Не включай печку, если закипел! Что делать при перегреве двигателя??

Что делать во время перегрева мотора — сразу заглушить двигатель? Или же дать ему поработать немного на холостом ходу, включив печку, пока температура образумится, скажем так, и придет в нормальное состояние?
Так, по второму сценарию, в основном и советуют, так называемые, бывалые эксперты. И этот же вопрос становится максимально актуальным, когда наступает лето, особенно жаркая пора или если вы проживаете где-то на ЮГах, или собираетесь туда ехать на своем автомобиле.

Самый главный страх водителя: “Если я столкнусь с перегревом, увижу, что стрелка уходит от 90 градусов вправо или вообще в красную зону зашла, что делать, черт побери? Глушить, не глушить?” К этому вопросу предлагаю подойти системно, и на конкретных примерах разобрать и понять, когда надо включать печку, а когда нужно глушить двигатель.

В рамках статьи мы рассматриваем два состояния системы охлаждения, а точнее, охлаждающей жидкости в ней: когда циркуляция жидкости не нарушена (циркулирует, но почему-то у нас есть перегрев), и второе состояние, это когда циркуляция нарушена. Это самый верный подход, так как позволит полноценно ответить на вопрос. А если вам «эксперт» может дать однозначный ответ на вышезаданный вопрос, без уточнения состояни системы охлаждения — тогда он как минимум профан.

1 Мелкая механическая поломка

Например, сломался вентилятор, что-то произошло, мыши перегрызли провода, перестали вращаться лопасти, всё пообломалось, вы почему-то этого не услышали. Охлаждение не происходит. То есть оно происходит, когда вы движетесь на скорости. В пробку попадаете — все, у вас температура начинает зашкаливать.

В этом случае печку включаем на максимум, четвертое положение, окна открываем и вы чуть-чуть спасаете ситуацию. Здесь печка помогает, потому как набегающего потока воздуха нет, вентилятор не крутит. Мы включаем вентилятор отопителя и оттуда в небольшой мере забирается тепло путем забора его в салон.

Да, в этом случае вы, конечно, вспотеете в 10 раз сильнее, но стоит аварийно куда-то правее принять, быстренько остановиться и понять, что происходит, а потом уже глушить двигатель, приведя его в нормальное температурное состояние.

2 Проблема с термостатом

Второй случай — заклинило термостат в закрытом положении, то есть когда жидкость не циркулирует через радиатор охлаждения, то есть не циркулирует по большому кругу.

Включаем печку и охлаждающая жидкость начинает понемногу остывать. Здесь очень важный параметр: необходимо отдавать себе отчет, что основной радиатор, который занимается охлаждением антифриза, он большой. Радиатор печки гораздо меньше. Раза в четыре, в шесть порой меньше, чем основной.

Вентилятор там меньше. Соответственно, тепла будет забираться через него тоже гораздо меньше. Это не панацея. Нельзя с нерабочей системой охлаждения постоянно спасаться печкой. В какой-то момент она вас просто не спасет.

3 Слабый теплообмен из-за загрязнения

Третья ситуация, когда печка в какой-то мере может помогать, это загрязнение двигателя снаружи и внутри. Если снаружи он у вас в грязи, соответственно, теплообмен достаточно слабый.

Хотя выброс тепла в атмосферу происходит не очень сильно, тем не менее, грязный двигатель вам лучше в системе охлаждения и в принципе машине — не сделает. Так же и внутри. На масло также возлагается функция отбора тепла от самых горячих мест. Поэтому чем масло у вас грязнее, чем оно старше, тем хуже оно справляется с этой функцией. Это косвенная функция, но она все равно присутствует в любом автомобиле.

Ну и вместе с загрязненным двигателем, естественно, напрямую влияет состояние основного радиатора. Если нахватали пуха, давно не чистили, то это тоже будет влиять на охлаждение системы и в этом случае печка будет помогать. Но за радиаторами безусловно надо следить.

4 Обрыв патрубка

Теперь давайте поговорим о случаях, когда вас не спасет включение печки. И посчитаем их, сколько таких случаев может быть. Первая ситуация, одна из самых очевидных, это обрыв патрубка.

Если у вас срывает его, например, с хомута или же просто резина старая, произошла трещина и антифриз начал у вас ссаться вниз, уровень жидкости падает, и через радиатор печки он уже перестает проходить, потому что печка для системы охлаждения является достаточно высокой точкой, и при этом не самой главной в системе охлаждения двигателя.

Если вы не знали, когда у вас происходит перегрев, но при этом вы включаете печку и оттуда идет не горячий воздух, то это первый признак, что у вас опустился уровень антифриза.

Сразу же необходимо в этом случае глушить машину. Никакая печка не поможет.

5 Проблема с расширительным бачком

Он может треснуть, из него может что-то подтекать, либо что-то с крышкой может случиться, а это тоже достаточно важный элемент в системе охлаждения, задача которого заключается в регулировке давления.

Небольшой ликбез: в системе охлаждения двигателя поддерживается небольшое повышенное давление, около 1−2 атмосфер, чтобы жидкость закипала при высшей, более высшей точке, при более высшей температуре. Если там поддерживать пониженное давление, соответственно, разгерметизация не дает системе держать высокое давление, то закипать мотор будет при более низкой температуре, что нехорошо.

6 Заклинило помпу

Дело в том, что не у всех автомобилей помпа запитана на ремне ГРМ. Да, на большинстве так и есть. На некоторых вагах, на ряде автомобилей помпа запитана через приводной ремень, через отдельный какой-то ремень или какую-то цепь. И в этом случае у вас не заглохнет двигатель как при обычном разрыве ГРМ. К сожалению, вам не поможет никакое включение печки.

Циркуляция жидкости полностью нарушается, к сожалению. Также, помпа может подссывать, то есть когда она теряет герметичность. Если вы забыли, через 1−2 замены ремня ГРМ или цепи, заменить также нужно и помпу: она начинает ссаться, подвывать в некоторых случаях, также уровень охлаждающей жидкости из-за этого падает.

7 Пробит радиатор

Следующая ситуация, опять связанная с разгерметизацией. Вы, например, пробили основной радиатор. Случайно камень залетел и радиатор начал потихоньку протекать. Радиатор печки я не буду разбирать как пример, потому что в его случае вы почувствуете, во-первых, сладковатый запах антифриза в салоне, во-вторых, вы увидите течь в салоне. В этих случаях печка не спасет.

8 Затор в системе

Какая-то пробка в системе, воздушная, неважно какая, если она произошла, циркуляция не осуществляется, хотя уровень охлаждающей жидкости также на месте. И поэтому забор охлаждения антифриза через печку вам вообще никак не поможет.

Она просто на месте стоит и не циркулирует никак, то есть не с помощью помпы, не с помощью чего. Просто потому что у вас образовалась пробка, которая от вас, собственно, не зависит. Чаще всего, такая поломка случается после ремонта. Например, патрубки заменили как-то не по уму.

9 Внутренняя разгерметизация

Разгерметизация может произойти не вовне, а внутрь, то есть антифриз может еще уходить в цилиндры. И не так, чтобы этого не заметить. Потому что если у вас что-то там “блок треснул, пробило какую-нибудь прокладку или еще что-то”, то зачастую, когда антифриз уходит в цилиндры, вы увидите клубы очень белого дыма позади.

На работающем двигателе, не на перегретой системе, открутив крышку расширительного бачка, вы можете встретиться с тем, что наоборот, через это же повреждение масло может пойти в систему охлаждения. И оно будет скапливаться, в том числе, и в расширительном бачке. Точно так же здесь можно и визуально, и с помощью рефрактометра, заметить концентрацию выхлопных газов, которые уходят в антифриз из-за давления в цилиндрах.

В этой ситуации мгновенно потерять уровень антифриза невозможно, потому что если у вас большое количество жидкости попадает в цилиндр, то вы встретитесь с гидроударом. Но за недельку уровень может уйти с максимума до ниже даже чем минимум.

При этом, клубы дыма могут быть не такие уж и сильные, чтобы их не заметить. Ну вот вам навскидку назвал гораздо больше пунктов, когда вас печка не спасет. При этом мы должны учитывать, что большинство людей, находясь во время движения в автомобиле, не могут продиагностировать, что произошло.

А пока вы будете включать печку и подгазовывать, чтобы у вас помпа сильнее прокачала жидкость, может случиться целая куча ситуаций, когда у вас нарушена циркуляция и вы просто приблизите перегрев двигателя.

Оцените статью
Не включай печку, если закипел! Что делать при перегреве двигателя??
— Встречайте родню, мы в аэропорту, через час будем у вас — Сказала родня