Для начала, как всегда, анекдот в тему:
Пилот Формулы-1 Петров никак не может поменять на своей машине
летнюю резину на зимнюю.
Он по привычке уезжает из шиномонтажа через 10 секунд.
Немного затянул в этом году с заменой зимней резины на летнюю.
Все дело в том, что комплект летней резины, который использовал в прошлом сезоне, уже свое отработал и благополучно был отправлен в утиль.
А вот купить новую летнюю резину — это целая история. Во-первых, на это нужно выделить приличную сумму денег, затем нужно выбрать саму резину — что именно покупать, исходя из того, что есть в наличии.
Ну и вдобавок ко всему — нужно еще найти время на покупку и на шиномонтажные работы. Вот и получается, что по факту почти весь апрель ездил на шиповке и только пару дней назад все же собрал необходимую сумму, а также собрал волю в кулак — и поехал на шиномонтаж.
— А что это ты собрался колеса переобувать? — мой знакомый шиномонтажник Сергей, коренастый мужик лет сорока с татуировкой «Не тормози» на предплечье, как всегда «на приколе» — Мог бы еще подождать несколько месяцев — так и сэкономил бы на переобувке…
— Да наверно стоило подождать — отвечаю с улыбкой.
Сергей начинает откручивать колесо, но оно не поддается никак. Сергей начинает пыхтеть. Машина «ходит ходуном», но болт «стоит на своем».
— Странно — говорю я вслух — специально по осени литолом болты колесные смазывал, чтобы легче выкручивались.
Тут лицо Сергея исказилось в гримасе — будто я сказал, что масло в двигатель заливал из-под жареной картошки.
— ЧТО?!
Он резко выпрямился, отложил гайковёрт и уставился на меня, как на преступника.
— Ты… Ты серьёзно?! Литолом?! Да ты знаешь, что твои колёса могли просто уехать на ходу?!
Я замер.
— Ну… Всегда так делал. Чтоб легче откручивалось.
— А получилось-то наоборот! Сам видишь. — Сергей провёл рукой по лицу — Дружище, ты ошибался. ГОДАМИ…
В итоге, мои болты он все-таки выкрутил. С огромны трудом! Где-то на грани.
А затем начался самый настоящий ликбез по выживанию на дорогах от человека, который видел всё: от перетянутых секреток до колёс, улетающих в кювет на скорости.
Смазка на болтах? Никогда. Вообще.
— Вот смотри. — Сергей схватил болт, ткнул в него пальцем. — Резьба сухая должна быть. Совсем. Никакого литола, никакого WD-40.
— Но… почему?
— Потому что смазка меняет трение! — Он почти кричал. — Болт затягивается с определённым моментом. Смазал? Он вроде затянут, а на самом деле — НЕДОтянут. Или, наоборот, — как в твое случае — перетянут. И что? Правильно: на ходу колесо может ослабеть. Или болт — лопнуть.
Я молчал.
— Представляешь, едешь ты по трассе, сто двадцать… бах! И колесо тебя обгоняет. Красиво?
— Не особо…
— Вот и я о том же.
Динамометрический ключ — или катастрофа
— А как ты болты затягиваешь? — вдруг спросил Сергей.
— Ну… Гайковёртом. Потом добойником.
— АААА! — Он схватился за голову. — Всё понятно. Тыыы… дикарь.
— ???
— Болты затягиваются строго под моментом. И строго — на сухую! Без смазки. У каждого авто — свои цифры. Берешь динамометрический ключ, выставляешь нужный Н·м — и затягиваешь. Без «дожимов», без «на глаз». Иначе — либо сорвёшь резьбу, либо болт потом не открутишь.
— А если нет ключа?
— Купить. — Сергей посмотрел на меня, как на потерянного ребёнка. — Это не дорого. Дешевле, чем новый ступичный подшипник.
Секретки? Забудь. Навсегда.
Тут он вдруг задумался, потёр подбородок.
— Ладно, про смазку и момент — это ещё полбеды. Но вот секретки… Ох, брат, это отдельная песня.
— У меня были, — признался я.
— И слава богу, что были. — Он хмыкнул. — Сейчас расскажу историю.
Как секретки испортили отпуск
— Лет десять назад, по молодости, поехал я на море. На своей «девятке». И, конечно, поставил секретки — «чтоб не украли».
Глупость? Ещё какая.
— Пробил колесо под Ростовом. Остановился, достал балонник, начал откручивать… А секретка — не идёт. Ключ проворачивается.
— И?
— И всё. Колесо не снять. Я два часа бился, пробовал WD-40, молотком стучал — ноль. Пришлось ехать на пробитом колесе со скоростью 5 км/час до ближайшего сервиса.
— И там поменяли?
— Ха! — Сергей злобно рассмеялся. — Там посмотрели, сказали: «Без оригинала не снимешь». Пришлось искать шиномонтаж, где есть выбивные головки. Два дня потерял. И заплатил в пять раз дороже.
— И что сделал?
— Выкинул эти секретки в мусорку. И тебе советую.
Выводы: как не угробить колёса (и себя)
1) Никакой смазки на болтах. Сухая резьба — залог того, что момент затяжки будет правильным.
2) Только динамометрический ключ. Никаких «дожимов» и «на слух».
3) Секретки — зло. Однажды они не открутятся. И это будет дорого.
— Запомнил? — Сергей хлопнул меня по плечу.
— Да…
— Молодец. Теперь иди и купи себе нормальный динамометрический ключ.
И я пошёл. И купил. Думаю, так будет спокойнее.