяна.
На следующий день Светлана Николаевна с чемоданами и сумками переехала к ним. Теперь в маленькой квартирке шагу негде было ступить, чтобы не запнуться обо что-то на полу.
Свекровь всё время плакала, отказывалась есть, и только сидела в уголке и пила свои лекарства. Видно, данное событие совершенно выбило пожилую женщину из колеи. Лишило её не только душевных, но и физических сил.
Ну не расстраивайтесь вы так, Светлана Николаевна. Не хватало ещё в больницу угодить из-за этого. Я понимаю, что это беда. Но надо держаться всё-таки. Денис сегодня поехал встречаться с юристами. Друзья ему хороших посоветовали. Они подскажут, как действовать. И мы обязательно вам поможем. Вернём вашу квартиру. Обязательно! Просто нужно подождать, — успокаивала свекровь Таня.
Спасибо тебе, Танечка, за твою заботу. И за то, что терпите меня здесь. Вам и самим тесно, а тут ещё я со своими проблемами уселась на вашу шею. Это я, старая, во всём виновата. Только я. Нельзя быть такой доверчивой. И себя наказала, и вам такие неудобства создала. Ох, откуда же такие уроды берутся? — опять заплакала женщина.
Татьяна решила на время переехать с детьми к своим родителям, чтобы не стеснять Светлану Николаевну. Денис вместе с юристом приступили к решительным действиям, чтобы вернуть квартиру матери назад.
Было заведено уголовное дело и в процессе расследования выяснилось, что преступная группа аферистов уже обманула подобным образом не одного человека в их микрорайоне.
Судебные заедания длились несколько недель. В итоге справедливость восторжествовала.
После суда квартира Светланы Николаевны была возвращена хозяйке. Женщина со слезами на глазах радовалась тому, что всё теперь хорошо, и она может вернуться к себе домой. Но радость была омрачена тем, что за это время со здоровьем у неё стало совсем плохо. Нервное потрясение не прошло даром для пожилой женщины. Обострились все хронические заболевания.
Танечка, у меня к тебе огромная просьба, — начала как-то свекровь не простой для себя разговор. — Я понимаю, что для тебя это будет непросто, но ты подумай хорошо, прежде чем отказать мне.
Светлана Николаевна очень волновалась, голос её дрожал и паузы между словами были слишком большими.
У вас что-то случилось? — спросила невестка, держа на руках хнычущую дочурку. Она слегка приболела и теперь капризничала.
Нет, нет, ничего такого! Не переживай, Таня. Хватит с меня и того, что произошло. Просто, понимаешь, мне сейчас так одиноко и, честно сказать, страшно жить одной в своей квартирке.
Вы хотите жить с нами? — догадалась Татьяна.
Да, милая! Да! Именно этого я и хочу! Возьмите меня к себе, а? Продавайте мою квартиру и покупайте себе жильё побольше. И меня к себе заберите, чтобы я в семье жила. Нельзя мне одной жить. Сама понимаешь. Опять что-нибудь натворю, а вам потом разгребать. Голова совсем не соображает в последнее время. Да и со здоровьем у меня что-то плохо стало, сама видишь, всё по больницам хожу, по врачам. А одной жить — это не дело в моём состоянии. Может, и недолго мне уж осталось. Так вот я хочу последние свои годы рядом с вами, с моими родными людьми, прожить. Да и с детьми вам помочь тоже надо, внуков своих понянчить, времени с ними побольше провести.
Светлана Николаевна тихонько вытерла слезы. Тане стало жалко свекровь. Она обратила внимание, как та сильно сдала в последнее время. Невестка и сама уже много думала об этом и с мужем обсуждала такой вариант не единожды. А последнее событие только подтолкнуло её к тому, что действовать нужно именно таким образом — забирать свекровь к себе. Так будет лучше для всех.
Конечно, я согласна. Живите с нами, Светлана Николаевна. А Денис только рад будет, что вы к нам переедете. Он мне давно это предлагает.
Вот спасибо, моя хорошая! Уважила меня, дочка. Хорошая ты, повезло сыну с женой. А я помогать вам буду. С внуками возиться, по хозяйству опять же, что смогу. Вы и на пенсию мою полностью рассчитывать можете. Мне она ни к чему, разве что на лекарства.
Следующие два месяца для семейной четы стали очень напряжёнными. Денис и Татьяна продали свою и материнскую однокомнатные квартиры. А на вырученные деньги купили себе новую, большую. Такую, чтобы всем места хватило — и свекрови, и детям, и самим супругам.
Светлана Николаевна счастлива. Она водит старшего внука в садик и гуляет с ним по вечерам и в выходные во дворе дома. Помогает снохе с приготовлением пищи и покупкой продуктов. Прибирается в квартире. А вечерами читает внукам книжки и рассказывает о своей непростой жизни.