«Запомни эти «звоночки» от двигателя» — сказал моторист — «они предвещают скорую замену цепи ГРМ», сам запомнил и друзьям рассказал

Итак, начнем с традиционного анекдота в тему:

Оставил мужик свою машину во дворе

и приклеил на лобовое стекло записку:

«Бензобак пуст, магнитолы нет, двигатель украли!».

Hа следующий день находит рядом со своей запиской другую:

«Тогда зачем тебе колеса?».

Ехал я по трассе, из города в деревню.

Впереди были выходные, планировал как следует отдохнуть, пожарить шашлыка, выпить пенного напитка и отвлечься от дел насущных. Позади трудная рабочая неделя. И такое ощущение, что все проблемы также остались позади.

Как же я был наивен в своих мыслях. Примерно на полдороги между городом и деревней — вдруг! — машинка моя глохнет прямо на скорости.

Только что двигатель «пел», как соловей, — и вот на тебе — затих.

Такой ерунды у меня раньше не бывало.

Остановился на обочине. Думаю: «И что это было?».

Бензин в баке есть, больше чем полбака. Что не так? Постоял минут десять, начал заводить. Завелась, хоть и с задержкой. Но при этом загорелся индикатор ошибки двигателя «Check Engine».

«Ладно», — думаю, — «сканер ошибок — ELM327 — у меня есть. Доеду до деревни — подключу сканер и посмотрю, что он покажет. Там уж видно будет»

Еще пару минут постоял с работающим двигателем и аккуратно поехал. В целом, машинка едет — все более-менее, но заметил при этом некоторое падение мощности.

И все же до деревни доехал. Подключаю сканер с диагностическому разъему, запускаю на телефоне приложение «Car Scanner». Сканирую!

Выскакивают ошибки «P0335» и «P0340«. Та-а-а-к! Первая (P0335) ошибка мне знакома. Не так давно у меня была проблема с датчиком положения коленвала и выскакивала именно эта ошибка. Но с тех пор прошло всего-то пару месяцев.

«Неужели снова датчик положения коленвала забарахлил?» — думаю.

Благо, в бардачке есть запасной датчик. Быстренько устанавливаю его и повторяю сканирование. Однако, снова выскакивают те же ошибки «P0335» и «P0340«. Хм! Получается, что в данном случае ДПКВ не при чем.

Звоню знакомому мотористу Сергею, и все ему рассказываю.

«Подъезжай!» — говорит Сергей — «Надо посмотреть. Может у тебя что-то с цепью ГРМ?! Давно ее менял?

«Вообще не менял никогда. Чтобы он как-то гремела — не замечал.» — отвечаю.

«Да она может особо и не греметь» — говорит моторист —

«Не будем гадать. Жду тебя, если в течении часа подъедешь — посмотрю, у меня как раз «окошко» есть, а потом у меня машина будет — пару дней буду занят»

«Ну вот» — думаю, — «Шашлыки и пиво — откладываются».

Пока ехал до моториста — машина в пути заглохла на скорости дважды. Очень это неприятно. Откладывать решение проблемы точно нельзя. Нужно разбираться.

«Ну смотри» — говорит Сергей после осмотра автомобиля — «Цепь ГРМ нужно менять. Похоже на то, что она у тебя растянулась. Следовательно, нарушена синхронизация работы коленчатого и распределительного валов. Вот потому и глохнет у тебя машинка на ходу.

Тянуть с заменой я тебе очень не советую. Сейчас объясню — почему.

Цепь ГРМ соединяет коленчатый и распределительный валы, обеспечивая точное открытие и закрытие клапанов в такт движению поршней.

Если цепь растягивается или перескакивает — синхронизация нарушается. Возникает риск столкновения поршней с клапанами, а это полная жесть — деформация деталей, разрушение головки блока цилиндров и дальше все понятно…

Имей ввиду, вместе с новой цепью нужно будет установить также новые успокоители, натяжители и звездочки…»

«Ох! Печально, конечно, но что тут поделаешь? Надо так надо! значит будем менять!» — отвечаю я.

Оставил Сергею машину в ремонт и пересел на автобус. Ближайшие несколько дней мне предстояло ездить на общественно транспорте.

С заменой цепи ГРМ, а также успокоителей, натяжителей и звездочек, никаких проблем не возникло. Сергей, как всегда, все сделал отлично.

Когда забирал машинку из ремонта, Сергей рассказал, на что следует обращать особое внимание, чтобы не упустить проблему с цепью ГРМ в будущем:

1) Металлический стук или лязг в двигателе

Характерный металлический звук, особенно на холодную, — первый «звоночек». Шум возникает из-за ослабления цепи, которая бьется о направляющие или кожух.
Причина может быть не только в растяжении цепи, но и в износе успокоителей или натяжителей.
Что делать: Немедленно провести диагностику. Игнорирование звука ускоряет износ звездочек и увеличивает риск обрыва цепи, а это наихудший сценарий.

2) Автомобиль глохнет на ходу или дергается

Двигатель внезапно теряет мощность, глохнет при движении (как в твое случае!), также возможны рывки при разгоне.
Причина может быть в растяжении, либо в смещение цепи на 1-2 зуба, что нарушает фазы газораспределения. Топливовоздушная смесь сгорает неэффективно, ЭБУ фиксирует ошибки и переводит двигатель в аварийный режим.

3) Проблемы с запуском двигателя

Мотор долго крутится перед запуском, особенно после ночной стоянки.
Растянутая цепь провисает, датчик положения распредвала передает некорректные данные. ЭБУ неправильно рассчитывает момент впрыска топлива.
Если цепь перескочила на несколько зубьев, двигатель может не завестись вообще.

4) Потеря мощности и повышенный расход топлива

Автомобиль хуже разгоняется, «тупит» на подъем, расход бензина или дизеля растет. Причина может быть в нарушении фаз ГРМ, что приводит к несвоевременному открытию клапанов. Сгорание топлива становится неоптимальным.

5) Загорелась лампа «Check Engine»

На панели загорается индикатор неисправности, например, с кодами P0016, P0017 (ошибки синхронизации валов). Датчики положения коленвала и распредвала фиксируют расхождение в их работе из-за смещения цепи.
Что делать: Считать коды ошибок сканером. Если проблема повторяется после сброса, нужна замена цепи.

6) Вибрации и неустойчивая работа на холостом ходу

Двигатель трясется на холостых оборотах, стрелка тахометра «прыгает». Нарушение синхронизации валов приводит к неравномерной работе цилиндров.

Почему цепь выходит из строя?

1) Естественный износ: Ресурс цепи — примерно от 150 до 300 тыс. км, но на некоторых моделях автомобилей проблемы с цепью могут появиться уже к 80 тыс. км.

2) Некачественное масло: Грязное или несвоевременно замененное масло ускоряет износ успокоителей и звездочек.

3) Перегрев двигателя: Высокие температуры деформируют звенья цепи.

Как проверить цепь ГРМ? Советы моториста

1) Визуальный осмотр: Снимите защитный кожух и проверьте провисание цепи. Если она двигается более чем на 0,5 см, — пора менять.

2) Диагностика сканером: Ошибки P0016/P0017 подтвердят проблемы с синхронизацией. Но тут все индивидуально, данные ошибки могут и не появиться.

3) Звуковой тест: Используйте стетоскоп, чтобы локализовать стук в районе цепи.

В завершение хочется отметить, что распространенное среди автомобилистов мнение, якобы «цепь ГРМ — деталь практически вечная», мягко говоря, является преувеличением.

Износ цепи проявляется, как правило, постепенно. Но не каждый способен заметить тревожные «звоночки». Шумы, проблемы с запуском, плавающие обороты и ошибки двигателя — повод срочно посетить СТО. Помните: стоимость замены цепи (200-600 долларов) несравнима с ценой капитального ремонта двигателя. Следите за симптомами, и ваш автомобиль избежит серьезных поломок.

Оцените статью
«Запомни эти «звоночки» от двигателя» — сказал моторист — «они предвещают скорую замену цепи ГРМ», сам запомнил и друзьям рассказал
Ужас закончился лишь тогда, когда я нашла сил выгнать мужа бездельника