Как беспроблемно и без поломок передвигаться на автомобиле по трассе, то есть на дальние расстояния, когда вы, например, едете в отпуск на юг — сегодня разбираемся.
У езды по трассе есть, по моему мнению, три основных отличия от городского режима.
Длительная работа всех элементов и агрегатов автомобиля и большая средняя скорость. Это значит, что машина работает в кардинально другом режиме, более постоянно.
-
Редкий контроль состояния автомобиля при большем пробеге, так как остановки и внешний осмотр автомобиля на предмет подтеканий, задымлений, выхлопов — происходит в среднем раз в 400−600 километров (на заправках или во время остановок, когда перекусываем и разминаемся).
-
Отсутствие технической помощи и полевые условия, когда до ближайшего автосервиса не до 10 километров, как в случае с городским режимом эксплуатации, а 100 и более, что влечет за собой необходимость в гораздо большей уверенности в техническом состоянии авто.
Теперь, когда у вас есть четкое понимание о предмете нашего разговора, предлагаю перейти к ошибкам, которые следует избегать при езде по трассе, чтобы не столкнуться с поломками.
1 Не разобраться с уводом машины вправо
Эта ошибка ни к каким серьезным последствиям чаще всего не приводит, однако потратить время и замарать руки все-таки придется. Дело в том, что если вы хоть раз в жизни ездили на автомобиле по асфальту, а я надеюсь таких здесь большинство, то наверняка замечали, что вид поверхности асфальта (если на него смотреть продольно по ходу движения) в городских условиях и на трассе, отличается.
На трассе поверхность асфальта имеет более выпуклую форму: с экстремумом посередине и с уходом вниз на обочинах, с небольшими скосами. Сделано это не просто так, а для того, чтобы когда идут обильные дожди, вода не скапливалась, не образовывались лужи, и люди не попадали в дорожно-транспортные приключения.
В городе поверхность тоже имеет немного выпуклую форму, однако она не так ярко выражена, потому что там присутствуют ливневки для слива воды.
Движение у нас правостороннее и скос на трассе тоже уходит в правую сторону. И когда вы едете по своей полосе, машину немного начинает уводить вправо (если не корректировать движение), так как левая часть автомобиля находится чуть выше.
Возможно, кстати, такая дорога еще сделана для того, чтобы если водитель засыпает, он ехал не во встречку, а вправо. То есть лучше одна жертва, чем несколько. Это мое предположение, в этом я не уверен.
Ровно такого же эффекта увода автомобиля в правую сторону, даже если вы будете ехать по абсолютно ровной поверхности, можно добиться, если упадет давление в правом переднем колесе. Это знают опытные водители, которые не раз прокалывали колеса, не сразу это замечали, и когда уже машину начинало уводить вправо, останавливались, смотрели, а правое колесо уже спустило.
Эти два эффекта часто путают начинающие водители. И в рамках этого пункта, по своему опыту, могу дать два грамотных автосовета.
Как отличить органический увод автомобиля в правую сторону по причине скоса асфальта — от увода, связанного с потерей давления в правом переднем колесе
1 Как только вы оказываетесь на трассе, в первые 15 минут езды нужно взять за привычку приотпускать немного руль. Нужно ослабить хват руля, чтобы дать себе почувствовать, насколько сильно машина уходит вправо. То есть, вам необходимо своим ощущением задать некоторые эталонные значения того, насколько сильно машину уводит вправо.
2 Когда пробито правое колесо, чуть сильнее крупные кочки начинают пробивать в правую стойку. То есть давление падает, расстояние от дороги до диска становится меньше, потому что колесо меньше накачано. И когда вы передними колесами ловите какую-нибудь маломальски крупную яму или ухаб, то у вас в правую сторону стойка начинает сильнее пробивать.
2 Проезжать лужи на большой скорости
Когда человек едет, например, в отпуск раз в году — он не знаком с поверхностью трассы. Поэтому утверждать на сто процентов, что находится под той или иной лужей, никто не может. Может быть там вчера ремонтники содрали асфальт, а может под водой глубокая яма. Если вы на большой скорости туда въедете, то можете оставить там всю переднюю ходовую часть и будете еще рады, если не попали в аварию.
Если впереди лужа, лучше оттормозиться до минимальной скорости и, либо объехать эту лужу, либо проехать максимально медленно. И пусть сыплются нехорошие слова в ваш адрес у местных торопыг, которые вам будут моргать дальним и так далее — безопасность важнее.
Второе, чуть более страшное событие, которое может случиться, если вы влетите в лужу на большой скорости, а там окажется очень много воды, это попадание воды через воздухозаборник, через фильтрующие элементы в цилиндры. И тогда вы столкнетесь с гидроударом, что является серьезной поломкой двигателя.
Надо отметить, что чтобы получить гидроудар, необходимо влететь в очень глубокую лужу, чтобы у вас были достаточно большие обороты на тахометре: большое количество воды попадет в воздухозаборник, часть ее не сможет отфильтроваться или осесть в фильтрующем элементе и несколько капель или чуть побольше воды попадет в цилиндры.
Ситуация номер три всё в рамках этого же пункта — аквапланирование. Это полная или частичная утрата сцепления, вызванная по причине того, что между поверхностью дороги и шиной образовалось некоторое количество воды. Автомобиль становится практически неуправляем. Когда между дорогой и колесом образуется слой воды, пятно контакта либо уменьшается, либо вообще отсутствует. Как бы вы руль не крутили, как бы не тормозили, машина вообще вас слушаться не будет.
3 Не использовать торможение двигателем
И этот пункт не просто так идет сразу же за предыдущим, они тесно связаны. Кто купил права или не учился в автошколе, рассказываю: такой режим или такой прием как торможение двигателем — это, когда на автомобиле с механической трансмиссией вы включаете передачу и убираете ногу с педали газа. Таким образом автомобиль начинает замедляться вкупе с обычным торможением ногой, педалью. Этот режим позволяет более эффективно тормозить автомобилю путем небольшого разгружения колодок.
Прием будет актуален, если вы передвигаетесь где-то в гористой местности. Например, в Крыму, на Кавказе, где-то в горах Франции. В таких гористых местностях или просто при затяжных спусках, без использования данного приема рано или поздно вы просто-напросто перегреете тормоза. На автоматических, вариаторных, роботизированных и других трансмиссиях, где у автомобиля две педали, эта функция включена ещё с завода, и отключить ее нельзя на 95% автомобилей.
Более того, производитель эту функцию, можно сказать, рекламирует как экономию денег. Потому что, во-первых, у вас меньше расходов на замену колодок, автомобиль помогает вам тормозить. А во-вторых, потому что вы экономите топливо, так как расход в режиме принудительного холостого хода равен нулю.
Кстати говоря, кто на автомобиле бывал на Кавказе, в Крыму, там до сих пор сохранились советские знаки. На белом фоне написано «водитель, не выключай передачу на спуске». И это сделано не просто так. По всей Европе, где есть гористая местность с длинными спусками, то же самое написано, только, естественно, не по-русски.
4 Заезжать на сомнительные заправки
Ещё одна ошибка — пытаться сэкономить копейки и заправляться не на сетевых заправках, вследствие чего вы можете залить плохой дешевый бензин и получить несколько проблем.
На сетевых заправках хотя бы есть какой-никакой контроль качества, репутация (а также, более приличный туалет, кофе и перекус). Из-за дешевого бензина у вас начнет происходить детонация в двигателе, и вы будете хвататься за голову, что делать? Либо сливать бензин, либо разбавлять его каким-то более высокооктановым, чем тот, который написан у вас на лючке бензобака.
И второе, что может случиться, из моего опыта. Я случайно на непонятной заправке залил 40 литров так называемого этилированного бензина. Я не химик, но могу простыми словами сказать, что это бензин, в котором есть повышенное содержание свинца. Таким бензином пользовались ещё в начале 20 века. Вот и сейчас продолжают его иногда подмешивать и добавлять туда какие-то присадки.
Этот бензин очень вреден для организма человека, для экологии, а также он убивает каталитический нейтрализатор, потому что испарившиеся газы свинца полностью его забивают, — уже после одной такой заправки вы сможете с ним попрощаться.
5 Стоянка возле кафе
Никогда не останавливайтесь на ночевку рядом с точками общественного питания, столовыми, фастфудами или рядом с заправками, которые производят еду и выдают ее на вынос.
Итак, личная история. Я остановился переночевать, где-то в пятидесяти метрах от заправки. Заглушил машину, устал, потому что было уже где-то в районе часа ночи. Думаю, посплю часов до пяти и поеду. Поспал, проснулся, вышел из машины, перекурил, посмотрел на колеса и так далее. Сел в машину, запускаю двигатель, стартер начинает крутить, потом какой-то скрежет, что-то непонятное.
Машина начала вибрировать, я тут же заглушил, не понимаю в чем дело. Думаю, может глюк со стартером, еще с чем-то. Опять пробую завести, треск. Выхожу, открываю капот — все в крови и в шерсти. Что случилось? Осень, двигатель теплый, и туда залез котенок переночевать, мне прям на двигатель. Он, видимо, крепко заночевал, (может быть, кот был, может, котенок, не знаю). И я, когда запускал двигатель, он, видимо, услышал вибрации, почувствовал, и начал бежать в сторону приводного ремня.
И его этим приводным ремнем размолотило просто в клочья. Ремень остался на одной, можно сказать, риске работать. Я кое-как 50 километров проехал до ближайшего города, подобрал такой же ремень, поменял его и поехал дальше. Животину жалко, себя тоже жалко, потому что потерял полдня оставалось три часа доехать до дома, в итоге доехал через восемь часов, потому что ситуация просто ужасная.