7 привычек водителей, которые незаметно убивают ваш автомобиль

Дорогой автолюбитель, уверены ли вы, что не убиваете свою машину каждый день? Нет, сейчас речь не о ДТП или очевидных поломках – а о казалось бы безобидных привычках, которые медленно изнашивают ваш автомобиль. Даже опытные водители порой не замечают, как своими действиями сокращают ресурс деталей и узлов. Давайте разберём 7 таких скрыто вредных привычек – и узнаем, как они технически влияют на машину и во что могут вылиться.

1. Езда на почти пустом баке

Привычка: Тянуть до последнего с заправкой и ездить на горящей лампочке топлива. Многие считают: «ничего страшного, ещё несколько километров проеду», – и раз за разом выжигают бензин почти до нуля.

Чем вредно: В современных машинах топливный насос расположен прямо в баке, и сам бензин служит для его охлаждения. Когда топлива мало, насос начинает греться сверх нормы. Регулярная езда с пустым баком приводит к перегреву бензонасоса и его преждевременному выходу из строя. Проще говоря, вы рискуете однажды не завести машину – насос просто сгорит от постоянного перегрева.

Последствия: Сначала может появиться странный гул или жужжание из области бака – это насос подаёт признаки усталости. Вскоре он окончательно выйдет из строя, и двигатель перестанет получать топливо. Замена топливного насоса – удовольствие не из дешёвых, поэтому привычка ездить «на fumes» бьёт и по кошельку. Лучше заправляться заблаговременно, не дожидаясь, пока стрелка упадёт к Е (empty)

2. Держать ногу на сцеплении

Привычка: Постоянно держать левую ногу на педали сцепления, даже когда не переключаете передачу. У многих это идёт ещё со времен автошколы – нога как будто «отдыхает» на педали.

Чем вредно: Выжимной подшипник сцепления рассчитан на кратковременную работу во время переключений. Если же нога всё время нажимает педаль (пусть даже слегка), подшипник крутится непрерывно и изнашивается намного быстрее. Такая привычка снижает ресурс выжимного подшипника коробки передач. К тому же постоянное неполное нажатие может вызывать пробуксовку сцепления, отчего раньше времени сотрутся фрикционные накладки диска.

Последствия: Сначала вы можете заметить запах гари или пробуксовку при разгоне – признаки того, что сцепление буксует и перегревается. В конечном счёте придётся менять выжимной подшипник (а то и диск сцепления). Замена эта трудоёмкая и требует снятия коробки передач. Чтобы этого избежать, держите левую ногу на специальной площадке (так называемом «подпедальнике») и нажимайте сцепление только при переключении передач.

3. Газовать на непрогретом двигателе

Привычка: Резко трогаться с места «с пробуксовкой» и раскручивать холодный двигатель до высоких оборотов сразу после запуска. Зимой некоторые водители сразу выжимают газ, надеясь быстрее прогреть мотор.

Чем вредно: В холодном двигателе моторное масло ещё густое и не успело создать прочную масляную плёнку на всех парах трения. Резкие обороты в таком состоянии вызывают масляное голодание – детали трутся практически всухую. Как результат, на стенках цилиндров появляются задиры (царапины и задирки). Эти микроповреждения нарушают компрессию и ведут к повышенному расходу масла и снижению мощности.

Кроме того, ударные нагрузки по непрогретой трансмиссии тоже не проходят бесследно – в холоде густеет не только моторное, но и трансмиссионное масло. Коробке передач требуется больше времени на прогрев, чем двигателю, и агрессивные рывки в начале движения сокращают ресурс её шестерён и подшипников.

Последствия: Постепенно двигатель начнёт «подъедать» масло, упадёт компрессия – привет капитальному ремонту мотора. Трансмиссия может начать переключаться с толчками. Чтобы этого не случилось, дайте машине 1–2 минуты поработать после холодного пуска и первое время двигайтесь плавно, без резких ускорений. Это продлит жизнь и двигателю, и коробке.

4. Пренебрегать ручником при парковке

Привычка: Не использовать стояночный тормоз (ручной тормоз) при остановке и парковке. Водители-механики иногда просто оставляют машину на передаче, а на автомате – ставят в режим «P», но ручник не затягивают.

Чем вредно: Для механической коробки: если не затянуть ручник на уклоне, машина удерживается только передачей. В случае сильного наклона или износа деталей возможен небольшой проворот двигателя. Это чревато даже проскакиванием зубьев ремня ГРМ (газораспределительного механизма) – фактически сбивается фазировка. Двигатель потом начнёт работать с перебоями, и исправить можно будет лишь переборкой ГРМ. Пусть вероятность мала, но она есть.

Для автомата: когда вы ставите машину на «P» без ручника, весь вес авто давит на маленький стопорный механизм – парковочную защёлку (паркинг-паул) внутри коробки. Особенно на уклоне эта защёлка испытывает колоссальную нагрузку. Со временем она может деформироваться или даже сломаться при ударе. Представьте: вы парковались без ручника, а потом не смогли вывести коробку из режима P – клинит механизм.

Последствия: В лучшем случае – характерный щёлчок и просадка машины при переводе автомата в P на горке (это она повисает на стопоре). В худшем – дорогостоящий ремонт трансмиссии. У механики может незаметно перескочить ремень ГРМ и нарушиться фазы, что приведёт к нестабильной работе двигателя. Решение простое: всегда пользуйтесь стояночным тормозом. Сначала затяните ручник, затем выключайте передачу или ставьте «паркинг» – тогда нагрузка снимется с коробки

5. Включать заднюю, не остановившись

Привычка: Переключать передачи направления движения на ходу. Например, сдавать назад, не дождавшись полной остановки, или с заднего хода сразу бросаться вперёд.

Чем вредно: Любая коробка – и механика, и автомат, и вариатор – рассчитана на смену направления только когда колёса не вращаются. Если дергать передачу заднего хода или переводить селектор автомата в R/D до полной остановки, вы создаёте ударную нагрузку на шестерни и валы трансмиссии. В механике при втыкании передачи на ходу раздаётся жуткий хруст – это синхронизаторы и зубья шестерён страдают. В автомате или вариаторе удар более глухой, но не менее разрушительный для фрикционов и ремней.

Последствия: Сначала могут появиться толчки и задержки при переключениях передач – сигнал, что коробке тяжело. Постепенно износ накопится, и однажды трансмиссия выйдет из строя гораздо раньше положенного срока. Ремонт коробки – один из самых дорогостоящих для автомобиля. Поэтому всегда останавливайтесь полностью, прежде чем включить обратную передачу или переключить режим движения. Несколько лишних секунд сэкономят вам месяцы и тысячи рублей на ремонте.

6. Штурмовать бордюры и ямы

Привычка: Агрессивно переезжать через бордюры, лежачие полицейские и ямы. Некоторые водители паркуются, заезжая колесом на бордюр, или «проскакивают» выбоины на скорости.

Чем вредно: У автомобилей с вариатором (CVT) резкие удары и пробуксовки при наезде на бордюр могут вызвать проскальзывание металлического ремня по конусам трансмиссии. На ремне и шкивах появятся микротрещины и задиры. В итоге вариатор начнёт буксовать, дёргаться, а устранить поломку можно только разобрав коробку и заменив дорогие элементы или весь агрегат целиком.

Но и обычным автоматам и механике достаётся: удар по колёсу – это удар по подвеске и трансмиссии. Легко погнуть диск, сбить сход-развал (углы установки колёс). Даже если внешне всё цело, нарушение геометрии подвески приведёт к неравномерному износу шин и проблемам в управлении. А погнутый диск или грыжа на колесе от удара – прямая угроза безопасности.

Последствия: Со временем вы заметите, что машину ведёт в сторону, руль кривой, резина стерлась «лесенкой» – это результаты езды по бордюрам и ямам. Вариатор может начать шуметь и буксовать – привет скорой замене ремня или всему узлу. Совет: объезжайте глубокие ямы, снижайте скорость перед препятствиями. При парковке лучше потратьте лишнюю минуту, чем прыгать через бордюр – подвеска и колёса скажут спасибо.

7. Спускаться на тормозах

Привычка: На затяжных спусках полагаться только на педаль тормоза, постоянно притормаживая. Многие забывают про пониженную передачу или режим «L» в автомате, катясь с горы на нейтрали или на высокой передаче.

Чем вредно: Длительное нажатие на тормоза без перерыва приводит к их перегреву. Тормозные диски раскаляются, колодки тоже. В итоге тормоза теряют эффективность (феномен fade – тормозное выгорание): машина перестаёт замедляться как надо, педаль становится вялой. Перегретые диски могут повести (искривиться) или даже покрыться трещинами. На колодках появляется твёрдый налёт (так называемая «глазурь»), из-за которого они хуже цепляются за диск. В тяжёлых случаях придётся менять и диски, и колодки полностью.

Последствия: Вы рискуете в один момент остаться почти без тормозов на середине спуска – педаль есть, а замедления нет. Даже если обойдётся без аварии, после такого спуска часто требуется замена тормозных дисков (они могут бить и вибрировать из-за перегрева). Как правильно: переключайтесь на пониженную передачу и тормозите двигателем. Современные моторы при этом вовсе не расходуют лишнее топливо, вопреки мифам, зато вы спасёте тормоза от перегрева и износа. Педалью тормоза работайте прерывисто – нажали и отпустили, давая остыть, а не «вися» на ней весь склон.

ИТОГ

🚗 Наши привычки за рулём напрямую влияют на здоровье автомобиля. Зная о скрытых угрозах, вы можете изменить стиль вождения: чаще заливать бензин, давать мотору прогреться, беречь сцепление и тормоза. Машина «отблагодарит» вас долгой и надёжной службой без внеплановых ремонтов. Помните: лучший ремонт – тот, которого удалось избежать! Берегите свой «железный конь», и он прослужит вам верой и правдой долгие годы.

Оцените статью
7 привычек водителей, которые незаметно убивают ваш автомобиль
— Я не обязана терпеть постоянные визиты твоей родни, — сказала Яна мужу и захлопнула дверь прямо перед носом