«Чтобы двигатель никогда не ломался» — сказал моторист — «правильно выбирай обороты, а в пробке — глуши мотор», теперь только так и делаю

Для начала, как обычно, анекдот в тему:

Мужик установил на «Запорожец» мощный форсированный двигатель.

Ну и поехал на всю мощь. Летит просто, скорость у-у-у-х!

Но машина для такого двигателя легковата и в итоге она улетает с дороги в кювет…

И вот — лежит мужик в больнице — весь в гипсе, на растяжках…

Смотрит – рядом чувак в похожей «униформе» лежит:

– Слышь, мужик, а ты чего тут?

– Да вот ехал я на Мерседесе, на спидометре – 140, вдруг мимо меня Запорожец пролетел, вроде я стою…

Ну я и вышел глянуть, стою я или нет…

Заметил, что на повышенных оборотах двигатель начал как-то подвывать.

И хотя обычно я стараюсь двигатель сильно не крутить, но порой на обгонах все же бывает, что стрелка тахометра уходит за отметку в 5000 об/мин.

Решил в этой связи заскочить к знакомоу мотористу Сергею и поинтересоваться — с чем может быть связано появление гула, исходящего от мотора на повышенных оборотах?!

Сергей сразу же предложил прокатиться, чтобы послушать все самостоятельно. Выехали на трассу — и уже через пару минут я раскочегарил движок до отметки в 5500 об/мин. А Сергей начал при этом рассказывать мне свою «лекцию» про моторы:

«Не даром мотор называют сердцем автомобиля. И, как любое сердце, оно требует бережного обращения. Кто-то постоянно «кормит» его высокими оборотами, кто-то боится раскручивать даже до середины тахометра. А кто прав? Как правильно выбирать обороты в городе и на трассе?

При каких режимах износ минимален, а когда мотор страдает и «плачет»? Это нужно все знать и понимать! В противном случае — быстрый износ двигателя тебе обеспечен!»

«Вот ты говоришь, — мотор надо беречь… А как?» — спрашиваю у Сергея.

«Беречь — не значит «жалеть». Видал тех, кто таскается на 1500 оборотах, боясь газануть лишний раз?» — улыбается он

«Ну… Да. У меня дядя так ездил на своей «девятке», вечно все ему сигналили и обгоняли, а он только ухмылялся в ответ. А потом удивлялся — куда компрессия пропала? Ведь вроде как всегда «жалел» двигатель…» — рассказываю я.

«Вот! Это как раз и убивает мотор! – говорит – Масло недокачивается, нагара – как в дымоходе, поршни работают в полусонном режиме…» — подхватывает Сергей.

«То есть все-таки надо крутить выше?» — уточняю я.

«Всё зависит от ситуации. Но давай по порядку…» — говорит Сергей. И продолжает — «Какие обороты считаются «убийственными» для мотора?

1) Постоянная работа на «низах» (1500–2000 об/мин). В таком режиме масло не создаёт достаточной защиты, детали испытывают ударные нагрузки (особенно в дизелях), нагар копится быстрее.

2) Красная зона (90–100% от максимума) В таком режиме тебе обеспечен перегрев и масляное голодание, а также ускоренный износ ЦПГ (цилиндро-поршневой группы).

3) «Рывковый» режим (резкие разгоны с низких оборотов) Такая манера езды очень опасна для двигателя. Почему? Причина в детонации и в перегрузке шатунно-поршневой группы.»

«И какой режим езды можно считать оптимальным?» — спрашиваю я.

«При городской езде и коротких поездках (до 10 км) держи обороты в диапазоне от 2500 до 3500 об/мин, чтобы прогреть мотор и избежать конденсата в масле. В пробках старайся держать обороты в районе 1800–2500 об/мин – но не ниже! Иначе масло «не доходит» до всех узлов.

И — важно! — если стоишь в глухой пробке дольше 5 минут — лучше заглуши двигатель.

А то ведь бывает, что и 30-40 минут на одном месте стоят — а движок «коптит».

Теперь по трассе! При постоянной скорости от 90 до 120 км/ч — держи обороты в диапазоне от 2500 до 4000 об/мин (зависит от мотора).

На обгонах — 4000 – 5000 об/мин, но кратковременно, — без фанатизма.

Двигатели с турбиной любят средние обороты (3000–4500) — так турбина работает в оптимальном режиме.

«А есть какие-то особые моменты при зимней эксплуатации автомобиля?» — уточняю я.

«Конечно! Прогрев зимой: 1500–2000 об/мин (не газуй на холодную!). Первые 5 — 10 км не нагружай мотор выше 3000 об/мин. Если машина ночевала при -20°C — дай ей поработать хотя бы 3 — 4 минуты перед поездкой.

«А если я люблю погонять?» — продолжаю я — «Если иногда раскручиваю до отсечки?»

«Если масло хорошее и мотор исправен — то ничего страшного в этом нет. Но…» — Сергей выдерживает паузу.

«Но?» — спрашиваю я.

«Но если делать это на холодную или постоянно – готовься к капиталке. То есть иногда – можно. Каждый день – нельзя.» — выдает он в итоге.

5 главных правил для долгой жизни мотора

1) Не бойтесь средних оборотов (2500–4500). Это самый здоровый режим.

2) Избегайте «рваного» стиля езды. Плавные разгоны и торможения – залог долголетия.

3) Меняйте масло вовремя. Даже самое дорогое масло деградирует через 10–15 тыс. км.

4) Следите за температурой. Перегрев убивает быстрее, чем высокие обороты.

5) Давайте мотору «подышать». Раз в неделю – короткий разгон до 5000 об/мин (если позволяет пробег).

Вывод: золотая середина

Двигатель не любит крайностей. Низкие обороты — плохо. Постоянная работа на пределе — ещё хуже. Оптимальный режим — 2500–4000 об/мин в зависимости от нагрузки.

Главное — слушайте свой мотор. Если он «не тянет» на низах — переключайтесь. Если воет на высоких — сбросьте газ.

И помните: правильные обороты – это не только экономия топлива, но и сотни тысяч километров без ремонта.

Оцените статью
«Чтобы двигатель никогда не ломался» — сказал моторист — «правильно выбирай обороты, а в пробке — глуши мотор», теперь только так и делаю
Президентская чета Зеленских поделились с гражданами страны новым совместным кадром