На фоне роста цен на комплектующие для авто всё больше водителей задумываются: а стоит ли переплачивать за дорогие иридиевые свечи зажигания, если можно поставить обычные, медно-никелевые? Сам производитель, конечно, настаивает на использовании именно иридиевых. Но насколько это критично на практике? Что будет с мощностью, расходом и общим поведением двигателя? Я решил провести собственный эксперимент — поставил вместо рекомендованных иридиевых свечей обычные. Рассказываю, к чему это привело спустя десятки тысяч километров.
Почему вообще ставят иридиевые свечи?
Для начала немного теории. Иридий — один из самых тугоплавких и износостойких металлов на Земле. Температура его плавления превышает 2450 °C, прочность — 112 кгс/мм². В сравнении, у никеля — чуть более 1450 °C и около 68 кгс/мм² соответственно. Эти характеристики делают иридий идеальным для свечей зажигания, где малюсенький кусочек металла должен выдерживать тысячи вспышек смеси под высоким давлением и температурой.
Иридиевые свечи работают стабильно дольше: пробег до замены может достигать 100–130 тысяч километров. Благодаря микроскопическому, но очень прочному центральному электроду, обеспечивается стабильная, мощная искра. Это не только улучшает воспламенение смеси, но и способствует самоочищению от нагара — искра просто «выбивает» его с поверхности. В результате — более эффективное сгорание, лучший запуск в холод, чуть лучшая динамика и умеренное снижение расхода топлива.
Но всё это хорошо, пока вы заливаете качественное топливо. С низкооктановым бензином или плохой присадочной базой иридиевые свечи быстрее загрязняются, и никакой супер-металл не спасёт — искра теряется, свечи начинают троить, двигатель «глохнет на холодную» и т.д.
Почему я решил отказаться от иридиевых
Всё просто: цена. Когда за комплект из четырёх свечей приходится отдать 130-170 долларов, волей-неволей задумаешься — а не жируют ли там в офисе у производителя?
Для примера, на мой автомобиль иридиевые свечи в официальной упаковке стоили 170 долларов. В то время как качественные обычные свечи можно купить за 25-45 долларов. Разница колоссальная.
Учитывая это, а также то, что на многих авто уже нельзя установить свечи с регулируемым зазором (современные моторы к этому чувствительны), я решил: ставлю обычные и наблюдаю.
Первые впечатления после замены
Ожидал худшего. Но на удивление, сразу после установки разницы вообще не почувствовал. Машина заводилась с пол-оборота, никаких вибраций, холостой ход ровный. Разгон остался почти таким же. Возможно, динамика снизилась на пару процентов, но это на уровне самовнушения. Педаль откликается стабильно, катушки не напрягаются, ошибок по зажиганию нет.
На холостых двигатель работал ровно, без дрожи. Пропусков воспламенения не было ни на холодную, ни на горячую. Я даже немного расстроился: столько лет платил втридорога за «иридий», а тут — обычные свечи и никакой катастрофы.
Когда начали проявляться отличия
Проехав первые 10 000 км, я начал замечать мелочи. Расход топлива стал чуть выше — на уровне 3–5%. Не критично, но всё же. К 18 000 километрам стало понятно: расход вырос на добрых 10%. Вместо привычных 8,5 л/100 км — уже стабильно 9 с лишним по городу. Манера езды не менялась, маршруты те же, топливо то же. Просто свечи изнашиваются, зазор увеличивается, искра слабеет.
На 35 000 километрах пришло настоящее осознание. Расход стабильно держался на уровне 9,5/100 км, а мотор стал чуть менее отзывчивым. Нет, он по-прежнему запускался без проблем, не троил, но «лёгкости» в разгоне стало меньше. Всё это — из-за выработки на центральном электроде. Обычные свечи не держат форму долго: появляются микроскопические «подгары», ухудшается искра.
Когда иридиевые свечи действительно выигрывают
Главное преимущество иридиевых свечей — не в том, что они резко улучшают поведение двигателя с первого дня установки. А в том, что они стабильно работают даже после 50, 80, а то и 100 тысяч километров пробега. Я лично ездил на них до 90 000 — расход оставался прежним, динамика не менялась, мотор работал как часы.
Они долго не «проседают» по характеристикам. Нет резкого роста сопротивления, зазор почти не меняется, искра — как новая. И всё это — без необходимости лазить под капот каждые 20 000 километров.
Мой вывод и рекомендации
Если вы в поиске максимальной экономии и готовы менять свечи каждые 15–20 тысяч км — ставьте обычные. Желательно не самые дешёвые, а от проверенного производителя (NGK, Denso, Bosch). Вы получите стабильную работу мотора на протяжении этого срока без каких-либо проблем. Главное — не забывать вовремя менять, иначе расход вырастет, а с ним и нагрузка на катушки, генератор и даже ЭБУ.
Если же вы хотите поставить и забыть, не вспоминать о свечах 3–5 лет — однозначно иридий. Они дорогие, но играют в долгую. Особенно если вы заливаете приличный бензин и не любите копаться в моторном отсеке лишний раз.
Я лично теперь использую оба подхода. На «рабочей лошадке» — обычные, с заменой каждые 20 000 км. На семейном авто — иридиевые, которые держат 100 000+ км. И в том, и в другом случае — двигатель живёт нормально. Главное — не игнорировать плановое ТО.