8 привычек автолюбителей в СССР, которые теперь кажутся странными

В советские годы личный автомобиль был показателем роскоши и статуса, а не простым средством передвижения. Советская автопромышленность не могла обеспечить огромный спрос на авто со стороны населения, поэтому за ними годами стояли в очереди, притом что сами машины стоили немалых денег.

Так, в 1980 году за самый народный «Запорожец» ЗАЗ-968М нужно было отдать 5 600 советских рублей, за ВАЗ-2106 — 8 400 руб., Москвич-2140 — 7 500 руб., а за ГАЗ-24 — целых 11 200 руб. при средней зарплате 160-180 руб. а месяц. Впрочем, «Волгу» за госцену можно было приобрести лишь по очень большому блату. По статистике, в 1985 году на 1000 жителей приходилось лишь 45 авто (сейчас — 320 машин, т.е. а 7 раз больше).

Незначительное число авто на дорогах, «прелести» плановой экономики в виде тотального дефицита запчастей, привычное мелкое воровство и другие вещи формировали у советских водителей специфический менталитет и особенности езды, которые мы предлагаем вам вспомнить в сегодняшнем обзоре. Нынешнему поколению они покажутся странными, если не сказать дикими, а за некоторые пункты сейчас можно попасть на штраф.

1. Самому ремонтировать авто

Официальных станций техобслуживание (СТО) в СССР было мало, и очередь в них могла растянуться на пару месяцев, а гаражные автосервисы считались нетрудовыми доходами со всеми вытекающими. Поэтому большинству советских автолюбителей вместе с покупкой машины по выходным приходилось осваивать и слесарные навыки. Шиномонтаж, замену масла, колодок и другие мелкие работы почти все делали сами. Везло тем, у кого был свой гараж в кооперативе, где по выходным собирались целые клубы автолюбителей.

Еще одной головной болью был острый дефицит запчастей в автомагазинах и на СТО, которые часто приходилось «доставать» на черном рынке с большой наценкой.

2. Мыть машину в реке

В советские годы экология никого особо не волновала. Вполне нормальным считалось заехать на авто на берег к воде, остановиться на пикник и заодно всей семьёй помыть машину речной или озерной водой. Ведь автомоек не было, а носить туда-обратно ведра воды из квартиры хотелось не всем.

3. Ездить зимой на летней резине

В СССР на каждое авто полагался один комплект всесезонной, а по факту летней резины сроком на три года, что было проблемой для тех, кто много ездил. Специальная зимняя резина раньше не выпускалась, поэтому в гололед и снег приходилось ехать по нечищенным улицам медленно и крайне осторожно. Благо поток машин в те годы был гораздо меньше. В северных районах на колеса надевали цепи.

Лишь в конце 80-х появилась первая советская зимняя резина «Снежинка», но она была очень жёсткая и в большом дефиците.

Часть автолюбителей берегли свою «ласточку» и в принципе не ездили зимой, храня авто в гараже.

4. Не пропускать пешеходов

Хотя привычные нам «зебры» появились ещё в 1980-х годах, многие водители совсем не спешили уступать пешеходам, считая себя «королями дороги». «Берегись автомобиля» был главным лозунгом пешеходов в советские годы.

Впрочем, и у самих пешеходов была низкая культура поведения на дороге. Частенько люди перебегали крупную магистраль в неположенных местах, хаотично шли по проезжей части и т.п.

Сотрудники милиции сквозь пальцы смотрели на такие нарушения.

5. Ездить на механике

В СССР почти не было массовых легковых авто с автоматической КПП в связи с их дороговизной, сложностью производства и ремонта. В связи с этим все советские водители были приучены к работе со сцеплением и ручному переключению скоростей. Благо пробок тогда почти не было даже в крупных городах, и езда «на ручке» не доставляла особых хлопот.

Когда в 90-е годы в Россию начались поставки импортных авто, примерно до 1993-1994 годов АКПП считалась чисто женским вариантом, а настоящий мужчина должен был иметь машину только с МКПП.

6. Тюнинг по-советски

Как и сейчас, некоторые пытались выделить свою машину среди других, прибегая к своеобразному хоум-мейд тюнингу. Самыми популярными вариантами тогда были голова куклы на фаркопе, оплетка руля из проводов, залитая в фары цветная тормозная жидкость, вымпелы, наклейки SU и, конечно, главный хит — розочка из оргстекла на ручке переключения передач.

7. Не пристегивать ремень безопасности

В советских авто ремни безопасности стали устанавливать с конца 1960-х, а в ПДД такой пункт появился в 1980 году с ростом числа ДТП. Тем не менее, далеко не все водители считали нужным их пристегивать, особенно при езде по городу и на заднем сидении. А сами ремни тех лет не имели автоматической регулировки (были неинерционные), что замедляло процесс подготовки в поездке. К слову, подушками безопасности советские машины для рядовых граждан в принципе не оснащались.

8. Забирать магнитолу и дворники

Мелкое воровство в СССР процветало и было практически безнаказанно. Из оставленного во дворе без присмотра авто за 10-15 минут могли снять дворники, а с появлением магнитол — разбить стекло и вытащить её.

Поэтому уходя из авто, дворники и магнитолу брали с собой или по крайней мере прятали в багажник. Многие вообще ездили со снятыми щётками стеклоочистителей, одеваля их лишь при необходимости.

Впрочем, на этом злоключения автомобилистов не кончались. После ночи некоторые с ужасом обнаруживали, что с авто сняли колеса или слили бензин.

Оцените статью
8 привычек автолюбителей в СССР, которые теперь кажутся странными
— Много тратишь. Показывай чек за продукты и неси ужин сюда, — распорядился муж, вытянувшись на диване