Через определенный пробег, вам может понадобиться заменить свечи зажигания. Либо зимой когда двигатель не запустился с нескольких попыток, свечи может закидать бензином, их нужно выкрутить и прочистить. В сети интернет гуляет много мнений, что свечи можно откручивать только на холодном двигателе, если открутить на горячем, то можно получить много проблем. Но так ли это на самом деле, я работал на СТО много лет, давайте расскажу вам правильную последовательность замены
Итак, замена свечей зажигания должна начинаться с обязательного процесса – это продувка колодцев головки блока, а также клапанной крышки от пыли, мусора и песка.
Делать это обязательно! Песок, который находится сверху, никак не нужен внутри двигателя (а когда вы будете вкручивать свечи, он туда в любом случае попадет), со всеми вытекающими последствиями. Для этого и ставится воздушный фильтр около двигателя, который улавливает всю эту пыль и грязь
То есть уже нужно понять, что выкручивать свечи около магазина, где вы их купили мягко сказать неправильно. Навряд ли вы возите с собой сжатый воздух, ну или пылесос для удаления пыли и грязи
Про головку блока
Теперь пройдемся по вопросу – на каком моторе менять свечи, на горячем, заглушил и сразу менять. Или все же нужно ждать пока остынет
В сети есть высказывание – что если будешь менять свечи на горячую, то в 90% случаев сорвешь резьбу на головке блока. Причем, почему-то при выкручивании свечи резьба тоже сорвется
Якобы что головки в основном делаются из алюминия, а вот свечи имеют стальной корпус. У них разное тепловое расширение, поэтому есть большая вероятность срыва резьбы
В этом есть малая часть правды (про это чуть ниже), а остальное «высосано из пальца». За огромное количество лет на СТО, не было сорвано не одной резьбы на головке блока, откручивали и закручивали на разных моторах и на холодных и на теплых (не на горячих).
А теперь по существу:
Алюминиевая головка. Почему-то многие думают, что она сделана чисто из алюминия. Однако это не верно. Сам алюминий, очень мягкий металл, от нагрузок в двигателе, он банально развалится или расплавится, ведь температуры при работе очень высокие
Здесь идут алюминиевые сплавы. Обычно в алюминий добавляют легирующие элементы (например – кремний, магний, титан). Добавляют даже немного меди, она позволяет хорошо противостоять температурным нагрузкам, не появляются трещины
И это получается далеко не чистый алюминий, а достаточно прочный сплав. Он выдерживает большие нагрузки.
Резьба. Для свечи зажигания она длинная, не один сантиметр, а примерно 3 – 4 сантиметра, все зависит от конструкции двигателя, бывает и больше. Сорвать такую длинную резьбу можно, но сложно
Холодный или горячий
Все кругом твердят — что нужно менять свечи только на холодном моторе.
Но бывают такие случаи, когда свеча не менялась 100 – 150 000 километров, например — стоит какая-то иридиевая или платиновая. Она банально прикипела, от большого пробега и сорвать ее очень сложно на холодном двигателе.
Наоборот, при горячем моторе, она окручивается в разы легче, причем без вреда для мотора. Мы часто так делали на СТО, если свечи не идут нормально, запускаем мотор — греем, затем откручиваем
Конечно, мотор не доходит до максимальной температуры в +95 градусов, когда срабатывает вентилятор охлаждения двигателя. На горячем моторе, банально неудобно менять руки обжигаются.
Достаточно примерно +60, +70 градусов, и уже свеча намного проще откручивается.
Теперь как закручивать свечу:
Во-первых, и для компрессии, и для демпфера при закручивании. На свече идет специальное кольцо. Когда затягиваете свечу — оно мнется, принимая на себя основные нагрузки. Это как бы такой предохранитель от «усердных мастеров»
Во-вторых, закручивать, конечно же нужно на холодном моторе. Или почти холодном +30, +40 градусов достаточно. Если головка будет горячая, есть вероятность — что вы сможете повредить резьбу (вероятность небольшая, но такие случаи бывают). Но это если тянуть будете изо всех сил, чего делать не обязательно.
А вообще задумайтесь — зачем вы так тянете свечу, «до одури». Как я писал сверху, у свечи есть уплотнительное кольцо, оно мнется даже при среднем усилии, и прекрасно создает компрессию, газы проходить не будут.
В сети интернет пишут – «идеально, закручивать свечи динамометрическим ключом!» Вот только усилия могут сильно отличаться на многих автомобилях от 15 до 27 Нм. И найти такую информацию бывает сложно. А если вы не дотянете на этой модели, или наоборот перетянете?
Поэтому просто крутим «на глаз», не заморачиваясь. Охладили мотор до теплого состояния. Положите руку на блок двигателя, если терпит можно закручивать.
Закрутили плотно — затянули со средним усилием и все. При работе на СТО, ни на одной головке резьба сорвана не была